К ВОПРОСУ О ПРИБЫЛИ, ВИДАХ ПРИБЫЛИ И ФАКТОРАХ, ВЛИЯЮЩИХ НА ВЕЛИЧИНУ ПРИБЫЛИ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

К ВОПРОСУ О ПРИБЫЛИ, ВИДАХ ПРИБЫЛИ И ФАКТОРАХ, ВЛИЯЮЩИХ НА ВЕЛИЧИНУ ПРИБЫЛИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Каждый хозяйствующий субъект, и прежде всего занятый в коммерческой сфере, заинтересован в своей конкурентоспособности и, соответственно, в достижении положительного финансового результата (прибыли), то есть в превышении доходов над расходами. Прибыль выступает в качестве конечного финансового результата деятельности, является показателем ее оценки и означает выраженный в денежной форме чистый выгоду предприятия. Значение прибыли как финансового показателя заключается в том, что она для хозяйствующего субъекта формирует финансовые ресурсы, имущества, фондов денежных средств, трудовых и социальных льгот и материальным стимулом трудового коллектива. Поэтому руководству необходимо учитывать факторы и принципы формирования и использования денежных средств, поскольку от ее размера зависят общие и частные показатели эффективности хозяйствующего субъекта, определяющие его конкурентоспособность. Ввиду того, что факторы и принципы формирования и использования прибыли связаны со всеми этапами учетного процесса, следует выделить следующие ее виды.

1.Валовая прибыль. Валовая (маржинальная) прибыль – это разница между нетто-выручкой от реализации продукции и переменными затратами. На основе валовой прибыли рассчитывается критический объем продаж, порог рентабельности и запас финансовой прочности для определения мини- мального и максимального размера потенциальной прибыли от продаж, влияющей на конечный финансовый результат. Критический объем продаж – это отношение постоянных издержек к разнице между средней нетто- выручкой от реализации продукции и средними переменными издержками. Порог рентабельности – это произведение критического объема продаж и средней нетто-выручки. Запас финансовой прочности – это разница между нетто-выручкой от реализации продукции и порогом рентабельности.

2. Прибыль от продаж. Прибыль от продаж (обычных видов деятельности), или операционная прибыль – это разница между нетто-выручкой от реализации продукции и полными издержками (разница между валовой прибылью и постоянными (операционными) издержками (управленческими и коммерческими расходами).

3. Прибыль до налогообложения. Прибыль до налогообложения (балансовая прибыль) – это разница между суммой прибыли от продаж и прочих доходов и прочими расходами.

4. Налогооблагаемая прибыль. Налогооблагаемая прибыль – это разница между прибылью до налогообложения и льготами по налогу на прибыль.

5. Чистая прибыль. Чистая прибыль – это разница между суммой прибыли до налогообложения, отложенных налоговых активов, отложенных налоговых обязательств, чрезвычайных доходов и суммой налога на прибыль, иных платежей из прибыли и чрезвычайных расходов.

6. Нераспределенная прибыль. Нераспределенная прибыль – это разница между чистой и распределенной прибылью (часть чистой прибыли, остающейся после ее распределения на экономические и социальные нужды). Выделенные виды помогают понять функциональную роль прибыли в деятельности хозяйствующего субъекта:

1. Прибыль характеризует экономический эффект, полученный в результате осуществления хо-зяйственных операций, является показателем, оказывающим непосредственное влияние на экономическую эффективность (рентабельность), от которой зависит тип воспроизводства.

2. Прибыль стимулирует укрепление коммерческого расчета, интенсификацию производства и сбыта при любой форме собственности.

3. Распределительная функция. Прибыль используется для формирования бюджета, отражающего масштабы производства и сбыта продукции. В свою очередь, функциональная роль определяет следующие направления использования прибыли хозяйствующим субъектом.

Воспроизводство фонда накопления:

1) инвестиции;

2) расходы будущих периодов;

3) отчисления на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР).

Воспроизводство фонда потребления:

1) премирование работников;

2) оказание материальной помощи работникам;

3) обеспечение обучения и повышения квалификации работников;

4) проведение соревнований профессионального мастерства работников;

5) обеспечение льготного или бесплатного питания работников;

6) приобретение путевок на отдых и лечение работников и членов их семей;

7) проведение корпоративных мероприятий,

8) развитие социальной инфраструктуры,

9) увеличение резервного капитала,

10) увеличение уставного капитала.

Исходя из сложности и многогранности механизма формирования и использования прибыли, выделяют соответствующие факторы и принципы, которые руководство хозяйствующего субъекта обязательно должно учитывать для достижения максимально эффективных результатов деятельности.

К факторам формирования и использования прибыли необходимо относить следующие.

1. Внутренние факторы:

1) объем продаж и цена;

2) структура затрат и себестоимость;

3) качество продукции;

4) производственно-сбытовые технологии;

5) финансовые обязательства.

2. Внешние факторы:

1) покупатели и заказчики;

2) поставщики и подрядчики;

3) налогообложение и инфляция;

4) научно-технические достижения;

5) природно-климатические условия.

3. Комбинированные факторы:

1) изменение объема продаж (операционный рычаг);

2) изменение соотношения между собственным и заемным капиталом (финансовый рычаг).

На основе изменения объема продаж и соотношения между собственным и заемным капиталом исчисляется эффект сопряженного рычага путем перемножения эффекта операционного рычага и эффекта финансового рычага.

В составе принципов формирования и использования прибыли авторы выделяют следующие элементы:

1. Величина прибыли не должна снижать заинтересованности в развитии осуществляемой деятельности.

2. Получаемая прибыль подлежит корректировке, главным образом, в части уплаты налога на прибыль, порядок исчисления и уплаты которого устанавливается законодательно и не может быть произвольно изменен.

3. Чистая прибыль сначала используется на накопление, а затем на личное потребление.

4. Чистая прибыль направляется не только на удовлетворение материальных, но и социально-культурных и социально-бытовых потребностей работников. Систематизированные факторы и принципы позволят руководству хозяйствующего субъекта принимать обоснованные управленческие решения по повышению эффективности его деятельности и, следовательно, конкурентоспособности.

Список использованных источников

1. Майбород, А. А. Учет доходов и расходов организации [Текст] // М. : ПРИОР, 2014. – 128 с.

2. Экономика предприятия / под общ.ред. А. И. Ильина [Текст] // М. : Новое знание, 2013. – 672 с.

3. Леонтьев, В. Е. Формирование и использование предпринимательской прибыли [Текст] // СПб. : Изд-во СПбГУЭФ, 2012. – 161 с.

4. Экономика организации (предприятия) / под.ред. Н. А. Сафронова. – 2-е изд., перераб. и доп. [Текст] // М. : Экономика, 2014. – 618 с.

Просмотров работы: 675