РОЛЬ ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ПРОФИЛАКТИКЕ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ СРЕДИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

РОЛЬ ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ПРОФИЛАКТИКЕ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ СРЕДИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

Гиззатуллина А.Р. 1
1Башкирский государственный педагогический университет имени М.Акмуллы
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Проблема девиантного поведения несовершеннолетних детей и подростков не характеризуется уникальностью, но исследование этого явления особенно актуально на сегодняшний день.

Девиантное поведение часто называют «отклоняющимся». Отклоняющееся поведение имеет место тогда, когда индивид, пренебрегая системой социального контроля, строит свое поведение так, что оно порой выходит за рамки, допустимые социальными нормами. Говоря другими словами, в этом случае речь идет о несоответствии совокупности действий или одного действия индивида целям и ожиданиям всего общества.

Согласно данным Федеральной службы государственной статистики, в последние годы произошло снижение числа преступлений, совершенных несовершеннолетними (с 78 тысяч в 2010 г. до 59 тысяч в 2014 г.) Это в значительной мере обусловлено общим понижением уровня преступности в стране, отчасти демографической проблемой, но не наличием налаженной профилактической работы с подростками. На наш взгляд, 59549 тысяч преступлений в год, совершенных несовершеннолетними и при их соучастии - это очень большие цифры, и, следственно, в целом, общественная опасность преступлений, совершаемых несовершеннолетними, продолжает оставаться высокой.

К сожаленью, количество школьников с девиантным поведением в нашей стране достаточно высокое. Это и определяет актуальность данной проблемы, в первую очередь, для педагогики. Девиантные проявления среди учащихся общеобразовательных учреждений выступают серьезной проблемой общества в целом, и ее решение способствует успешному духовному и нравственному развитию общества и государства. Подростки больше других возрастных групп страдают от нестабильности социальной, экономической и моральной обстановки в стране, потеряв сегодня необходимую ориентацию в ценностях и идеалах, - старые разрушены, новые - не созданы. Дефицит позитивного воздействия на подрастающее поколение очевидно. А ведь стараться не допустить возможных отклонений в поведении детей и подростков с трудным характером намного эффективнее и проще, чем потом бороться с уже наступившими негативными последствиями. На мой взгляд, одним из лучших средств и методов профилактики девиантного поведения среди школьников является гражданско-правовое воспитание.

Роль патриотического воспитания в социализации детей и подростков трудно не оценить, ведь патриотизм – это не только любовь к Родине, своему Отечеству, забытое, немодное понятие. Патриотизм – это, в первую очередь, любовь к самому себе, своим близким, окружающим, высокая нравственная ценность. Но в последние годы наблюдается негативное влияние средств массовой информации на сознание подростков: вследствие чего резко снизилось воспитательное воздействие русской культуры, искусства, образования на формирование нравственно-патриотического сознания несовершеннолетних. Труд и учеба утратили общественную ценность и значимость, стали носить прагматический характер - больше получать благ, привилегий и меньше работать и учиться. Такая позиция подростков приобретает все более открытые и воинствующие формы, порождая новую волну потребительства, что и провоцирует поведенческие девиации. А гражданско-патриотическое воспитание способно дать новый импульс духовному оздоровлению подрастающего поколения, формируя у подростков готовность к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей. Патриотическое воспитание предполагает приобщение детей к культуре своего народа, выработку умения противостоять негативному влиянию лжегероев, которыми очарованы дети, получающие неверные представления о героизме из современных фильмов, телепередач, компьютерных игр и, к сожалению, своих семей.[3,с 43]

Наиболее целесообразным для становления гражданской правовой культуры школьников в современных условиях является личностно ориентированная модель гражданского и правового образования, которая выполняет задачу разностороннего влияния на сознание и поведение личности. Для достижения эффективности этого процесса необходимо: - обеспечить наличие преподавателей, имеющих: а) широкую психолого-педагогическую подготовку, позволяющую работать в инновационном поле создания современных педагогических технологий, дающих возможность одновременно воздействовать на логическую, эмоциональную, волевую сферу правосознания личности, аксиологических и деятельностно практических компонентов образования б) специальные исторические и юридические знания, которые должны быть адаптированы в учебном процессе с учетом возрастных особенностей учащихся - интегрировать курсы граждановедения и правового образования как наиболее взаимосвязанные и взаимообусловленные конкретными антропологическими культурно-историческими условиями развития общества.[3,с 45]

Главной целью для учителя должно быть воспитание патриотов России, граждан правового демократического государства, обладающих чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к Отечеству, своему народу.[4,с 290] Исходя из этой цели, можно сформулировать следующие задачи: 1. Формировать осознанное отношение к Отечеству, его прошлому, настоящему и будущему на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира. 2. Развивать гражданственность и национальное самосознание учащихся. 3. Воспитывать уважение к закону, к нормам коллективной жизни. 4. Развивать и углублять знания об истории и культуре родного края. 5. Воспитывать уважительное отношение к истории родной страны, традициям школы. Гражданско-патриотическое воспитание предполагает неустанную работу учителя по формированию у школьников чувства гордости за свою Родину и за свой народ, уважения к его великим свершениям и достойным страницам прошлого, к истории своего Отечества, понимания неповторимости богатства культурных традиций.

В целях гражданского и патриотического воспитания нужно проводить внеклассные мероприятия, посвященные событиям и участникам Великой Отечественной войны, «Уроки мужества», информационные вестники, а также использовать материалы краеведения, истории жизни знаменитых земляков. На мероприятиях, посвященных истории родного края, дети узнают много интересного, знакомятся с традициями и обрядами родного народа. Большое значение в воспитании чувства патриотизма и любви к Родине имеют классные часы, проведение конкурса рисунков, концертов, торжественные линейки, акции, посвященные Дню защитника Отечества, Дню Победы. Целесообразным было бы также проведение циклов бесед и правовых турниров по Конвенции о правах ребенка и Конституции РФ с привлечением сотрудников полиции, часов общения «Законы нашей жизни», правовых диктантов с использованием информационных технологий. Таким образом, система патриотического воспитания должна предусматривать формирование и развитие у школьников социально значимых ценностей – гражданственности и патриотизма; воспитание таких качеств, как трудолюбие, уважение к правам и свободам человека, любовь к окружающей природе, семье.[4,с194]

Интересным направлением представляется организация различных кружков, как, например, «Право в нашей жизни», на заседаниях которого детям будут предложены следующие виды познавательной работы: - представления об общественно-экономической ситуации в стране и мире. [1,с165] Эти представления должны отражать сведения о государственном устройстве (история создания, развития, роль исторических личностей в этих процессах), символику (флаг, гимн, денежная единица), основные документы гражданина (свидетельство о рождении, паспорт, аттестат о среднем образовании, диплом, медицинский полис) образ жизни, традиции, обряды, обычаи, культурно-историческое наследие; - представления о природно-климатических, историко-культурных, этнографических особенностях народов и их роли в жизнедеятельности личности; - представления о личных правах человека. дети должны знать о том, что каждый человек с рождения обладает свободой, личным достоинством;- представления о гражданских правах человека (у каждого человека есть право быть гражданином своей страны); - представления о социальных и культурных правах человека (право на труд, образование, медицинское обслуживание, жилье, досуг, времяпрепровождение, свободу слова, печати, собраний, волеизъявления, при наличии таких свобод, прочие демократические свободы, которые присущи свободному обществу); - представления о праве на конфессиональные, общечеловеческие и этнонациональные приоритеты, о гражданственности. Ребёнок должен усвоить, что он имеет право на любое вероисповедание, признание в качестве духовно-нравственных приоритетов общепризнанные мировой и этнонациональной культурой ценности, в числе которых ценности духовные и материальные, а также гражданские права и обязанности

Таким образом, в результате организации вышеперечисленных примерных мероприятий, можно наблюдать заметное усиление у школьников с отклоняющимся поведением ориентации на ценности гражданско-патриотической и правовой направленности. Патриотическое воспитание должно стать неотьемлемой частью процесса профилактики девиантного поведения среди детей и подростков.

Литература:

  1. Антуфьева О.А., Фалькович Т.А., Обухова Л.А. Патриотическое воспитание подрастающего поколения: Методическое пособие. – Воронеж, 2006. – 166 с

  2. Вырщиков А.Н., Кусамарцев М.Б., Пашкович А.П. Настольная книга по патриотическому воспитанию школьников: методическое пособие школьных администраторов, учителей, классных руководителей, педагогов дополнительного образования. Серия: Воспитательная работа. – М.: издательство Глобус, 2014. – 330с.

  3. Саркисян З.В.: Патриотическое воспитание девиантных детей.Проблемы педагогики.- №1.2014.-43с

  4. Шевченко О.Н. Социальная работа по профилактике девиантного поведения среди детей и подростков в условиях учреждений интернатного типа: Социальная политика и социология-№4.Том 2.,2013.- 194с

  5. Шеляг Т.В., Павленок П.Д., Худовердян В.Ц. Отв. ред. Холостова Е.И.: Технологии социальной работы: Учебник - М.: ИНФРА-М, 2012. – 399с.

Просмотров работы: 1507