Проведение переговоров с участием медиатора использует опыт посредничества, накопленный в юридической практике, в международном и гражданском праве. Само присутствие незаинтересованных лиц улучшат психологическую атмосферу переговоров, усиливает конвенциональность общения, препятствует неконструктивному поведению. Кроме того, медиатор берет на себя функции координатора процесса переговоров, имеет план работы и следит за соблюдением процедуры переговоров[1, с. 521].
Актуальность нашего исследования обусловлена возможностью внедрения технологий медиации в социальной работе с семьей, так и для профилактики проблем кризиса семьи в современных условиях. В настоящее время повышается рост количества браков, заключенных в возрасте от 18 до 23 лет. По статистике Российской Федерации, количество разведенных и заключаемых браков имеет примерно равное соотношение. В 2014 году в Республике Саха (Якутия) было заключено 7931 браков, а разведено - 4489 пар [4]. Для молодых супругов характерно вхождение, привыкание в семейную жизнь, распределение обязанностей, преодоление различных проблем (жилищный, финансовый вопросы), что вызывает конфликтные ситуации. Поэтому необходима подготовка молодых людей к браку, обучение конструктивным способам преодоления конфликтов, выборе адекватным стратегиям поведения в конфликтных ситуациях. Именно медиация является одним из таких видов помощи, обучения и поддержания здорового функционирования молодой семьи.
Основной целью данного исследования явилось рассмотрение возможности обращения к медиатору молодыми семьями. Гипотеза: выбор стратегии поведения в конфликтной ситуации молодыми семьями влияет на потребность обращения к медиатору за выработкой определенного решения спора, например, выбирая стратегию «сотрудничество», молодые люди хотят воспользоваться услугами медиатора. Респондентами выступили молодые люди, состоящие в зарегистрированном браке, в количестве 60 человек. Возрастной диапазон: от 18 до 30 лет. Опрошенные респонденты проживают в городе Якутск.
Специфика молодой семьи заключается в том, что она находится в процессе своего становления[3, с. 39]. Молодые супруги узнают друг друга, и некоторых конфликтных ситуациях могут вести себя по-разному. В первые годы брака супруги стремятся сохранить теплые, доверительные отношения, поэтому хотят быстрее уладить разногласия, поэтому 45% опрошенных молодых людей совершают уступки для скорейшего завершения конфликтной ситуации (тактика «приспособление»). 23% респондентов приходят с супругом к компромиссу, для того, чтобы обе стороны были довольны исходом конфликтной ситуации. Применяют тактику «соперничество» 8 (14% от общего числа опрошенных) молодых людей, которые стремятся «выйти победителем» из конфликта, причем 25 % из них – мужчины. Можно предположить, что они в силу своего темперамента, характера, неумения уступить супруге в конфликтной ситуации, - все это может привести к нездоровым отношениям и частым разногласиям в семье. Из общего числа опрошенных людей, 14% используют тактику «сотрудничество», также 4% применяют тактику ухода из конфликта, что на наш взгляд, оказывает отрицательное влияние на отношения супругов из-за недоговоренности, недосказанности.
Рис. 1. Стратегии поведения в конфликтной ситуации
На вопрос, пошли бы респонденты в центр медиации для урегулирования конфликта, мы получили следующие результаты:
Рис. 2. Обращение в центр медиации
Из диаграммы видно, что большинство респондентов (58%) не пошли бы в центр медиации для урегулирования конфликта. По данным анкетирования можно сделать вывод, что в целом население не готово обратиться к медиатору за профессиональной помощью по урегулированию споров, так как мало информировано о медиации. Такой выбор обусловлен рядом причин (низкой правовой культурой, убеждениями о том, что семья обязана самостоятельно справляться с конфликтом, с ментальностью населения и т. д.).
Однако есть и положительные результаты: 42% опрошенных молодых людей согласились бы поучаствовать в процедуре по примирению, поскольку нуждаются в объективной оценке конфликтной ситуации и выработки взаимовыгодного решения спора. Коэффициент корреляции между переменными «стратегии поведения» и «обращение к медиатору» довольно высок (r = 0,991242), что говорит о зависимости между выбором стратегии поведения и желанием обратиться к медиатору, таким образом, гипотеза данного исследования была потверждена. Большой интерес вызывает тот факт, что 65% опрошенных респондентов со стратегией поведения “приспособление” не желают прибегать к медиативному процессу. Мы предполагаем, что данные респонденты в силу личностных особенностей, не особо стремятся изменить какие-либо конфликтные ситуации в семейной жизни.
Таким образом, по данным анкетирования можно сделать вывод, что молодые семьи мало информированы о процедуре медиации и, в некоторых случаях, о конструктивных способах решения конфликтов, о чем свидетельтвует статистика разводов и заключаемых браков не только в Республике Саха, но и в России. На наш взгляд, для того, чтобы население обращалось за профессиональной помощью к медиатору, необходим ряд мер со стороны государства и общественных организаций, также и самих медиаторов.
Использованная литература:
Анцупов А. Я., Шипилов А. И. Конфликтология: Учебник для вузов. – 2-е изд. перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. – 591 с.
Кармин А. С. Конфликтология: Учебник. Изд. 2-е, исправ. / Под редакцией Кармина А. С. Серия «Учебники для вузов. Специальная литература». – СПб.: Издательство «Лань», 2000. – 448 с.,
Синягина Н. Ю. «Современная молодая семья: взрослые и дети» СПб: Каро, 2007. – 205 с.
Федеральный закон от 27 июля 2010 г. №193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника процедуре медиации» (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс] Режим доступа: base.garant.ru/12177508/ (Дата обращения: 07.05.14 г.)