АНАЛИЗ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ И ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СТРАН-ЭКСПОРТЕРОВ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

АНАЛИЗ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ И ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СТРАН-ЭКСПОРТЕРОВ

Филиппин Е.А. 1
1Тульский государственный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Актуальность данной темы определяется, прежде всего, значимостью мирового рынка нефти в международных экономических отношениях.

На сегодняшний день самым главным вопросом мировой экономики яв­ляется регулирование международной торговли нефтью, которая, по оценкам экспертов, оста­нется наиболее важным первичным энергоносителем в мире. При этом по уровню воздействия на рынок выделяют группу стран-экспортеров нефти (ОПЕК), оказавшую огромное влияние на развитие, как нефтяной промышленности, так и всего энергетического ком­плекса мира. На сегодняшний день в ОПЕК входят 13 стран: Иран, Ирак, Кувейт, Саудовская Аравия, Венесуэла, Катар, Ливия, Объединённые Арабские Эмираты, Алжир, Нигерия, Эквадор, Ангола и Индонезия (с начала декабря 2015 года восстановила членство в нефтяном картеле).

Анализ экономик стран ОПЕК показывает, что они достаточно разнообразны по экономическому развитию. Организация объединяет как стран-лидеров по ВВП, в том числе на душу населения, так и явных аутсайдеров. Уровень жизни населения в этих странах также различен.

На ОПЕК приходится 40% поставок нефти на мировой рынок и около 78% разведанных запасов нефти. Все страны ОПЕК, как и Россия, находятся в глубокой зависимости от доходов своей нефтяной промышленности. Из этого следует, что не учитывать внешнеторговый фактор при описании уровня развития стран ОПЕК нельзя. Экспорт сырья, являясь основным источником дохода для этих стран, является стимулом развития и для внутренней экономики.

Рассматривая общие черты экономик стран-членов ОПЕК, следует отметить, что все эти страны относятся к развивающимся, и демонстрируют тенденции, характерные для развивающихся экономик. Для многих стран характерна значительная политическая нестабильность, в том числе – активные вооруженные конфликты, что негативно сказывается на развитии их экономик. Кроме того, для большинства стран-членов ОПЕК характерны так называемые «углеводородные» экономики, обуславливающие зависимость экономики от мировых цен на нефть. Несмотря на политику диверсификации, объявленную во многих странах, действительной диверсификации удалось добиться лишь единицам, например, Объединенным Арабским Эмиратам, успешно развивающим сферу услуг.

Таким образом, значительная зависимость экономик стран-членов ОПЕК от цен на мировом рынке нефти и необходимость регулирования данного рынка во избежание значительных потрясений стала причиной создания ОПЕК.

Как показывает анализ нефтегазового сектора в странах-членах ОПЕК, в большинстве стран наблюдается преимущественно развитие нефтедобывающей отрасли, что объясняется целым рядом факторов. Во-первых, такое положение вполне характерно для развивающихся стран, во-вторых – для ряда стран установлены или длительное время были установлены санкции, ограничивающие доступ к технологиям, в-третьих – нефтеперерабатывающая отрасль более чем нефтедобывающая, пострадала от вооруженных конфликтов в ряде арабских и африканских стран-членов ОПЕК.

Следует отметить, что в 70-80-е годы прошлого века ОПЕК была сильнейшим картелем на мировом рынке нефти, во многом определявшем мировую энергетическую политику. Однако к концу 80-х годов влияние ОПЕК как международной организации было ослаблено целым рядом причин: относительным снижением спроса на нефть, ростом ее предложения, изменением принципа ценообразования и т.д.

Несмотря на снижение влияния ОПЕК на мировую энергетическую политику, позиции ОПЕК в XXI веке достаточно сильны, поскольку углеводородное топливо, несмотря на развитие альтернативной энергетики, продолжает оставаться приоритетным сырьем энергетической отрасли, а страны-члены ОПЕК контролируют значительную часть нефтяного рынка.

Как показывает оценка уровня экономического развития стран-членов ОПЕК, функций и роли ОПЕК в мировой энергетической политике, состояние нефтегазового комплекса различных стран достаточно сильно отличается. Основная часть стран-членов ОПЕК ограничивается экспортом нефти-сырца, а дальнейшее развитие отрасли останавливают политические или экономические процессы, объективно происходящие в экономике. Нефтеперерабатывающие предприятия отдельных стран, таких как Иран, Ливия и т.д., успешно осуществлявших ранее полный цикл операций по переработке нефти, были полностью или частично разрушены во время вооруженных конфликтов либо испытывали давление со стороны международного сообщества в области доступа к технологиям и морально устарели. Экспорт нефти-сырца значительно снижает эффективность нефтяной отрасли и увеличивает зависимость экономик этих стран от колебаний мировых цен на нефть.

Эффективная нефтяная отрасль с развитым полным циклом создана в нескольких, наиболее богатых и развитых странах, например, в Саудовской Аравии, что значительно повышает эффективность нефтегазового сектора экономики.

Полная диверсификация экономики, позволившая избавиться от «нефтяной зависимости» и вывести на первое место иные отрасли экономики, была осуществлена лишь в Объединенных Арабских Эмиратах. В этой стране, при развитой нефтегазовой отрасли полного цикла, взвешенная экономическая политика государства позволила обеспечить развитие торговли и туризма, и уменьшить зависимость экономики страны от колебаний нефтяного рынка.

Следует отметить, что различные этапы жизненного цикла нефтегазовой отрасли в странах-членах ОПЕК неоднократно служили поводом для разногласий внутри организаций. Так, политические решения, лоббируемые странами-членами ОПЕК с более диверсифицированной отраслью для достижения преимуществ в среднесрочной и долгосрочной перспективе зачастую были губительны для стран, ориентированных исключительно на экспорт нефти-сырца. Экономика этих стран не обладала достаточным «запасом прочности», и, учитывая прочие негативные обстоятельства, могла не устоять при значительном снижении цены на нефть. Именно с целью эффективного регулирования рынка и согласования экономической политики была создана Организация стран-экспортеров нефти. Как показал опыт, данная организация остается успешной и в XXI веке, хотя уровень ее влияния на мировой рынок значительно снизился после распада социалистического лагеря.

Такие сильные стороны стран-членов ОПЕК как разведанные месторождения нефти или уровень нефтедобычи могут быть реализованы с различной эффективностью. При низкой эффективности возникает зависимость национальной экономики от мирового нефтегазового рынка, получившая название углеводородной сырьевой зависимости. Для предотвращения данной зависимости и повышения конкурентоспособности национальной экономики необходима разработка и реализация стратегии на диверсификацию экономики, снижение ее зависимости от развития нефтегазового комплекса.

Кроме того, значительную роль в повышении конкурентоспособности национальных экономик играет объединение стран-экспортеров, позволяющее контролировать рыночные цены на углеводородное сырье во избежание резких колебаний рынка, губительных для молодых и развивающихся экономик.

Конкурентоспособность национальных экономик в XXI веке не может быть обеспечена исключительно запасами углеводородного сырья. В условиях глобализационных процессов мировой экономики определяющую роль при формировании конкурентоспособности приобретает стратегическое управление национальным хозяйством, позволяющее обеспечить максимально эффективное использование ограниченных ресурсов.

Список литературы

1. Нефтянники: Инфографика / Отраслевой портал. [Электронный ресурс]. URL: http://www.oilstrategy.ru

Просмотров работы: 1225