На Всемирной встрече по вопросам информационного общества в 2003 г. в Женеве и в 2005 г. в Тунисе, отмечалось, что «Информационное общество – это эволюционирующая структура, которая, отражая различные стадии развития, достигла разных уровней в разных странах мира». [3]
Следует отметить, что в то время Россия в данной области значительно уступала развитым странам по уровню информатизации общества на основе внедрения современных информационных компьютерных технологий (ИКТ).
Характерной отличительной чертой информационной стадии развития общества и экономики является внедрение ИКТ в работу государственных структур: развитие электронного правительства, электронного государства, электронной демократии.
В документах международных организаций (ООН, ОЭСР, ЕС) термин «электронное правительство» широко используется в течение последнего десятилетия. В настоящее время в отечественной литературе не существует единого определения, что такое электронное правительство. В различных источниках приводятся различные трактовки этого понятия.
Наиболее часто используется следующее: «Электронное правительство — система электронного документооборота государственного управления, основанная на автоматизации всей совокупности управленческих процессов в масштабах страны и служащая цели существенного повышения эффективности государственного управления и снижения издержек социальных коммуникаций для каждого члена общества».[1]
Главная задача электронного правительства заключается во взаимодействии государства с гражданами, бизнесом, организациями через создание системы различных интернет - порталов. Целью является повышение эффективности государственного управления за счет:
оптимизации предоставления правительственных услуг населению и бизнесу;
снижения воздействия фактора географического местоположения;
прохождения процессов передачи информации и финансовых потоков фактически в режиме реального времени;
снижения административных затрат;
увеличения качества предоставляемых услуг.
В России широкое внедрение ИКТ в работу Правительства РФ началось в 2002г. после утверждения федеральной целевой программы (ФЦП) «Электронная Россия». Термин «электронное правительство» впервые появился в документе «Концепция использования информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти до 2010 года», одобренной Правительством РФ 27 сентября 2004 г. В настоящее время в нашей стране реализуется долгосрочная целевая государственная программа «Информационное общество (2011–2020 годы)», направленная на продолжение формирования электронного правительства.
В результате реализации этих программ выявились как очевидные преимущества электронного правительства, так и целый ряд проблем.
К числу положительных моментов можно отнести:
повышение уровня информационной открытости органов государственной власти;
внедрение межведомственного электронного взаимодействия органов государственной власти;
подключение к национальной информационной инфраструктуре региональных органов государственной власти (например, в сфере ЖКХ);
возможность быстрого получения целого ряда услуг в режиме «он-лайн» без прямого участия чиновников;
повышение качества услуг.
Таким образом, для обычных граждан создание электронного правительства значительно упрощает процесс получения государственных услуг. Благодаря их предоставлению через Интернет, граждане могут оперативно получить информацию о своих налоговых задолженностях, оплатить налоги, оформить загранпаспорт, записать детей в первый класс, получать различные справки, подать заявление на регистрацию брака, регистрацию организации и т.д.
В то же время внедрение ФЦП выявляет определенные сложности и проблемы их внедрения:
практика реализации электронного правительства не соответствует стандартам разработки больших информационных систем (ИС);
наличие несовместимой информации в межведомственных ИС;
отсутствие квалификации и мотивации у сотрудников органов государственной власти и местного самоуправления к переходу на технологии электронного правительства;
низкая компьютерная грамотность населения;
недоверие граждан к электронным способам коммуникации;
отсутствие мотивации у разных возрастных групп граждан к переходу на получение электронных услуг.
Для дальнейшего развития электронного правительства в РФ на данном этапе необходимо внедрение целого ряда технических и организационных мер. К их числу можно отнести:
создание единых стандартов и правил по подготовке и обработке информации на федеральном, региональном и муниципальном уровнях;
привлечение ИТ-специалистов высокой квалификации на работу в госсектор;
формировать спрос на услуги в электронном виде с учетом мнения общественности, граждан и бизнеса.
Внедрение электронного правительства, процесс достаточно длительный и трудоемкий. Реализация концепции электронного правительства позволит предоставлять через Интернет практически полный набор государственных услуг, как для физических, так и юридических лиц.
Литература
https://ru.wikipedia.org/
http://ria.ru/
http://www.business-gazeta.ru/
http://minsvyaz.ru/ru/