ПРИЧИНЫ И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ СОВРЕМЕННОГО МИГРАЦИОННОГО КРИЗИСА В ЕВРОПЕ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ПРИЧИНЫ И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ СОВРЕМЕННОГО МИГРАЦИОННОГО КРИЗИСА В ЕВРОПЕ

Гандалоева Ш.Р. 1
1Финансовый Университет при Правительстве Российской Федерации
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Современные процессы миграции в Европе, наряду с аналогичными процессами в мире, являются одной из ключевых проблем всего человечества. Суть этих процессов - стремление мигрантов к благополучию и безопасности, которые между собой неразрывно связаны. Причинами миграции могут быть локальные или региональные военные конфликты, природные и техногенные катастрофы, эпидемии, голод, низкий уровень жизни, нехватка рабочих мест и невозможность найти достойную работу в своей стране, политические процессы и многие другие.

Большинство стран мира участвуют в миграционных процессах как страны происхождения, транзита или назначения мигрантов, причем многие из стран одновременно выступают сразу в нескольких ролях. Миграционные процессы в современных условиях имеют существенное значение для обеспечения устойчивого социально-экономического развития национальных экономик. В то же время в условиях глобализации возрастает межстрановая конкуренция за ресурсы, в том числе за «человеческий капитал» [3].

Являясь глобальным вызовом, миграция несет в себе угрозу стабильному социально-экономическому развитию тех стран, куда прибывают мигранты. Вынужденная безработица, отсутствие занятости и денег часто толкает некоторых мигрантов на незаконное добывание денег и материальных благ. Подобная проблема наблюдается на всех континентах. Исходя из социальной сущности проблемы миграции, можно утверждать, что негативные социальные явления постоянно сопутствуют миграции.

Актуальность исследования процессов вынужденной миграции в Европе определяется, в первую очередь, событиями, происходящими на Ближнем Востоке, а также политическими трансформациями в странах современной Европы. Анализ миграционных процессов и их причин, а также их воздействия на социально-экономическую и политическую жизнь европейских государств – в центре внимания данной исследовательской работы.

Миграционные процессы в современной Европе приобретают все больший размах, оказывая влияние как на внутреннюю политику европейских стран, так и на внешнеполитические международные отношения. В странах растет социальная и политическая напряженность, активизируется деятельность правых партий и движений, нарастает угроза терроризма, в обществе усиливаются настроения ксенофобии, что может привести к эскалации социальных конфликтов, политической нестабильности европейского общества.

Подобный анализ миграционных процессов в странах, где реализована модель государства всеобщего благоденствия, позволяет выявить и прояснить ряд тенденций и значимых процессов, во многом меняющих политическое лицо Европы.

Рост террористической угрозы и политика США на Ближнем Востоке как основные причины миграционного кризиса

Европейский миграционный кризис, возникший в начале 2015 года, связан с многократным увеличением потока беженцев в Европейский союз (ЕС) из стран Северной Африки, Ближнего Востока и Южной Азии, и неготовностью ЕС к их приёму и распределению.

Одной из главных причин возникновения проблемы миграции аналитики, политологи, социологи и журналисты считают противоправные действия США на Ближнем Востоке. С данным мнением согласны и большинство политических деятелей. По словам президента Сирии Башара Асада, если Европа хочет остановить поток мигрантов, она должна прекратить поддерживать террористов на Ближнем Востоке [5].

Последние события в Ираке дали пищу для анализа мировым экспертам, многие из которых пришли к мнению, что не только в Ираке, но и в таких странах как Сирия, Афганистан, Пакистан, Ливия, Украина американские политики намеренно создают очаги напряженности, искусственный хаос, чтобы потом выступить «миротворцами» и закрепить позиции Вашингтона [7].

Организация «Исламское государство Ирака и Леванта» до недавнего времени базировалась главным образом в северных и восточных провинциях Сирии. Появившаяся в апреле 2013 года при активном участии Запада и монархических арабских режимов, эта организация, как известно, первоначально вышла из недр созданной американцами террористической «Аль-Каиды» и была призвана развязать террор и произвол на сирийской территории [7].

Неудивительно, что подобное обострение ситуации спровоцировало массовый отток населения из опасных регионов. По информации Управления Верховного комиссара Организации Объединённых Наций по делам беженцев (УВКБ / UNHCR), подавляющее число этих людей составляют так называемые «лица, нуждающиеся в защите и помощи». Прежде всего это вынужденные мигранты, покинувшие регионы, отличающиеся особенно нестабильной военно-политической обстановкой, включая Афганистан, Сирию, где идет гражданская война, и Эритрею, страну с жестким диктаторским режимом [8].

Следует выделить ряд основных причин увеличения числа беженцев в Европу 2015 года:

  • Отсутствие перспектив: продолжающаяся гражданская война в Сирии, войны в Ираке и Афганистане и другие препятствовали возращению беженцев на родину, а заканчивающиеся собственные средства к существованию (беженцы не имеют права работать) вынудили людей покинуть лагеря в направлении стран Европы, в надежде на высокий уровень жизни в этих странах.

  • Ухудшение финансирования лагерей для беженцев в Турции, Ливане и Иордании и как следствие сокращение рациона питания беженцев, введение платы за использование воды и электричества. Отсутствие возможности посещения школ детям беженцев.

  • Расширение территорий, находящихся под контролем Исламского государства, что способствовало увеличению количества беженцев и переполнению и без того полных лагерей.

  • Вторая Гражданская война в Ливии, которая ранее являлась страной назначения для многих мигрантов и беженцев из стран Северной Африки, привела к росту числа беженцев, которые стали стремиться в страны ЕС.

  • Открытие беженцами более безопасного маршрута через Средиземное море — Грецию — Македонию, далее ЕС, вместо старого через Средиземное море — Ливию — Италию.

  • Решение правительства Македонии (середина июня 2015 года) о выдаче беженцам трёхдневных виз, что позволило мигрантам без регистрации пересекать страну в направлении Европы и стимулировало миграционный поток. Согласно дублинскому соглашению, регистрация или заявка на предоставлении убежища должны происходить в первом государстве-члене ЕС, в которое въехал беженец [10].

Приведем мнение по данной проблеме бывшего президента Чехии Вацлава Клауса. По его словам, «США сыграли "основную роль" в возникновении современного миграционного кризиса в Европе. … Экспорт демократии, уничтожение правительств стран Ближнего Востока, бессмысленное противостояние с Россией, жертвой чего стала Сирия. США значительно способствовали этому миграционному кризису» [9].

Миграция и беженцы в Европе: цифры, факты, пути решения проблем

По оценкам УВКБ ООН по состоянию на 1 октября 2015г., около 700 000 человек в 2015 г. будут искать безопасность и международную защиту в Европе. И, по прогнозам, в 2016 г. число прибывающих в Европу может еще возрасти [4].

Год 2015-й наверняка войдет в историю как период беспрецедентного миграционного кризиса на южных и юго-восточных границах Европы. Никогда еще потоки вынужденных переселенцев, стремящихся любой ценой добраться до европейских стран, не были столь многочисленны. По состоянию на сентябрь 2015 года через Средиземное море до Европы добралось почти 350 тыс. человек, что по сравнению с аналогичным периодом времени в 2014 году составило прирост в 60%. [8]

Вряд ли является случайностью тот факт, что самым «популярным» маршрутом среди беженцев, стремящихся добраться до Европы, стал именно путь через Балканы. За последние месяцы морские границы Европы стали для беженцев во многом непроницаемыми. Поэтому Балканский маршрут остается единственной реальной альтернативой, даже несмотря на то, что ЕС продолжает вкладывать значительные средства в укрепление пограничного режима на своих сухопутных рубежах.

Обратимся к статистике. На рис. 1 представлены данные, которые приводит ОЭСР, о доли беженцев по странам исхода в первом полугодии 2014г и первом полугодии 2015г., на рис.2 — данные по странам прибытия.

Рис. 1. Доля беженцев по странам исхода, 2014 - 2015гг.

Источник: [11]

Рис. 2. Доля беженцев по странам прибытия, 2014 -2015гг.

Источник: [11]

Столкнувшись с настоящим миграционным хаосом, Европейский союз ищет решение, которые устраивало бы всех членов ЕС, было бы справедливым, адекватным и рассчитанным как минимум на среднесрочную перспективу. А пока сотни беженцев оказываются в Венгрии без помощи, денег, перспектив. Как показывает практика, страны восточной Европы среди вынужденных мигрантов «котируются» не очень, зато самыми предпочтительными для них оказываются, с большим отрывом, Германия, а потом Швеция.

Многие беженцы прилагают огромные усилия для того, чтобы не попасть «на карандаш» к властям этих стран, потому что в противном случае они тут же стали бы субъектом Дублинского соглашения о стране первого въезда. Целая группа стран ЕС во главе с Германией, между тем, все громче требуют кардинального пересмотра самих основ Дублинского законодательства и создания более современной и справедливой схемы распределения беженцев по странам- участникам этого договора. Эта проблематика самым прямым образом затрагивает и Швейцарию.

Существует предложение ввести систему твердых квот, которые бы рассчитывались на основе таких показателей, как ВВП данной страны Европы, численность населения и уровень безработицы. Швейцария, если верить данным Евростат, принадлежит к числу стран с одной из самых высоких квот (70,5%) положительных решений по ходатайствам о предоставлении убежища или о признании в качестве «временно принятого». Лидером является Болгария (94,1%), а замыкает список Венгрия (9,4%), поскольку в эту страну в подавляющем большинстве пытаются попасть беженцы из Косово, официально считающегося «безопасной страной» [8].

Заключение

В Европе сегодня не осталось стран, не затронутых миграционном кризисом. И, несмотря на значительный опыт, накопленный в ЕС и в мире в проведении миграционной политики, странам пока не удается найти решения остро стоящих проблем.

Главы государств, признав необходимость совместной активизации мер по борьбе со сложившейся кризисной ситуацией, разработали программу финансирования в размере 2,4 млрд евро странам – членам ЕС. Программа, рассчитанная до 2020г., предусматривает строительство новых центров по приему переселенцев, улучшение процедуры предоставления убежища, совершенствование методов интеграции, а также ускорение репатриации тех, кто не получит разрешение остаться в странах Европы. Дополнительные средства выделяются на улучшение пограничного контроля, систем наблюдения и обеспечения безопасности.

Однако по мнению большинства экспертов, кризис в Европе – это лишь отголосок более глубокой и серьезной проблемы обострения ситуации на Ближнем Востоке в связи с проводимой противоправной политикой США, основными инструментами которой является намеренное создание очагов напряженности, искусственного хаоса, для дальнейшего выступления «миротворцем» и закрепления позиции Вашингтона. С данным мнением согласны и многие политические деятели. Европа, выступая в роли союзника США, только усугубила проблему наплыва беженцев в страны Евросоюза. Для ее ликвидации необходимо устранение первопричины, а именно следует прекратить поддержку американской политики в восточных странах наряду с усилением мер по контролю за миграционными потоками внутри самих стран – членов ЕС.

Список использованной литературы

  1. Асад: ИГИЛ появился в Ираке в 2006 году под покровительством США// Деловая газета «Взгляд», 16/09/2015. http://www.vz.ru/news/2015/9/16/767092.html

  2. Бородачев Т. В., Зиновьева Е.С., Лихачева А.Б. Теория международных отношений в XXI веке. М.: Международные отношения, 2015. -226с.

  3. Кадышева О.В. Роль международной трудовой миграции в обеспечении устойчивого социально-экономического развития и конкурентоспособности России. Материалы ежегодного Форума молодых стратегов. Академия МНЭПУ (Москва). 2015. Т.1. с. 17-23. http://elibrary.ru/item.asp?id=24825270

  4. Кризис с беженцами в Европе. Пресс релиз Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев (УВКБ ООН). 01.10.2015. http://unhcr.ru/

  5. Кулинич Р. Башар Асад призвал Европу прекратить поддержку террористов// 24СМИ.новости, 16.09.2015. http://24smi.org/news/30366-bashar-asad-prizval-evropu-prekratit-po_newsya_pol.html

  6. Лебедева М.М. Мировая политика / Структурные трансформации и развитие отечественных школ политологии. Под ред. О.В. Гаман-Голутвиной. – М.: Аспект Пресс, 2015. – 464с.

  7. Михин В. Ирак: террористическая политика США в действии// Интернет-журнал «Новое Восточное Обозрение». 18.06.2014.http://ru.m.journal-neo.org/2014/06/18/irak-terroristicheskaya-politika-ssha-v-dejstvii/

  8. Нгуэн Д.-К., Зуммерматтер Ш. Миграция и беженцы в Европе: цифры и факты (Перевод на русск.яз. Петров И.) 14.09.2015. http://www.swissinfo.ch/

  9. США способствовали миграционному кризису в Европе//ИА SakhaNews,12.11.2015. http://www.1sn.ru/152300.html

  10. Dublin Transnational Project. Part II. http://www.dublin-project.eu/dublin/Dublin-Project/Dublin-Project-Part-II

  11. Is this humanitarian migration crisis different? OECD Migration Policy Debates №7, 09.2015. http://www.oecd.org/migration/Is-this-refugee-crisis-different.pdf

  12. Migration and citizenship data. EUROSTAT. http://ec.europa.eu/eurostat/web/population-demography-migration-projections/migration-and-citizenship-data

7

Просмотров работы: 5606