В последнее время в научной среде возрос интерес к исследованию феноменов и явлений общественной жизни через человеческие ценности. Но при изучении данной темы мы сталкиваемся с различными проблемами, одной из которой является понятие «ценность». Очень трудно прийти к единому определению. В философии существуют разные формулировки этого понятия, каждая из которых раскрывает свою сторону.
Первым выявил своеобразие феномена ценности (в 50 — 60-е годы XIX столетия) немецкий философ Р. Г. Лотце (1817–1881 гг.) в книге «Микрокосм» и в трактате «Основания практической философии». Именно он представил понятие «значимость» в качестве самостоятельной категории. Ставшей, в последствии, основой ценностного осмысления.
Не смотря на то, что понятие «ценность» сформировалось достаточно поздно, феномен значимости и оценки был в философии со времен ее становления. В философии античности, средневековья, возрождения, просвещения ценностное мировоззрение формировалось в контексте проблем этики и эстетики, после чего выявлялись духовные ориентиры.1
В античной и средневековой философии ценностные характеристики включались в саму жизнь, рассматривались как одно целое, неразрывны с реальностью.
Категория ценности наиболее полно была разработана классической немецкой философией, особенно И. Кантом. Он понятие ценности связал с понятием доброй воли. Важным в кантовском анализе понятие ценности является то, что это понятие он соотносит с человеком как целью, ее развитием, а так же и ценности, как полезность желаний. Этот аспект И. Кант называет относительной, обусловленной ценностью.
«Наиболее аргументированным, распространенным и приемлемым является утверждение, согласно которому ценности являются предметом потребностей и интересов человека. Этими предметами являются вещи, явления или идеи, мысли. Отсюда ценности можно разделить на две группы:2
Материальные и духовные.
К первым можно отнести: орудия и средства труда, предметы и вещи непосредственного потребления. Ко вторым же идеи, теории и мнения.»
Философы разных учений дают такие характеристики понятию «ценность»:
1. «Особый сплав значений определяющих вещественно-предметные свойства явлений и в то же время вращающих практическое и эмоциональное отношение к ним человека…» А. Ф. Лосев.
2. «Ценностное отношение, которое «порождается субъектно-объектной связью» как «специфическим философским и особенно философским описанием поведения и деятельности людей»» М.С.Каган
3. «то, что чувства людей диктуют признать стоящим над всем и к чему можно стремиться, созерцать, относиться с уважением, признанием, почтением…» П. Менцер.
В настоящее время особое значение приобретают общечеловеческие ценности. Они регулируют поведение человека, являясь одним из важнейших критериев, стимула и орудия поиска путей взаимопонимания. Но нужно понимать, что общечеловеческие ценности имеют исторический характер. Их понимание в античности или в эпоху средневековья очень отличается от их понимания в современном обществе.
«В современной философии пока не пришли к единому мнению, что являются общечеловеческими ценностями. Но можно выделить некоторые из них, которые, несомненно, являются актуальными в любое время:
- ценность человеческой жизни;
- смысл жизни, добро, справедливость, красота, истина, свобода и т.д.;
- ценность природы как основы жизнедеятельности человека, предотвращения экологической катастрофы, сохранения окружающей среды;
- предотвращения угрозы войны;
- обеспечение свободы, демократизации всех сфер человеческой жизнедеятельности - экономики, политики, культуры и т.д.»
В повседневной, обыденной жизни люди понимают понятие «ценность» так:
Цели, к которым человек стремиться. Они составляют основу нравственных принципов. Важные компоненты человеческой культуры, которые сопровождаются нормами и идеалами. Человек удовлетворяет потребности, желания, интересы свои, либо какого-то человека, общества в целом. С помощью ценностей характеризуется личностный смысл для каждого.
Проще говоря, в настоящее время для кого-то ценностями является построение карьеры, для кого-то семья, продление рода. Кто-то ценит вещи такие как: деньги, одежду, автомобиль и так далее. То есть вещи обретают статус ценности при наличии человека, при наличии того, кто способен ценить. Алмаз не будет представлять никакой ценности, если никогда не попадет в руки человека.
Дальнейший анализ сущности и развития человеческих ценностей является одной из важных сторон научного исследования и понимания истории общества и культуры.
Список литературы
Ан С.А. // Журнал Вестник Кемеровского государственного университета.-2014.-№2. – с. 230.
Касьян В.И. Проблема ценностей в философии[http://uchebnikionline.com/filosofia/filosofiya_-_kasyan_vi/problema_tsinnostey_filosofiyi.htm]
1 См. об этом: Ан С.А. // Журнал Вестник Кемеровского государственного университета.-2014.-№2. – с. 230.
2 См. об этом: Касьян В.И. Проблема ценностей в философии[http://uchebnikionline.com/filosofia/filosofiya_-_kasyan_vi/problema_tsinnostey_filosofiyi.htm]