Сервисы Web 2.0 – разновидность сайтов, на которых онлайн контент (внутреннее наполнение сайта) созданный самими пользователями, объединен и разделен между участниками и контролируется самими членами сообщества.[1] Создание данного контента и продвижение всех ресурсов Web 2.0 происходит с помощью некоторых интерактивных инструментов силами самих пользователей сети Интернет.
Сейчас существует огромное количество сетевых технологий второго поколения, способствующих развитию личностно-ориентированного аспекта современного процесса образования, их многогранность и разнообразие просто поражает. Это такие сервисы как, например:
виртуальные доски;
онлайн графика (редакторы, анимация);
видеоролики, презентации;
сервисы создания документов, офис-сервисы;
библиотеки, интерактивное онлайн телевидение, вики-среды;
карты;
тесты, анкетирования и опросники;
ленты времени;
социальные сети, блоги, форумы, сетевые дневники и др.
Использование тематических сервисов Web 2.0 позволяет:
более явно организовывать деятельность школьников по самостоятельному обучению, изучению материала без чьей-либо помощи, особая актуальность этого выявляется тогда, когда по какой-нибудь причине ученики пропустили занятия;
использовать диагностику знаний, умений и навыков учащихся, уровень знаний в целом, а так же их уровень подготовленности к определенной теме и занятию;
применять интерактивный диалог с учителем или сверстником.
Практически все сайты, поддерживающие технологии Web 2.0, имеют в своей основе интерактивность или хотя бы ее поддержку. Под интерактивностью здесь понимается обмен разнообразной информацией между пользователями сети Интернет. Это приводит к тому, что в более широкой форме происходит взаимное использование ресурсов или же обозначается система их распределения. Каждый из пользователей имеет свободный доступ к созданию и распространению контента в сети Интернет.
Таким образом разнообразные социальные сервисы Web 2.0 являются связующим звеном в процессе учебного взаимодействия учащихся с преподавателями за счет использования инструментов социального программного обеспечения.[2]
Web 2.0 технологии сегодня используются повсеместно. С их помощью постоянно создается новый контент, и в его создании участвуют миллионы людей. В сеть приносятся новые тексты, рисунки, фотографии, музыкальные и видеофайлы. И при всем этом современное сетевое общение между людьми все чаще происходит в форме взаимного наблюдения за действиями других людей, их сетевой активностью, а не в форме прямого обмена сообщениями. Постепенное освоение всех этих новых средств ведет не просто к решению новых задач, но к изменению мировоззрения, позволяющего видеть окружающий мир с новой, другой точки зрения.
Благодаря открытости, доступности, коллективизму и открытости, социальные сервисы Web 2.0 становятся естественной образовательной средой, целесообразность использования которой в учебных целях не вызывает сомнения.
Проникновению инновационных технологий в образование способствует еще и то, что значительный объем нужных для работы знаний учащийся получает во время так называемого неформального обучения — общения с ровесниками, считающимися экспертами в определенных вопросах, и поиска информации по различным сетевым ресурсам.
Однако следует понимать, что в школах среда Web 2.0 не вытеснит базовый процесс обучения, однако может стать его эффективным дополнением. Важно понимать, что Web 2.0 инструментарий открывает новые возможности не столько для получения, сколько для создания учебного контента, в том числе самими учащимися. При том что для большинства современных школьников работа с таким сетевым инструментарием и осознанное включение их в среду обучения потребует от них весьма понятных усилий по самоорганизации. Все то же самое, но даже в большей степени касается и учителей, поскольку, во-первых, для многих из них работа с новыми Web-технологиями может оказаться затруднительной, а во-вторых, они должны будут адаптироваться к ситуации, когда инициатива в организации учебного процесса переходит в руки учащихся.[3]
Информационные Web 2.0 технологии в образовании сейчас становятся одними из наиболее востребованных и самых применяемых. Размах их использования постепенно все более и более расширяется.
Технологии Web 2.0 обязательно должны быть использованы в процессе образования, так как они дают чуть большую свободу и учающимся, и учителям, позволяя первым значительно расширить возможности самостоятельных занятий, а вторым — применять более творческие подходы к обучению.
Список использованной литературы:
Введение в сервисы Web 2.0 [электронный ресурс] //Сычев А./ Режим доступа: http://www.intuit.ru/studies/courses/606/462/lecture/10399
Гнеденко В.В., Тютяев А.В. Использование технологий Web 2.0 в образовании // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2009. – № 3 – С. 82-0
Интеллектуальные Web технологии в образовании [электронный ресурс] //Алешкевич В.А., Клименко Е.В., Сугорнаева С.П./ Режим дотупа: http://www.scienceforum.ru/2014/pdf/5796.pdf