О ФИНАНСИРОВАНИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПОРТИВНЫХ КЛУБОВ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

О ФИНАНСИРОВАНИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПОРТИВНЫХ КЛУБОВ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Спортивные клубы создаются для определенных целей. Основные из них - это популяризация определенного вида спорта, организация досуга для населения, получение прибыли. Прибыль состоит из призовых, полученных с соревнований, поступлений от телетрансляций, спонсоров, от трансферов спортсменов, от продажи билетов и другой коммерческой деятельности. Многим клубам любого уровня и статуса зачастую удается выполнить только одну цель, а именно организацию досуга. При этом в них вкладываются немалые средства. Анализу источников финансирования для спортивных клубов и возможных путей по извлечению прибыли и будет посвящена наша работа.

Действующее российское законодательство, регулирующее общественные отношения в области физической культуры и спорта, дает следующее определение понятию «спортивный клуб», содержащееся в статье 19 Федерального закона от 04.12.2007 № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»: «Спортивные клубы являются юридическими лицами, осуществляющими учебно-тренировочную, соревновательную, физкультурную и воспитательную деятельность; спортивные клубы независимо от их организационно-правовых форм создаются и осуществляют свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации»[1]. На наш взгляд, данное определение достаточно широко и, по сути, охватывает все физкультурно-спортивные организации. Следуя данному определению, к спортивным клубам можно причислить и спортивные федерации, и детско-юношеские спортивные школы.

Более точным выглядит определение, данное в англоязычной литературе, а именно: «Спортивный клуб – клуб, созданный с целью игры в один или более вид спорта. Спортивные клубы могут классифицироваться как организации, члены которой играют вместе бесплатно и по определенному поводу, и вызывающие интерес для просмотра только у семьи или друзей, так и крупные коммерческие организации с профессиональными игроками, имеющими команду, которая регулярно играет против других клубов и привлекает иногда большую массу готовых платить зрителей. Клубы могут предназначаться только для одного вида спорта, так и для нескольких (мультиспортивные клубы) [2]. Таким образом, к спортивным клубам можно отнести дворовые, школьные, студенческие, профессиональные и т.д.

В истории становления и развития спортивных клубов в России существовало несколько этапов. В дореволюционной России спортивные клубы организовывались преимущественно по территориальному принципу и были основной формой первичных спортивных организаций. С приходом к власти большевиков дореволюционные спортклубы были закрыты как буржуазные организации, а первичным звеном стали коллективы физической культуры, которые создавались на заводах, фабриках и на базе трудовых коллективов других организаций.

В Советском Союзе спортивные клубы стали возрождаться в начале 60-х годов и создавались по производственному принципу. Звание «Спортивный клуб» присваивалось коллективу предприятия, добившемуся высоких показателей в организации физкультурно-спортивной работы среди трудящихся данного предприятия и выполнившего установленные требования. Сложившаяся традиция организации спортивных клубов по производственному принципу встречается и в настоящее время

Обратимся к типологии спортивных клубов. Все современные спортивные клубы России можно классифицировать с точки зрения обслуживаемого контингента:

  • спортивные клубы, созданные на базе промышленных предприятий в форме общественных объединений;

  • студенческие спортивные клубы;

  • школьные спортивные клубы;

  • спортклубы профессионального спорта по игровым видам, являющиеся, как правило, коммерческими организациями (ЗАО, ООО, и др.);

  • фитнес-клубы, спортивно-оздоровительные клубы и центры и т.п.;

  • физкультурно-спортивные клубы инвалидов.

С организационно-экономической точки зрения все спортивные клубы можно подразделить на клубы любительского спорта, создаваемые в форме общественных объединений, и коммерческие клубы, во-первых, физкультурно-оздоровительной направленности и, во-вторых, профессионального спорта (футбольные, хоккейные, теннисные, волейбола, баскетбола и т.п.) [3].

Таким образом, спортивный клуб – это организация, созданная на некоммерческой либо коммерческой основе для игры в определенный вид спорта. Спортивные клубы в России имеют многолетнюю историю и создавались изначально по территориальному принципу, а при советской власти – по производственному. По своей типологии, спортивные клубы могут классифицироваться с точки зрения обслуживаемого контингента; с организационно-экономической точки зрения. Обратимся к источникам финансирования спортивных клубов.

Источниками финансирования спортивных клубов, созданных на некоммерческой основе в большинстве случаев являются поступления от самих членов клуба для содержания команды, либо поступления от организации, создавшей и содержащей клуб. Например, деятельность спортивного дворового клуба чаще всего финансируется участниками данного клуба, деятельность школьного и студенческого спортивного клуба финансируется руководством учебных заведений.

У коммерческих профессиональных клубов появляется больше статей дохода. К ним относятся:

  • продажа прав на показ зрелища. К данной статье относятся средства, полученные как от продажи прав на телетрансляцию, так и от продаж билетов, абонементов, клубных карт и т.д.;

  • от продажи атрибутики с индивидуальными признаками (клубными цветами, логотипами, рекламой спонсоров);

  • поступления от рекламы любого вида. К данной статье дохода относятся средства, полученные от размещения рекламы на спортивном объекте (рекламные щиты, информационное табло, наружная реклама), если данный спортивный объект принадлежит спортивному клубу; от размещения рекламы на атрибутике членов клуба; доходы от участия игрока клубы в рекламах различных продуктов, если по контракту, доходы полученные от данной деятельности не идут игроку в полном объеме;

  • поступления от спонсоров;

  • от осуществления прочих видов коммерческой деятельности. Например, от продажи игроков спортивного клуба; от сдачи в аренду спортивного объекта другим спортивным клубам; от достижения определенных спортивных результатов.

В странах с развитой экономикой организация деятельности спортивного клуба является одной из форм ведения бизнеса. Из вложенных средств удается получить большую прибыль за счет продаж билетов, телеправ, атрибутики и т.д. Рассмотрим статьи доходов европейских футбольных клубов за сезон 2013/2014. Для анализа возьмем самый успешный клуб 2014 года – «Реал Мадрид» и два клуба из чемпионатов, которые по уровню мастерства и внешней заинтересованности соотносимы с российским чемпионатом – «ПСЖ» и «Галатасарай». Итак, выручка клуба «Реал Мадрид» выглядит следующим образом [4]:

Диаграмма 1

Выручка, полученная от проведения матчей, то есть от продаж билетов и организации товарищеских матчей с клубами несколько уступает выручке от трансляций и коммерческой выручке, при этом нельзя не отметить, что все три статьи дохода достаточно велики, а, следовательно, и важны для клуба.

Обратимся к выручке футбольного клуба «ПСЖ» [4]:

Диаграмма 2

Ситуация с «ПСЖ» выглядит несколько иным образом и напоминает ситуацию, сложившуюся в российских футбольных клубах, которые мы рассмотрим впоследствии. Основные поступления коммерческой прибыли идут от спонсорства компании Qatar Tourism Authority, которая, по сути, является компанией владельца клуба. Другими словами, собственные расходы владелец записывает в прибыль клуба от спонсоров, чтобы избежать наложения санкций из-за несоблюдения финансового фэйр-плей УЕФА.

Наконец обратимся к примеру «Галатасарая» из чемпионата Турции, уступающего по уровню российской Премьер-Лиге согласно рейтингу УЕФА [4].

Диаграмма 3

Из диаграммы видно, что прибыль от различных видов деятельности у данного клуба примерно равна, что, на наш взгляд, является правильным для экономики клуба.

Итак, мы выяснили, что финансирование спортивных клубов складывается из средств, полученных от спонсоров, рекламы, продаж билетов, телеправ, атрибутики и другой коммерческой деятельности. В большинстве европейских футбольных клубах внимание уделяется получению доходов от всех видов деятельности. В следующей части работы будет рассмотрено, есть ли своя специфика в финансировании российских футбольных клубов.

В теории, финансирование российских спортивных клубов схоже с финансированием европейских спортивных клубов, на практике же это несколько иначе. Пропорции по группам финансирования в российском спорте другие. Продажа прав трансляций соревнований и доходы от тиккетинга в российских игровых видах спорта (основными из которых являются футбол, хоккей, баскетбол, волейбол) в процентном соотношении в 2-3 раза уступают европейским. И это при том, что стоимость спортсменов, тренеров и их зарплата вполне сопоставимы по своим размерам. Большая часть бюджета финансируется из средств самого владельца клуба, являющегося либо субъектом государства (финансирование из бюджетов краев, республик, областей и муниципальных образований), либо от косвенного финансирования, оказываемого государственными компаниями: Газпром, Роснефть, ВТБ, Транснефть, РЖД и др. Контрольные пакеты указанных корпораций принадлежат государству и полностью контролируются правительством. Таким образом, мы видим, что государство осуществляет моральную и финансовую поддержку профессионального спорта на самом высоком уровне. При этом, получение прибыли перестает быть главной задачей большинства российских спортивных клубов. Рассмотрим, как осуществляется финансирование клубов «Российской футбольной Премьер-Лиги».

Таблица 1

Источники финансирования клубов «Российской футбольной Премьер-Лиги»

Клуб

Основной источник финансирования

ЦСКА

Частный клуб. Владелец: Гинер Е.Л.

Ростов

Бюджет субъекта

Локомотив

Государственная корпорация «Российские железные дороги»

Зенит

Государственная корпорация ПАО «Газпром»

Краснодар

Частный клуб. Владелец: Галицкий С.Н.

Спартак

Частный клуб. Финансирование: ПАО «Лукойл»

Терек

Бюджет субъекта

Урал

Бюджет субъекта

Динамо

Государственная компания ПАО «ВТБ»

Рубин

Бюджет субъекта

Амкар

Бюджет субъекта

Крылья Советов

Бюджет субъекта

Уфа

Бюджет субъекта

Кубань

Бюджет субъекта

Мордовия

Бюджет субъекта

Анжи

Частный клуб. Владелец: Керимов С.А.

Итак, из 16 клубов, только четверть является частными и может быть заинтересована в получении прибыли. Девять находится на содержании субъектов Федерации и три на содержании государственных корпораций. Сложившаяся ситуация мешает построению футбольного клуба как бизнес-проекта и частным владельцам. Стоит отметить, что для изменения данной негативной ситуации, подобной российской, УЕФА предприняла конкретные реформы, а именно введение финансового фэйр-плей. Следую данной мере, футбольные клубы ежегодно, для участия в еврокубках, должны подтверждать безубыточность своей деятельности. Футбольный клуб «Динамо» (Москва) не соответствовал данным требованиям, вследствие чего был исключен из еврокубков на сезон 2015/2016. Рассмотрим эту ситуацию подробнее. Спонсорские доходы «Динамо» за 2014 год выглядят следующим образом [5]:

Диаграмма 4

96% от всех спонсорских доходов дает клубу ВТБ. Можно сказать, что на ВТБ падает двойная нагрузка: они как хозяева покрывают возникающие убытки, они же, по сути, обеспечивают клуб доходом за свой счет. При этом убытки клуба увеличивались с каждым годом: за два года дефицит клуба вырос в 4 раза. Очевидно, что данную ситуацию УЕФА не могла признать рыночной. В итоге, клубу пришлось идти на смену курса, дорогостоящие легионеры были распроданы, в сезоне 2015/2016 команда более чем на половину состоит из собственных воспитанников. На наш взгляд, несмотря на ухудшение результатов клуба, данная ситуация пошла ему на пользу: увеличилось внимание СМИ и болельщиков, желающих наблюдать за российскими игроками в преддверии Чемпионата мира-2018.

Таким образом, мы выяснили, что финансовая ситуация, сложившаяся с российскими спортивными клубами несколько отличается от ситуации клубов европейских. Если прибыль европейского клуба складывается из работы по различным направлениям, и каждое направление составляет значительную часть бюджета, то большая часть бюджета российского спортивного клуба складывается из спонсорских поступлений, которые, при этом, являются средствами владельца клуба. Тем самым, по сути, расходы владельца представляют в отчетности как доход от спонсорских поступлений. При этом необходимость безубыточности для многих спортивных клубов не установлена законодательно, так, например, для футбольных клубов, данная инициатива исходит только от международной организации УЕФА. В следующем разделе исследования мы постараемся дать рекомендации для создания рыночных условий в рамках российского чемпионата по футболу.

Так как ранее мы рассматривали финансирование спортивных клубов на примере профессиональных футбольных, то и в этой части работы мы обратимся к их опыту. Стоит отметить, что оптимизацию можно рассматривать в несколько этапов: прекращение современных негативных явлений; дальнейшая работа по увеличению финансовых показателей клуба. Рассмотрим данные этапы подробнее.

Современные негативные явления – это несоответствие деятельности клубов рыночным ожиданиям. Определенные изменения для сокращения убыточности уже произошли: как уже было сказано ранее, УЕФА были введены правила финансового фэйр-плей, также повлиял на ситуацию экономический кризис, начавшийся в России. При этом, какой-то активности руководства российской Премьер-Лиги для принятия собственных мер, не наблюдается. Рациональным, на наш взгляд, выглядело бы ограничение зарплат и трансферных сумм на покупку игроков и тренеров, что составляет основную часть расходов у большинства футбольных клубов. При этом стоит учесть риски, связанные с оттоком сильных легионеров из российского чемпионата. Но, даже несмотря на данную негативную черту, российскому чемпионату наконец то удастся осуществлять развитие естественным путем, а не путем искусственного вливания денег без намерения получить прибыль.

Второй этап включает работу по повышению финансовых показателей, увеличению доходов клуба по неразвитым направлениям. Как уже было выявлено ранее – это необходимость повышения доходов от посещения болельщиками матчей, продажи телеправ и атрибутики.

Для привлечения большего числа зрителей на матчи клуба руководство должно сфокусироваться на деятельности, направленной на повышение привлекательности для зрителя посещения футбольного матча, приоритетностью для него данного мероприятия как средства досуга. На наш взгляд, необходимо занятие более жесткой позиции к футбольным хулиганам, позиционирование мероприятия как формы семейного досуга. Должна быть выполнена организация нормального питания и цивилизованных туалетов, грамотно устроенный маркетинг (лицензионные товары, аниматоры-талисманы клуба в костюмах животных, чирлидеры, клубные музеи).

К сожалению, возможность изменения ситуации с продажей телеправ для руководства клубов трудновыполнима, а для российских практически невозможна. На имеющуюся действительность влияет то, что многие решения принимаются на самом высшем уровне без возможности на них повлиять. Так создание канала бесплатного «Матч-ТВ» было инициировано президентом РФ В.В. Путиным. Данная необходимость была обозначена по итогам заседания Совета по развитию физической культуры и спорта 2 июня 2015 года. С одной стороны, данные действия популяризируют спорт среди всех слоев населения, с другой, противоречат рыночным законам, когда затраченные средства на продукт или услугу не восполняются, так как данный продукт или услуга предоставляется бесплатно.

Касаемо атрибутики, определенная работа клубами ведется, у большинства клубов имеются фан-шопы, у многих представлена эксклюзивная продукция. В то же время, есть и негативные тенденции. Так, например, футбольный клуб «Зенит» в 2015 году закрыл треть своей сети фирменных магазинов [6]. Возможно на это повлиял существующий экономический кризис. Для создания спроса, привлекательным, на наш взгляд, делать атрибутику более многоцелевой. Подходящим примером можно назвать нынешнюю гостевую форму сборной России.

По словам старшего директора «Adidas» по дизайну: «Гостевая форма выглядит как одежда для повседневной жизни, как вещи из магазина для скейтбордистов – с такими принтами, элементами граффити. Мы стремились сделать вторые комплекты максимально свежими, чтобы они приглянулись молодой аудитории. Все эти футболки легко можно носить с джинсами» [7]. С помощью данной концепции и клубам возможно удастся привлечь новую аудиторию.

Работа по привлечению новых спонсоров также должна вестись. При этом данное сотрудничество должно быть выгодно обоим сторонам. В настоящее время, титульным спонсором многих клубов являются промышленные компании, возникает вопрос, какая польза компаниям от данного спонсорства, если, например, их сфера деятельности не позволяет создать спрос, так как очевидно, что посетители футбольных матчей не являются напрямую клиентами данных компаний.

Таким образом, нами было предложена правовая минимизация расходов российских футбольных клубов, а также комплексная работа по всем направлениям для извлечения прибыли. С помощью данных действий футбол должен перестать быть лишь социальным проектом, должен стать интересен для привлечения инвестиций с дальнейшим извлечением прибыли.

Спортивные клубы представляют собой организации, созданные на некоммерческой либо коммерческой основе для игры в определенный вид спорта. При этом в российском законодательстве понятие «спортивный клуб» трактуется как любая организация, занимающаяся учебно-тренировочной, соревновательной, физкультурной и воспитательной деятельностью. Следуя этому определению, к спортивным клубам можно причислить многие организации, что на наш взгляд не совсем правильно.

Финансирование спортивных клубов складывается из средств, полученных от спонсоров, рекламы, продаж билетов, телеправ, атрибутики и другой коммерческой деятельности. При этом, если в большинстве европейских клубах внимание уделяется получению доходов от всех видов деятельности, то большая часть бюджета российского спортивного клуба складывается из спонсорских поступлений, которые, при этом, являются средствами владельца клуба.

Очевидно, что для российских спортивных клубов актуальна проблема оптимизации финансирования. Стоит отметить, что оптимизацию можно рассматривать в несколько этапов: прекращение современных негативных явлений; дальнейшая работа по увеличению финансовых показателей клуба. Рассмотрим данные этапы подробнее. Для прекращения негативных явлений рациональным, на наш взгляд, выглядело бы ограничение зарплат и трансферных сумм на покупку игроков и тренеров, что составляет основную часть расходов у большинства спортивных клубов.

К дальнейшей работе по достижению безубыточности и получению прибыли относится привлечение большего числа зрителей, увеличение стоимости телеправ, объемов продаж атрибутики, поиск новых спонсоров. Для привлечения большего числа зрителей на матчи клуба руководство должно сфокусироваться на деятельности, направленной на повышение привлекательности для зрителя посещения игры спортивного клуба, приоритетностью для него данного мероприятия как средства досуга. На ситуацию с телеправами руководство одного клуба повлиять не может, при этом очень высока степень влияния государства. Остается надеяться, что в будущем государство позволит рынку по реализации телеправ развиваться естественным путем. Увеличить продажи атрибутики, на наш взгляд, можно путем поиска креативных решения для создания данной атрибутики. Наконец, работа по поиску новых спонсоров должна вестись постоянно, при этом сотрудничество со спонсором должно быть организовано на взаимовыгодных условиях. Таким образом, с помощью комплексного подхода к развитию клуба, спортивный клуб должен перестать быть лишь социальным проектом, должен стать интересен для привлечения инвестиций с дальнейшим извлечением прибыли.

Литература
  1. О Физической культуре и спорте в Российской Федерации: Федер. Закон [от 4 декабря 2007 г. № 329-ФЗ]. // Российская газета. – 2007. – 7 дек.

  2. Sports club [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.digplanet.com/wiki/Sports_club (дата обращения 12.11.2015)

  3. Аронов Г.З. Формирование механизма повышения качества и доступности услуг сферы физической культуры на основе муниципально-частного партнерства: диссертация канд. эконом. наук / Г.З. Аронов; Санкт-Петербургский гос. ун-т. – СПБ: [б.и.], 2014. –274 с.

  4. Финансовый анализ. Рейтинг самых богатых футбольных клубов. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www2.deloitte.com/content/dam/Deloitte/ru/Documents/consumer-business/russian/Deloitte_football_money_league_2015_rus.PDF (дата обращения 18.11.2015)

  5. Деньги на ветер. Сколько ВТБ потратил на «Динамо» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.sports.ru/tribuna/blogs/businessfoot/830822.html (дата обращения 20.11.2015)

  6. «Зенит» закрыл треть своей сети фирменных магазинов [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.sports.ru/football/1034786170.html (дата обращения 22.11.2015).

  7. Футболка России похожа на граффити, она как из магазина для скейтеров». Форма для Евро-2016 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.sports.ru/tribuna/blogs/voronin/858005.html (дата обращения 22.11.2015).

Просмотров работы: 10433