ПРОБЛЕМА ФОРМООБРАЗОВАНИЯ НОВЕЙШЕЙ АРХИТЕКТУРЫ В КОНТЕКСТЕ ИСТОРИЧЕСКОЙ ЗАСТРОЙКИ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ПРОБЛЕМА ФОРМООБРАЗОВАНИЯ НОВЕЙШЕЙ АРХИТЕКТУРЫ В КОНТЕКСТЕ ИСТОРИЧЕСКОЙ ЗАСТРОЙКИ

Биленко Е.М. 1
1Приднепровская государственная академия строительства и архитектуры, Днепропетровск, Украина
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Аннотация:Рассматривается актуальная проблема объемно-пространственного и планировочноговзаимодействия новейших проектируемых зданий с исторически сложившейся средой. Появлениеновых современных стилей обусловливается необходимость использования новых приемов формообразования. Сочетание старых и новыхпостроек должно быть очень органично. На основе подобранных примерах рассматриваем преимущества внедрения идей адаптивности в современную городскую среду, что способствует гармонизации и реабилитации городской среды, а также формированию гибкого пространства города.

Ключевые слова: городская среда, концептуальной архитектуре, целостность, , синтез, концепция, контраст, архитектура, целостность , формообразование.

Abstract:The emergence of new modem styles make it necessary to use new techniques of form making. Yet historic and contemporary architectural designs should have perfectly organic relationships and integrity. This paper examines a challenging issue of space-planning and spatial interaction between modern designs and historically formed environment. The paper also gives examples and looks into the benefits of implementing the ideas of adaptability that, as well as encouraging more flexible use of urban space, could promote harmonization and rehabilitation of urban environment.

Key words: urban space, conceptual architecture, integrity, synthesis, concept, contrast, architecture, form making.

Актуальность. Исторически образовавшаяся городская среда находится в процессе нескончаемого становления, обновления, модернизации исторической застройки различных периодов в согласовании с требованиями научно-технического прогресса, общественных необходимостей и духовного, культурных потребностей общества. Актуальность заключается в трудности противоборства передовых темпов экономического и градостроительного становления, бесконтрольных преобразований исторической среды приватными вкладчиками, несовершенство муниципального контроля в деле охраны памятников архитектуры, собственно, что действительно создает реальную угрозу сохранения историко-культурного, строительного и государственного наследия.

Проблема. Существенным требованием строительства должно быть бережное отношение к исторической архитектурно-пространственной среде. Каждая историческая эпоха (античность, средневековье и т.д.) имеет свои особенности. Проблема традиций и новаторства в архитектуре, сочетания старой и новой застройки, а также гармоничное использование специфических черт той или иной эпохи в новаторской концептуальной архитектуре относится к важнейшим проблемам стоящих перед современным архитектором.

Цель. Анализ идей и возможностей развития адаптивности исторически ценной архитектуры в современной городской среде, с помощью которых архитектурная среда и объекты смогут сохранять свою актуальность.

Объект исследования. Архитектурно-историческая среда.

Задания работы:

- рассмотреть проблему синтеза современной и исторической архитектуры

- выявить главные методы единства старого и нового

- рассмотреть и проанализировать примеры синтеза современных зданий в историческую застройку.

Основная часть.

Одной из важнейших проблем, возникающих перед современным архитектором при проектировании зданий, является необходимость гармоничного синтеза современной и исторической архитектуры. Данная проблема обусловлена появлением новаторских направлений в зодчестве, которые формируются под воздействием как эстетических, культурных, финансовых взоров, а также технологического прогресса.

В современном мире города находятся на сложном, довольно противоречивом рубеже собственной эволюции. Прогрессивна городская среда предстает перед нами в постоянном движении, развитии и преобразовании. В последние десятилетия очень быстро меняется внешний облик городов мира, раскрывая себя воздействию новейших технологий, инновационных стилистических поисков, а также новых градостроительных концепций [1].

Важно помнить, что каждый период истории накладывает конкретный след на вид города.

Строения, образующиеся в различные исторические эпохи и при различных условиях, имеют оригинальный и неподражаемый вид, который определяется формой, пластикой, конструкциями, материалами. Это и делает здания разных исторических времен настолько непохожими.

В условиях реконструкции образовавшейся застройки архитектору необходимо не только стараться сохранять данную историческую застройку, а адаптировать её под нужды людей, их быт и ритм жизни, но и гармонично вписать в нее новаторскую концептуальную архитектуру. Такие современные условия развития общества адаптивность становится одной из наиглавнейших свойств прогрессивной архитектуры. Архитекторы все чаще проводят реконструкции исторических сооружений, придавая им качественно новые функциональные характеристики.

Однако надо иметь в виду, что сегодня сочетание старого и нового становится проблемой, во много раз более сложной, чем раньше. Это связано с изменением масштаба и технологии нового строительства, с необходимостью решения ряда сложнейших инженерных и социальных проблем, с наступлением совершенно нового этапа развития градостроительной культуры в самом широком смысле этого слова [2].

По этому сегодня особенно важно, чтобы синтез новой застройки в старый город производилось с большим тактом и мастерством, с предварительным детальным изучением исторически сложившихся принципов застройки старого города и только в тех случаях, когда можно убедительно доказать необходимость подобного нового строительства.

На конкретных проектах можно проследить, основные принципы гармоничного синтеза старого и нового с учетом сохранения целостности исторической застройки, и реализации при этом всех требований, предъявляемых к строению. Следует отметить, что практика современного строительства дает ряд довольно удачных примеров, которые в результате анализа помогли выявить III главных типа соединения нового здания с исторической застройкой:

  1. Симбиоз «старого и нового». Концепция симбиоза представляет собой композицию современного здание за счет общих композиционных приемов, материалов, формы дополняет и создает единый архитектурный ансамбль с исторической застройкой. Однако симбиоз заключается не только в применении похожих материалов, близких к первоначальным, но и в разумном использовании исторических данных, восстановлении нарушенных частей здания и территорий.

Примечателен примером является проект «The Mill», Великобритания (рис.1). Архитекторы из WT Architecture завершили превращение заброшенной мельницы, расположенной в деревне недалеко от границы Шотландии в современное и уютное гнездо. И внутри, и снаружи дом наполнен приветливой и теплой атмосферой. WT Architecture завершили проект по созданию типичного для этого региона дома, который сохранил бы большую часть своего исторического характера. Многие старые мельницы со временем обкладываются кирпичом, для них характерны достройки и открытые окна и двери. Живописная кирпичная кладка была восстановлена, что придало дому ещё больше шарма и самобытности.

В интерьере прослеживается индивидуальность: для создания приятной атмосферы внутри здания все старые элементы были обновлены и объединены с современными. Последовательно применяя эту концепцию, архитекторы создали удивительный симбиоз между старым и новым. Они по-прежнему отличаются, но всё же гармонично дополняют друг друга. Благодаря реконструированным деталям дом источает особую современную деревенскую атмосферу.

 

Рис.1.Дом The Mill (реконструкция фермы) в Скоттиш-Бордерсе / WT Architecture

 

  1. Вторым приемом, помогающим достичь гармонии между новой архитектурой и исторической, является «Вписывание». Подобная концепция достигается за счет дополнения исторической застройки по ритму и массам, а также за счет простоты формы и цвета новой постройки, которая «растворяется» в пространстве. Точнее сказать, это принцип гармоничного слияния в единую композицию.

Хорошим примером может послужить один из первых проектов Lilian Captari под названием GM7-Mediator (рис. 2). Идеей создания, которого стало предложение реконструкции здания с целью восстановления городского пространства. Архитектор спроектировал здание, которое отличается по материалам от исторических зданий, но благодаря своей масштабности и характеру членений органично смотрится с окружающей застройкой.

Конечно - подходы могут быть разные, но в данном случае, эта конструкция играет роль посредника между двумя существующими строениями (Gh.manu No.9 и №5). На этом примере явно видно, что архитектурная целостность была достигнута за счет дополнения исторической застройки по ритму и массам.

Т

Рис.2. GM7-Mediator, Бухарест, Румыния / Urban Office

ретья и заключительной концепция базируется на «контрасте» соединения нового здания с исторической застройкой. Принцип взаимовыявления старого и нового основан на контрасте. В данном случае архитектурная целостность достигается за счет сочетания элементов архитектурной формы, резко различающихся по внешним характеристикам. Новое здание противопоставляется исторической застройке, путем использования современных материалов и выбора архитектурной формы, контрастной по отношению к окружающим зданиям.

 

Так, например, это явно видно на примере королевского музея Онтарио, построенного в Торонто, Канада. Однако особое внимание он привлек лишь в 2007, когда к старому зданию было пристроено крыло, получившее название «Кристалл Ли Чин» (рис.3). Вокруг этой пристройки до сих пор ведутся ожесточенные споры. Одни восхищаются ею как ярким образцом современной архитектуры, другие отчаянно ненавидят, считая безвкусной и нарушающей исторический облик города.

В основе архитектурной концепции лежит необычное пересечение 5-ти объемов сложной формы, расположенных таким образом, что возникает впечатление, будто бы кристалл вырос прямо из земли сквозь главное, неороманское, здание Королевского музея Онтарио. Используемый контраст, выраженный в материалах и эстетическом подходе, обеспечивает деликатное встраивание нового объема.

Данный проект, в котором использовали концепцию «контраста» оживил улицу Блур Стрит, которую даже критики проекта находили однообразной и скучной, с появлением Кристалла Ли Чин преобразилась. Да и сам музей, стремительно терявший популярность, в результате разразившихся дебатов стал едва ли не самой востребованной достопримечательностью Торонто.

 

Рис.3. Крыло Майкла Ли-Чина («Кристалл») Королевского Музея в Онтарио / Д. Либескинд

 

Вывод. Адаптивность и гибкость сочетания вновь проектируемых зданий с исторически сложившейся средой является интересной и в то же время творчески трудной задачей. В зависимости от роли вновь возводимого в сложившейся застройке здания, могут быть использованы основные приемы архитектурного синтеза. Современному архитектору необходимо бережно относиться к исторической застройке, встраивая новые здания так, чтобы обеспечить гармоничное сосуществование старого и нового в архитектурно-пространственной среде города. Сейчас, в условиях плотной городской застройки, как никогда важна проблема синтеза. Внедрение принципов синтеза архитектурных объектов открывает большие перспективы для использования в архитектуре научно-технических разработок, генерирующих новые идеи.

Кроме того, несмотря на развитие технологий строительства и творческой мысли, не стоит забывать, что существуют произведения архитектуры, которые в случае утраты восстановить будет невозможно. Вышесказанное еще раз подтверждает актуальность проблемы гармоничного синтеза современной и исторической архитектуры в архитектурно-пространственной среде города.

Список литературы:

  1. Бандарин Ф., Ван Оерс Р. Исторический городской ландшафт: Управление наследия в эпоху урбанизма. - Казань: Издательство «Отечество», 2013. - с. 10-15

  2. Душкина Н. Вторая жизнь. Обращение со старыми постройками // Журнал Speech. – 2008. – № 02. – С. 40.

  3. Баамон А. Лондон. Большой иллюстрированный историко-архитек- турный атлас. – М.: АСТ: Астрель, 2010. – 128 с.

  4. Глушакова Е.С. Синтез современной и исторической архитектуры в архитектурно- пространственной среде города// Материалы конференции Интеллектуальный потенциал XXI века: ступени познания, г. Новосибирск- С. 11-17

  5. Малолетков В. Керамика в архитектуре // АСД/ACD. Архитектура. Строительство. Дизайн. – 2007. - № 2. - С. 84-86.

  6. Проблема синтеза искусств в модерне [Электронный ресурс] // Webplus info : [сайт]. – [Б.м.], 2010. – URL:

http://www.webplus.info/index.php?page=48&article=134&list=1 (28.12.15).

Просмотров работы: 6551