Возникает необходимость исследовать особенности арт-рынка в России с помощью анализа основных сегментов рынка, а также определить основные проблемы на рынке искусств и возможные пути их решения.
В узком смысле арт-рынок – это экономическая категория, подразумевающая собой оборот предметов, обладающих художественной ценностью. При рассмотрении данного значения арт–рынок представляет собой общий порядок цен на художественные произведения какого-либо автора, инвестиционную привлекательность, заключение сделок по купле-продаже произведений искусства.
В широком смысле арт-рынок включает в себя духовные, нематериальные ценности, которые возникают из-за уникальности и неповторимости произведений искусства. Арт-рынок – сложное полифункциональное явление. Если рассматривать его художественную сторону, то на первое место выходит эстетическая ценность произведение искусства, если экономическую – его рыночная стоимость. В целом арт-рынок – социально-экономический и культурно-исторический феномен и механизм, представляющий собой систему товарного обращения произведений искусства.
В последнее время появляется множество коллекционеров, которые рассматривают искусство, как экономическую категорию, то есть как возможность прибыльной инвестиции. И действительно, существует множество факторов, привлекающих покупателей вкладывать деньги в искусство:
1) Надежность вложений и рост дохода, которые существуют на рынке из-за постоянного роста цен на настоящие произведения искусства;
2) Потенциал рынка (в России скопилось множество ценных художественных произведений, есть финансово-коммерческий капитал)
3) Способ легализации накоплений и снижения налоговых выплат;
4) Низкая зависимость от других финансовых показателей и изменениях в экономике (так, подобные инвестиции спасают от инфляции);
5) Возможность расширения для инвесторов бизнес контактов (в том числе и зарубежных);
6) Престижность инвестиций (придают респектабельность и создают престиж инвестора).
Законодательная база рынка искусств практически не развивалась больше в России со времени 1990-1993 годов, когда происходило развитие в стране инфраструктуры арт-рынка. В то время были приняты следующие законы: Основы законодательства РФ о культуре. М., 1992; Закон РФ «О вывозе и ввозе культурных ценностей». М., 1993; Закон РФ «О музейном фонде РФ и музеях в Российской Федерации». М., 1996; Закон «Об авторском праве и смежных правах». М.,1993. Эти законы представляют лишь основу для создания хорошей законодательной базы, которая бы охватывала все сферы на рынке искусств, а не только касалась некоторых фрагментов. Но в связи с последующим кризисом в истории художественного рынка законодательная база в России так и осталась лишь на этапе зарождения, не трансформировавшись больше с изменениями на рынке. Таким образом, сейчас рынок существует стихийно, а множественные пути ухода от законодательства способствуют развитию черного рынка, который не облагается налогами. Так лишь треть от всего арт-рынка в нашей стране легитимна.
Неразвитость инфраструктуры, а в особенности экспертного сообщества очень мешают коллекционерам, что часто приводит их к ошибочным приобретениям. В России в отличие от Запада велики риски инвестирования в дорогие произведения, из-за чего наибольшей ликвидностью обладают работы, не превышающие отметки в 10 тысяч долларов, что не способствует успешному развитию рынка.
Таким образом, было выявлено множество проблем на арт-рынке, которые сильно тормозят его развитие. Подводя итоги, нужно сказать, что для успешного становления российского рынка искусств необходимо:
• Создать продуманную законодательную базу;
• Развивать арт-рынок на всей территории России, а не только в столицах;
• Формировать информационные структуры, направленные на освещение деятельности арт-рынка (СМИ);
• Внедрять бизнес технологии (опыт маркетинговых технологий для продвижений продуктов, брендинг);
• Оказывать государственную поддержку участникам рынка;
• Увеличивать долю современного искусства на рынке;
• Развивать структуры, выполняющие посреднические функции;
• Совершенствовать экспертное сообщество, уменьшать долю подделок на рынке искусств;
• Стимулировать интерес людей к приобретению произведений искусства;
• Развивать связи с иностранными покупателями и продавцами художественных произведений.
Таким образом, арт-рынок в России находится на стадии становления, что может быть обусловлено небольшой по времени и сложной по периодам историей его развития. Кроме того, состоянием основных компонентов современного рынка (неразвитость инфраструктуры): практически полное отсутствие законодательной базы, малое привлечение информационных служб (СМИ), проблемы с организацией посреднической деятельности, несформировавшееся экспертное сообщество (что приводит к большому количеству подделок на рынке).
Также существенной проблемой является отсутствие широкого круга постоянных коллекционеров и связей с зарубежным художественным обществом. Все эти проблемы привели к тому, что арт-рынок не может выполнять свои основные функции, а значит, не имеет возможности приносить потенциальную прибыль.
1. Ветрова А.А. «Структурный анализ субъектов и объектов арт-рынка в контексте современных реалий» // Креативная экономика. № 2. 2013. — 83-88 с.
2. Благосклонов А. Статья «Арт-бизнес в России – «кот в мешке» или идеальное вложение денег?» [Электронный ресурс] http://rating.artunion.ru/