ИЗУЧЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ИЗУЧЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Лукашева Е.А. 1, Черепкова Н.В. 1
1Ставропольский филиал МПГУ Ставрополь, Россия
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В настоящее время актуальность проблемы готовности ребенка к школе обусловливается многими факторами. Один из серьезнейших этапов в жизни ребенка, вхождение его в мир знаний, новых прав и обязанностей, сложных и разнообразных отношений со взрослыми и сверстниками- это школьное обучение.

Современные исследования показывают, что 30 - 40% детей приходят в первый класс массовой школы неготовыми к обучению, то есть у них недостаточно сформированы социальный, психологический, эмоционально - волевой, коммуникативный, компоненты готовности. Поэтому вполне понятна та озабоченность, которую проявляют и взрослые, и дети при приближающемся поступлении в школу.

Важно заранее, еще до начала школьного обучения выяснить, насколько психологические возможности ребенка соответствуют требованиям школы. Если такое соответствие есть, то ребенок готов к школьному обучению, т.е. он готов к преодолению трудностей в учении. Начало школьного обучения предполагает необходимость наличия у ребенка сформированности социальной позиция школьника: он должен уметь взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, выполнять требования учителя, контролировать свое поведение.

Школа предъявляет требования к самым разным психологическим качествам ребенка. Психологическая готовность является важной предпосылкой успешного обучения в школе, от ее сформированность зависит, как сложится отношение ребенка к учению, как будут относиться к нему учитель, одноклассники, как оценят его родители и даже незнакомые взрослые.

Один из важнейших итогов психического развития в период дошкольного детства это психологическая готовность ребенка к школьному обучению. Проблема психологической готовности ребёнка к обучению в школе, была предметом научного интереса целого ряда отечественных психологов, таких как Л.И. Божович, Л.А. Венгер, А.Л. Венгер, А.Н. Леонтьев, М.И. Лисина, А.В. Запорожец, А. Керн, Н.И. Гуткина, А.Р. Лурия, Д.Б. Эльконин и др. При изучении школьной готовности отечественные исследователи опирались на фундаментальные положения теории Л.С. Выготского «о зоне ближайшего развития», «соотношении обучения и развития». Зарубежные психологи: - Ст. Холл, Я. Йирасек, Ф. Керн, С. Штебл, Г.Гетцер, Ф. Игл, Л.Б. Эймс и др., рассматривая психологическую готовность ребенка к обучению в школе, определяют степень её развития, в основном через когнитивные показатели.

Сравнительный анализ зарубежных и отечественных исследований, позволяет сделать вывод, что основное внимание зарубежных психологов направлено на создание тестов и гораздо в меньшей степени ориентировано на теорию вопроса.

Высокие показатели психологической готовности, как правило, обеспечивают успешность адаптации ребенка к школе, однако не гарантируют, что в начальной школе у ребенка не возникнет проблем, что отмечают многие исследователи данной проблемы. К сожалению, иногда получается так, что у этих детей, в первые же дни обучения, формируется завышенная самооценка своих возможностей; ребята начинают относиться к учению легкомысленно, у них не развиваются такие качества личности, как настойчивость, упорство, самокритичность, и они теряют интерес к учебе. Постепенно, при возрастании учебных трудностей, у этих детей возникают проблемы в обучении и закрепляются не самые благоприятные личностные особенности. Получается, что хороший уровень психического развития, достигнутый ребенком к моменту поступления в школу, не обеспечивает долгосрочных гарантий школьной успешности и столь же высоких темпов развития личности ребенка в школьные годы.

К компонентам готовности к школьному обучению относятся интеллектуальная готовность (сформированность таких психических процессов как восприятие, память, мышление, воображение), личностная готовность (формирование устойчивой структуры мотивов, зарождение новых социальных потребностей, новых типов мотивации, усвоение моральных ценностей и социальных норм), психофизиологическая готовность (сформированность структур и функций мозга).

Целью экспериментальной работы было изучение уровня психологической готовности к обучению в школе исследуемой группы дошкольников. Основой исследования послужила программа Н.И. Гуткиной . Наше экспериментальное исследование было организованно на базе МБДОУ ЦРР дс №60 «Крепышок» г. Ставрополя. В ходе исследования обследовались 15 детей подготовительной группы. Экспериментальное исследование проводилось в период с сентября по декабрь.

Выявление психологической готовности к обучению в школе у детей старшего дошкольного возраста (по Н.И. Гуткиной )

№п/п

Название методики

Цель методики:

1

«Определение доминирования познавательного или игрового мотива»

Выявить мотив, доминирующий в мотивационной сфере ребёнка.

2

«Внутренняя позиция школьника»

Выявить наличие у ребёнка «внутренней позиции школьника»

3

«Домик»

Выявить умение ребёнка ориентироваться в своей работе на образец, умение точно скопировать его; Выявить особенности развития произвольного внимания, пространственного восприятия, сенсомоторной координации и тонкой моторики руки.

4

«Да и нет»

Выявить умение действовать по правилу.

Обработка результатов по методике «Определение доминирования познавательного или игрового мотива» проводилась согласно описанию Н.И.Гуткиной: дети с выраженным познавательным интересом предпочитают послушать продолжение сказки. Дети со слабой познавательной потребностью предпочитают поиграть.

Как показывают результаты, полученные с помощью данной методики у 60% (9 человек) испытуемых доминирует игровой мотив и у 40% (6 человек) познавательный.

Обработка результатов по методике «Внутренняя позиция школьника» также проводилась соответственно требованиям, описанным Н.И. Гуткиной.

По результатам методики выявлено: у 60% (9 человек) испытуемых внутренняя позиция школьника не сформирована и у 40% (6 человек) - сформирована.

Обработка экспериментального материала по методике «Домик» проводилась путем качественного анализа ошибок.

В результате проведения методики «Домик» выявлено: 6,7% (1человек) испытуемых показали высокий уровень, 66,6% (10 человек) - средний уровень и 26,7% (4 человека) - низкий уровень;

Обработка экспериментального материала по методике «Да и нет» Н.И. Гуткиной проводилась путем качественного анализа ошибок..

По результатам проведения методики «Да и нет» выявлено: 6,7% (1 человек) испытуемых показали высокий уровень, 66,6% (10 человек) - средний и 26,7% (4 человека) - низкий уровень.

Анализ результатов по проведённым методикам позволил выявить общий уровень психологической готовности детей к учению в школе: 6,7% (1 человек) испытуемых показали высокий уровень мотивационной готовности, 66,7% (10 человек) испытуемых - средний уровень и 26,6% (4 человека) - низкий.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что большинство детей находятся на среднем уровне психологической готовности к обучению в школе. Также у 4 испытуемых был отмечен низкий уровень психологической готовности, что свидетельствует о том, что для успешного школьного обучения с дошкольниками 6 - 7 лет необходимо проводить педагогическую работу, направленную на подготовку к обучению в школе.

Полученные результаты свидетельствуют о том, что большинство детей находятся на среднем уровне психологической готовности к обучению в школе. Также у 4 испытуемых был отмечен низкий уровень психологической готовности, что свидетельствует о том, что для успешного школьного обучения с дошкольниками 6-7 лет необходимо проводить педагогическую работу, направленную на подготовку к обучению в школе.

Следовательно, можно сделать вывод, что под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников.

Список литературы:

1. Авраменко Н.К. Подготовка ребенка к школе. М., 2002. 148 с.

2. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 2010. 230 с.

3. Венгер Л.А. Готов ли ваш ребенок к школе. М.: Владос-Пресс, 2004. 159 с.

4. Вовчик-Блакитная Е.А. Детские контакты и их мотивы. // Школьное воспитание. 2011. № 6. С. 34-38.

5. Конева О.Б. Психологическая готовность детей к школе: Учебное пособие. Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2010. 132 с.

6.Кравцова Е.Е.Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. М.: Педагогика, 2013. 268 с.

Просмотров работы: 1053