ПРОБЛЕМА МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ПРОБЛЕМА МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Андреева О.К., Широков В.А., Червяков Д.С.
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Человек является субъектом многочисленных и разнообразных отношений, поэтому проблема межличностных отношений является одной из приоритетных в психологии.

Межличностные отношения характеризуют взаимодействие между людьми. Р. Бейлсом были выделены следующие виды взаимодействий, которые в четырех сферах:

-​ В сфере позитивных эмоций: солидарность, согласие, снятие напряжения.

-​ В сфере решения проблем: предложение, указание, мнение, ориентация других.

-​ В сфере постановки проблем: просьба об информации, просьба высказать мнение, просьба об указании.

-​ В сфере: несо​гласие, создание напря​женности, демонстрация антагонизма [19].

Типы взаимодействия отражают характер, особенности межличностных отношений. Соответственно, в межличностном взаимодействии находят свое проявление эмо​ционально-чувственный, когнитивный и поведен​ческий компоненты межличностных отношений. Эмоции и разум сочета​ются, определяя всю глубину, многообразие и сложность изучаемого феномена.

В системе межличностных отношений важен, прежде всего, сам субъект (субъекты) отношений, со своей уникальностью и неповторимостью (в отличие от официальных, деловых, партнерских отношений). В противном случае любой акт взаимодействия можно обозначить как межлич​ностные отношения, но с разной степенью психологической близости.

Согласно Т. Шибутани межличностные отношения являются взаимными ориентациями, развитие и кристаллизация которых происходит у индивидов при длительном контакте. Характер этих взаимоотношений определяется личностными чертами индивидов, которые включены во взаимодействие. Следует учитывать шаблон межличностных отношений, развивающихся между включенными в совместное действие людьми: он создает еще одну матрицу, накладывающую дальнейшие ограничения на то, что каждый человек может или не может делать [57, с. 274]. Следовательно, межличностные отношения, в отличие от других типов отношений, предполагают определенные ограничения и ответственность за себя и за человека, с которым вступают в отношения.

А. В. Петровский изучал межличностные отношения в аспекте деятельности, согласно ему в любой реально развитой (не диффузной) группе межличностные отношения опосредуются содержанием, целями и задачами социально значимой деятельности этой группы. Группа, осуществляя свою цель, изменяет себя, свою структуру и внутренние отношения. Характер и направление этих преобразований зависят от степени опосредования их содержанием деятельности и социальной ценности самой совместной деятельности [19].

В. Н. Куницына и соавторы так же рассматривают межличностные отношения с точки зрения совместной деятельности. Со​гласно им, межличностные отношения представляют это система установок, ориентаций и ожиданий членов группы относительно друг друга, которые определяет содержание и организация совместной деятельности, и ценности, лежащие а основе общение людей [29].

Значительный вклад развитие психологической мысли внесла психологическая теория деятельности, особенно в нашей стране. Однако считаем, что не все формы чело​веческого бытия поддаются объяснению с позиции деятельностного подхода. Что касается развития отношений в трудовом коллективе, на производстве, то для объ​яснения их развития этот подход вполне уместен. В данном случае отношения (их развитие) обусловлено производственной, трудовой необходимостью в совместной деятельности. Однако он не учитывает личностные особенности субъектов отношений, их оценку, восприятие, понимание и принятие друг друга.

В отношениях между людьми проявляются, обозначаются и взаимодействуют свойства их психических реальностей, что создает пространство межличностных отношений [37].

В отношении человека к человеку следует различать объективные и субъективные аспекты, аспекты осознания и переживания личностью тех объективных отношений, в которых она находится с другими [37].

Сущность межличностных отношений состоит в том, что субъектом отношения выступает другой человек, при этом отношения людей имеют взаимную направленность. Эти межличностные отношения отличаются от таких видов, как самоотношение, отношение к предметам, межгрупповые отношения, да и, пожалуй, от некоторых видов внутригрупповых отношений.

Исследование межличностных отношений в контексте межличностной коммуникации предполагает осуществление анализа межлич​ностных отношений - обращения не к случайным кратковременным ситуативным контактам между людьми, а к относительно устойчивым длительным взаимоотношениям (для их анализа, в общем, даже неважно, соприсутствуют ли партнеры в данной ситуации).

Ядром отношений являются сознательные усилия партнеров, направленные на то, чтобы сделать свои чувства понятными или, напротив, скрыть их; чтобы достичь согласия относительно того, кем они хотят быть друг для друга. Чу​вства и сопровождающие их действия задают матрицу отношений, в соответствии с которой строится общение. Тем самым межличностные отношения, рассмотренные как система определенных шаблонов поведения, структурируют общение, обеспечивают его преемственность между данными партнерами.

Исхо​дя из этого, межличностные отношения определяются «как взаимные ориентации, которые развиваются и кристаллизуются у индивидов, находящихся в длительном контакте» [25, с. 15].

В межличностных отношениях реализуются известные, знакомые, узнаваемые, понятные, ожидаемые формы активности. В них как бы минимален риск неизвестности, они вводят в индивидуальное и коллективное сознание людей такое содержание, как долженствование, как большую вероятность присутствия будущего в настоящем, как осуществление будущего, его потенциальную реальность, как воплощение надежды [1, с. 233].

Е. В. Андриенко рассматривает межличностные отношения как внутригрупповые, имеющие формальную и неформальную структуру. Характеризуют межличностные отношения согласно Е. В. Андриенко :

а) социальный статус человека;

б) его позиция в системе формальных отношений;

в) чувства, которые испытывают люди друг к другу в процессе совместной деятельности [5].

В психологической литературе можно найти такое понятие, как «близкие отношения», которое по своему смысловому содержанию приближается к межличностным отношениям. Так, Д. Вэлвуд отмечал, что в «близких отношениях» доминируют внутренние личностные факторы, основную роль играют чувства и близость. Эти отношения пробуждают глубинные возможности человека, направляют его на путь личностного и духовного развития. Главными чертами таких отношений выступают: осознанность, открытость, отказ от социальных и ролевых стереотипов, традиций, защит. Это предполагает большую личностную работу по созданию отношений, которые не даются в готовом виде, а формируются самим человеком [19].

В межличностных отношениях участники одной стороны, стремятся понять друг друга, вникнуть во внутренний мир и увидеть, «каким является в самом деле другой человек», а с другой — каждый из участников стремится быть адекватно понятым со стороны партнера.

Классифицируя отношения в контексте межличностного общения, В. А. Лабунская отмечает, что совокупность отношений человека как субъекта общения располагается в пространстве трех координат, имеющих как позитивный, так и не​гативный полюс. На основе этого автор выделяет три группы отношений:

степень аффилиации (притяжение, любовь и отталкивание, ненависть);

доминирование—подчинение;

включенность—отсутствие [19].

Потребность во включенности характеризует стремление устанавливать и сохранять благоприятные отношения с другими людьми, на основе которых возникают взаимодействие и сотрудничество. Она проявляется в поведении, имеющим целью возбудить внимание и интерес у окружающих, при этом акцент делается на процессе взаимодействия и объединения, т.е. это – потребность быть включенным в группу. Степень выраженности данной потребности варьирует от интенсивного взаимодействия до полного отказа от него.

Потребность в контроле определяется как потребность в достижении и поддержании удовлетворительных отношений с людьми в области контроля и распределения власти.

Диапазон варьирования этой потребности – от желания доминировать над другими, оказывать на них влияние, быть авторитетом, принимать ответственные решения – до желания подчиняться, избегать ответственности, быть контролируемым.

Таким образом, мы можем сказать, что межличностные отношения –это субъективно переживаемые в разной степени осознаваемые взаимосвязи между людьми. В их основе лежат разнообразные эмоциональные состояния взаимодействующих людей и их психологические особенности. Межличностные отношения охватывают значительный круг явлений, но все они могут быть квалифицированы с учетом трех компонентов взаимодействия: восприятия и понимания людьми друг друга; межличностной привлекательности (притяжение и симпатия); взаимовлияния и поведения (в частности, ролевого).

Литература:

1.

Просмотров работы: 4024