Ключевые слова: тендер, проблемы развития, госзакупки
Эффективность деятельности любого предприятия всегда зависела, и будет зависеть от того, насколько правильно предприятие использует свои производственные возможности и при помощи каких мероприятий происходит его развитие и продвижение на рынок. Существует достаточно большое количество мероприятий, позволяющих держать предприятие на плаву и при воздействии которых стабильность фирмы будет только увеличиваться, но для каждого предприятия, в зависимости от его вида деятельности, необходимо применять такие пути развития, которые окажут на процесс его работы максимальный эффект. Наибольшую популярность в настоящее время стало приобретать участие предприятий в тендерных торгах, что позволяет ему заявить о себе и получить возможность приобрести новых партнеров [6].
В течение последних лет тендерная система России получила достаточно сильное развитие. В сравнении с тем печальным состоянием, в котором ранее находилась данная сфера, насквозь пронизанная коррупцией и переполненная бюрократизмом, современное положение вещей внушает настоящий оптимизм и радость за уже свершенные преобразования. Но, несмотря на это, в России многие проблемы работы с тендерами, к большому сожалению, до сих пор являются достаточно актуальными и порождают затруднения при участии в торгах [5].
Опыт становления российской системы государственных закупок в условиях развития рыночных отношений показал эффективность и перспективность этого направления для экономичного использования финансовых ресурсов и обеспечения качественной продукцией, как государственных потребностей, так и нужд других хозяйствующих субъектов. Согласно данным исследования НАУЭТ, на 31.12.2014 г. на российском рынке государственных и корпоративных закупок работало более 295 тыс. организаций, 79% из которых – государственные и муниципальные заказчики, осуществляющие закупки по 44-ФЗ, и 21% - заказчики, работающие по 223-ФЗ. Объем размещения заказа за анализируемый период (01.01.2013г. – 31.12.2014г.) составил порядка 6,64 трлн. руб., что на 10% больше прошлогоднего значения. Количество конкурентных закупочных процедур за период составило 2 534 702 (см.табл.1).
Таблица 1
Объем размещения заказа по способам осуществления закупки за период 01.01.2013 г. - 31.12.2014 г.
Способ закупки |
Сумма начальных максимальных цен контрактов (договоров), млрд. руб. |
Количество закупочных процедур |
А |
1 |
2 |
Электронный аукцион |
3 918,51 |
1 514 624 |
Запрос котировок |
144,27 |
775 632 |
Открытый конкурс |
1 313,92 |
41 230 |
Конкурс с ограниченным участием |
125,24 |
9 843 |
Двухэтапный конкурс |
0,59 |
39 |
Запрос предложений |
12,11 |
10 498 |
Прочие процедуры |
1 128,85 |
182 836 |
Всего |
6 643,48 |
2 534 702 |
Источник: [2]
Около 58,98% закупок на сумму 3 918,51 млрд. руб. было осуществлено путем проведения электронного аукциона. В то же время, количество проведенных электронных аукционов составляет 1 514 624 процедур или 59,76% от общего количества опубликованных закупочных процедур.
В 2014 году потери государства от закупок составили 278,2 млрд. руб., что на 4,78% больше прошлогоднего значения (без учета уровня инфляции). Уровень завышения цен по 1 государственному сектору в целом составил 6,3%, что на 0,8% больше аналогичного значения 2013г. Наибольший уровень завышения закупочных цен имеет федеральный сегмент, который равен 9,2%. Уровень завышения в региональном сегменте оценивается в 5,4%, в муниципальном – 4,5% [4].
Состояние современной системы госзакупок в России характеризует наличие определенных сложностей и проблем, тормозящих ее развитие. Основными недостатками существующей системы государственных закупок являются: отсутствие четкости и унификации технологий, сложность процедур проведения госзакупок, а также многочисленные нарушения, использование «серых» схем, сговоры в стремлении обойти «неудобный» закон.
Эксперты отмечают следующие системные проблемы законодательства о закупках и практики госзакупок:
– риски недобросовестного поведения и некомпетентности поставщиков, следствием чего являются риски неисполнения заказа;
– трансформация коррупционных рисков в другие формы: сговор заказчика и поставщика через излишнюю детализацию технического задания под конкретных поставщиков;
– рост несостоявшихся торгов, по которым остается один участник, с которым и заключается контракт по цене, близкой к стартовой; сговор потенциальных поставщиков, которые регистрируются и допускаются на аукционы, но не принимают непосредственного участия в аукционе и контракт заключается по цене, близкой к начальной;
– срыв процедур размещения заказов «серыми» участниками путем демпинга в заявках или необоснованных жалоб на действия заказчиков; неформальное урегулирование споров в связи с неисполнением, несвоевременным или недобросовестным исполнением обязательств [1].
Корень проблем в том, что нынешнее законодательство отвечает только на вопрос, как закупать, как отбирать поставщиков, но не отвечает на вопросы, зачем совершается конкретная закупка и какой результат должен быть получен.
Существует ряд причин, по которым организации продолжают отказываться от участия в тендерах, несмотря на выгодность и перспективность этого мероприятия на современном рынке. Прежде всего, это ценовой параметр - стоимость закупки, выставляемой на тендер, должна превосходить две тысячи минимальных оплат труда. Помимо того, зачастую происходят вынужденные отказы от участия в таком типе тендеров как запрос котировок - тогда, когда, кроме разницы в цене, компания предлагает услуги качественно отличные от конкурентских, что при данной форме тендера никак не учитывается.
На современном этапе в российской экономике можно выделить три ключевых направления в реализации глобальной реформы в сфере закупок товаров, работ, услуг:
создание контрактной системы закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд;
формирование системы государственного оборонного заказа;
регламентация закупок субъектов государственного сектора экономики [3].
В Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года система государственных закупок рассматривается в качестве одного из значимых инструментов реализации инновационной политики государства. В указанном документе, в частности, нашло отражение признание того факта, что «в настоящее время государственные закупки не стали значимым инструментом стимулирования инновационной активности, в то время как в мировой практике закупки для государственных нужд выступают в качестве важного ресурса для создания спроса на инновации».
Изучив проблемы и перспективы развития тендерной деятельности в РФ, необходимость реформирования системы госзакупок вызвана объективными причинами и нормальной логикой развития государства, так как в действующей системе закупок совершенно очевиден ряд проблем, которые невозможно решить «косметическими» корректировками законодательства.
Список литературы
Агрегатор информации о тендерах и закупках [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL: http://tendernews.com.ua;
Рейтинг эффективности госзакупок [Электронный ресурс] / Режим доступа: URL: http://www.cnews.ru;
Про бизнес [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL: http://pro-business.kz;
Официальный сайт «О-Тендере.ком» Все про тендерные закупки, организацию, участие, проведение[Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL: http://otendere.com.
Сайт о бизнесе и для бизнеса [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL: http://bisiness.ru
PRO тендеры [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL: http://protendera.ru