В нашей республике проживает около одного миллиона человек, в числе которых встречаются люди с необычными увлечениями и интересами. Это представители неформальных групп. На улицах можно встретить людей с необычной внешностью и поведением, несмотря на это, они являются носителями собственной уникальной культуры. В г. Якутске существуют такие молодежные неформальные группы, как готы, эмо, k-pop, хип-хоп, роллеры, байкеры, неформалы и др.
Исследование проводилось в г. Якутске, в частности, в популярных у молодежи общественных местах и Северо-Восточном федеральном университете им. М.К. Аммосова.
Были использованы такие методы исследования, как наблюдение, интервью, опрос-онлайн. При невключенном наблюдении в поведении были зафиксированы противоречивые черты: замкнутость, гиперактивность, раздражимость, расслабленное состояние. Например, представитель неформалов-готов отстраненно и безразлично воспринимал происходящие события, не проявлял ярких активных эмоций.
В корпусах СВФУ были проинтервьюированы 10 студентов: 7 девушек и 3 юношей, отобранных как представители молодежных субкультур по внешним признакам, из них по возрасту, это были люди от 18 до 21 года, 6 городских, 4 сельских студентов, которые учатся на разных факультетах, гуманитарного и естественно-научного направления. Они оказались представителями разных субкультур: «неформалы» - 3, хип-хоп - 2, Rock'n'Roll - 1, k-pop - 3, брэйк-данс - 1. Средняя продолжительность увлечения данной культурой по словам испытуемых, составляет 5 лет, т.е., они проявляют к ней интерес еще со времени обучения в старших классах школы.
Так как в наше время популярны социальные сети, был проведен опрос-онлайн в сообществе ВКонтакте ***Якутский Союз Молодежи*** (ЯРО РСМ), число участников в группе 3340, согласились ответить на вопросы анкеты 117 человек, из них 47 юношей и 70 девушек. Среди испытуемых преобладает возраст от 21 года и чуть старше – 51 %, меньше представителей возраста от 14 до 16 лет – 11 %. Количество городских и сельских молодых людей представлено в более-менее равном соотношении – 53 % и 47 %. Среди опрошенных большинство представляют субкультуры k-pop и хип-хоп – 26 % и 36 % соответственно, меньше всего эмо и косплей – около 3 %. 44 % респондентов ответили на вопрос "Почему вы выбрали эту субкультуру?", что им нравится, большинство ответили, что хотят раскрыть свои способности и общаться с другими, такими же, как они. 47 % опрошенных посещают устраиваемые мероприятия их субкультур. 77% испытуемых хотят создать сообщества представителей своих субкультур.
Результаты исследования молодежных неформальных групп показали, что в состав субкультур входят лица от 14 лет и старше, большая часть представлена девушками, возможно потому, что молодые люди меньше подвержены к влиянию субкультур из-за менталитета, они считают, «что так у нас не принято», городские условия более способствуют формированию "сознания субкультуры" из-за наличия различных развлекательных учреждений и большего количества мест, где можно развивать свои творческие способности. Представители той или иной субкультуры отличаются друг от друга по своему внешнему виду и поведению в окружающей социальной среде, что указывает на значительные отличия между субкультурами и их представителями.
Основываясь на результатах исследования, можно предположить, что в нашей республике тенденция развития молодежных неформальных групп с каждым годом увеличивается, в сознании некоторой части молодых людей присутствует стремление отличаться от основной массы сверстников и самоутвердиться с помощью различных увлечений. Если процесс урбанизации в республике продолжится, то можно предположить, что в будущем количество представителей различных субкультур увеличится.
Литература
1. Глушкова О.М. Теоретические аспекты анализа субкультуры//Архитектон: известия вузов. - №26.
2. Левикова С.И. Молодежная субкультура: Учеб. пособие. М., 2004.
3. Луков В.А. Особенности молодежных субкультур в России//Социол. исследования. 2002. №10. 79-87 с.
4. Сочивко Д.В., Полянин Н.А. Молодежь России: образовательные системы, субкультуры, исправительные учреждения. - М.: Московский психолого-социальный институт, 2009. - 268 с.