Ключевые слова: Методология дизайна, научный дизайн.
Все что нас окружает, все, с чем мы сталкиваемся ежедневно, в каждой вещи, предмете, на улице, дома, везде свою роль играет дизайн, он применим в каждой области. Если задуматься, то в наше время и в нашей жизни, все связано с дизайном, и в какой-то степени зависит от него.
И пусть дизайн не настолько сложен и не подвязан на математических вычислениях и формулах (пока еще), или открытиях физики, но все же у него не меньше своих особенностей. Самое главное, что дизайн более приближен к чувствам человека, чем любая другая область науки.
Дизайнерская деятельность ее значение и необходимость в предметном мире. Сейчас в 90% предприятий, компаний, или просто маленьких организаций есть не только вакансия Дизайнер, но и часто еще привлекаются профессионалы со стороны, для создания стиля и бренда компании. И не важно, чем занимается данная компания, делает рекламные баннеры или продавать колбасу, необходимость в свежих идеях дизайнера необходима. При этом сферы применения знаний специалистов разнообразны. Это и строительство, и образование, и производство.
Мечта любого студента художественного факультета – персональные выставки, свобода творчества. Это доказывает нам, что дизайн – это один из главных двигателей торговли, это очень значительная часть нашей жизни, и не важно, насколько близок ты к дизайну, но ты все равно будешь соприкасаться с ним.
Профессионализм как основа в мире дизайна. С развитие новых технологий, усовершенствование программ для дизайна, повышения качества инструментов технических, повышается и качество создаваемых продуктов, мышление развивается в новом ключе, приходят новые идеи.
Важно, чтоб каждый человек, умеющий работать с компьютерными программами, не считал себя профессионалом, не имея под собой почвы классического обучения дизайну. Настоящий профессионал должен уметь и знать все, что связано с данной профессией, и не должен бояться брать в руки кисть, испачкаться в краске или глине.
Рассмотрим статьи научных исследований и просто статьи и мнения дизайнеров, о научном дизайне.
Георгий Петрович Щедровицкий - человек, который посвятил свою жизнь изучению процессов мышления и деятельности в дизайне. Он анализировал результаты семинаров, статей и своих наблюдений. Г.П. Щедровицкий написал очень полезные для дизайнеров работы по теории проектного мышления в дизайне. Георгий Петрович делал акцент на изучении процесса и результата. Также изучал то, что способствовало взаимосвязи продуктивности мышления и практического результата деятельности. Это могло быть и средовое окружение, руководство, коллектив, заказчики и проблемы самого дизайнера.
Отрывок из статьи Г.П. Щедровицкого «Дизайн и его наука: “художественное конструирование” – сегодня, что дальше?»: Особенность современного состояния дизайна состоит прежде всего в том, что в нем сильно развиты проектировочные подразделения, значительно слабее — методические и только-только начала развиваться наука. Но, как уже отмечалось выше, без развития науки не может быть дальнейшего развития самого дизайна. Следовательно, основная задача сейчас состоит в том, чтобы скорейшим образом ее построить. Основной принцип методологического подхода во многом подобен принципу дизайнерского конструктивно-проектного подхода. Можно сказать, что методология науки — это особого рода дизайн в сфере науки.
Научное исследование дизайна сосредотачивается на развитии и исполнении (разработанных) экспонатов с явным намерением улучшить функциональное исполнение экспоната. Проектируйте научное исследование! Такой принцип подхода, как универсальное для дизайнеров правило, применяется (но не ограничивается) к категориям экспонатов, включая алгоритмы, интерфейсы человека/компьютера, методологии дизайна (включая модели процесса) и языки [1].
Такие известные научно-исследовательские институты как Лаборатория СМИ Массачусетского технологического института, Центр Стэнфорда Исследования Дизайна, Институт Программирования Карнеги-Mellon, PARC ксерокса и Центр Организации и Системного проектирования Брунеля используют подход Научного исследования Дизайна.
Итак, дизайн в России рассматривался раньше с функциональной позиции, затем появились требования к эстетическому нормативу предмета, затем постмодернизм нарушил все выстроенные классические понятия об эстетике. Сегодня время пост-пост-пост-модернизма, общество озабочено экологическими проблемами, что связано с выживанием человека. На передний план выдвигается роль и значение научного дизайна.
Без научной основы дизайн не имеет права вторгаться в средовое окружение человека 21 столетия с его реакцией на все, что нарушает экологию. Без знания основ научного дизайна не получишь конечного и правильного результата. В первую очередь дизайнер опирается на правила и знания, затем изучает примеры и аналоги, затем выстраивает взаимодействие с заказчиком.
Но какой бы основа знаний одинаковой ни была, каждый дизайнер выдает свой единственный, ни на что не похожий, авторский продукт.
Литература
Давыдова Г.А. «Автобиографические материалы Г.П. Щедровицкого».
Режим доступа: http://www.fondgp.ru/gp/bio
Щедровицкий Г.П. Наука и методология науки дизайна (Основные области теоретического исследования дизайна). Режим доступа: http://www.fondgp.ru/gp/biblio/rus/58
Ткалич С.К. Курс лекций по дисциплине «Основы исследовательской деятельности в дизайне». Осенний семестр. 2015. Институт искусств МПГУ.
Ткалич С.К. История дизайна: эволюция, методология, современные тенденции: Учебное пособие для вузов в 2-х ч. Гриф УМО МГХПУ им. С.Г.Строганова. – М., 2007.
Интернет-ресурс. Режим доступа: http://cakelabs.com/blog/works/nauchnyy-dizayn/.
Интернет-ресурс. Режим доступа: http://ru.knowledgr.com.
4