Образование играет важную роль в жизни человеческого общества, поскольку развитие государства неразрывно связано с уровнем и качеством предоставляемых образовательных услуг. Образование в Российской Федерации представляет собой систему, которая не может существовать без взаимодействия с другими сферами деятельности и государством в лице государственных институтов.
В настоящее время вопросы развития образования, форм его финансирования входят в число приоритетов экономической и бюджетной политики государства, что является свидетельством достигнутого в обществе общего мнения относительно роли образования в социально-экономическом развитии страны. Возникает качественно новая реальность, в которой важным производственным ресурсом становится знания и информация.
Развитие системы финансирования образовательных учреждений должно быть нацелено на решение следующих основных проблем:1
доступность образования для различных социальных слоев населения;
осуществление структурных сдвигов в увязке с требованиями рынка труда;
повышение качества образовательных услуг;
финансирование материально-технической базы образования в целях его модернизации.
Финансовый механизм системы образования в общем виде можно представить как систему целевого регулирования процессов формирования, распределения и использования финансовых ресурсов образовательных учреждений в рамках указанных элементов.
Таблица 1 - Финансовый механизм системы образования1
Финансовые методы |
Финансовые рычаги |
Нормативно-правовое обеспечение |
Информационно-методическое обеспечение |
- финансовый анализ; планирование и прогнозирование; - финансовое обеспечение деятельности; - финансовое регулирование; бюджетирование; - инвестирование; - кредитование; - лизинг; - финансовый контроль и учет; введение новых систем оплаты труда; - система расчетов; - ценообразование в системе образования и др. |
- ассигнования; - субсидии; - субвенции; - бюджетные инвестиции; - доход; - амортизация; - арендная плата; - стипендия процентная ставка; - кредиты и займы; - налоги; - налоговые льготы и отсрочки и др. |
- Конституция РФ; - Кодексы; - Федеральное законодательство; - нормативные акты Правительства РФ; - нормативные акты федеральных министерств, агентств, служб; - нормативно-правовые акты региональных органов власти и управления; - нормативные документы вузов; - прочие. |
- финансовый учет и отчетность; - управленческий учет и отчетность; - налоговый учет и отчетность; - внутренняя финансовая документация; - информация о внешней среде; - информация об источниках финансирования. |
Мировая практика предлагает три модели бюджетного финансирования: сметное, нормативное и бюджетное, основанное на дифференцированной грантовой поддержке.
Исторически сложилось, что для России типичной моделью является сметное финансирование – предоставление денежных средств из государственного бюджета для покрытия расходов учреждений непроизводственной сфера, как правило, не имеющих собственных доходов.
Сметное финансирование осуществляется в точном соответствии с целевым назначением расходов и нормами затрат, устанавливаемыми финансирующим органом с учетом профиля и особенностей деятельности бюджетных учреждений. Затраты группируются в соответствии с бюджетной классификацией, которая определяет целевую направленность ассигнований по каждой смете. Потребность в средствах обосновывается соответствующим расчетом по каждому виду расходов.
Не допускаются расходы, не предусмотренные сметой или превышающие сметные ассигнования, а также увеличение затрат за счет каких-либо других источников.
Принципы финансирования учреждения:
плановость (средства предусматриваются при составлении бюджета);
целевая направленность (использование средств допускается только на предусмотренные планом объекты и цели);
безвозвратность (у получателей средств не возникает обязательств по их возврату);
выделение средств по мере их расходования;
экономия (правильное и рациональное расходование средств).
Финансирование образования определяется:
1) схемой бюджетного финансирования образования в РФ;
2) распределением функций между органами, участвующими в финансировании образования.
Уровни финансирования.
1) Федеральный (Президент Российской Федерации (высшее должностное лицо); Федеральное Собрание РФ и Государственная Дума; Правительство Российской Федерации; Министерство финансов РФ, включая систему федерального казначейства и его территориальных органов; федеральные министерства и ведомства, имеющие в своем ведении образовательные учреждения, финансируемые из федерального бюджета; уполномоченные банки как проводники денежных средств; собственно образовательные учреждения федерального ведения (учреждения профессионального образования).
2) Уровень субъектов РФ (президент, глава администрации, губернатор; законодательные органы субъектов РФ; министерства (управления) финансов, включая казначейства субъектов РФ; министерства и ведомства субъектов РФ (министерства, управления, комитеты по образованию, науке и образованию и т.д.), территориальные управления образованием; уполномоченные банки; образовательные учреждения ведения субъектов РФ – учреждения начального и среднего профессионального образования, учреждения послевузовского образования взрослых).
3) Муниципальный уровень (законодательные органы муниципального уровня; финансовые отделы; городские и районные отделы образования; банки и отделения банков; муниципальные образовательные учреждения – дошкольные и общеобразовательные учреждения, учреждения дополнительного образования).
Рассмотрим расходы областного бюджета Ростовской области в 2015 году на образование.1
Расходы областного бюджета Ростовской области в 2015 году на образование составили 35 774,3 млн. рублей.
Дошкольное образование - 9 801.0 млн. рублей
Общее образование - 19 791.7 млн. рублей
Профессиональное образование - 4 890.2 млн. рублей
Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации - 108.4 млн. рублей
Молодежная политика и оздоровление детей - 821.1 млн. рублей
Другие вопросы в области образования - 361.9 млн. рублей
Рисунок 1 - Структура расходов областного бюджета Ростовской области на образование в 2015г., %
При этом средства выделяются в следующих формах:
Субвенции 62,9%
Субсидии 12,1%
Финансовое обеспечение выполнения государственного задания бюджетными и автономными учреждениями 16,6%
Финансовое обеспечение казенных учреждений 7,3%
Прочие мероприятия в области образования 1,1%.
В условиях экономического кризиса чрезвычайно важным представляется выделение бюджетных средств в полном объеме. Только тогда можно обеспечить достойное исполнение социальных расходных обязательств в сфере образования.
Список используемой литературы
1. Дашиева Д.Ц. Модернизация финансового механизма // Система финансирования общего образования. - 2012. - №4. - С. 411-414.
2. Джуринский А.Н. Развитие образования в современном мире: Учеб. пособие. - М. – 2013 г. – С. 15-28.
3. Малышева Е. Н. Модернизация финансового механизма // Научный вестник. – 2010. - №2. – С. 79-80
4. minfin.ru. – Министерство финансов Российской Федерации.
5. minobr.ru – Министерство образования Российской Федерации.
6. Ria.ru. – РИА Новости.
1 Финансы. Под ред. Поляка Г.Б. 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юнити-Дана, 2008. – С. 307-310
11 Малышева Е. Н. Модернизация финансового механизма // Научный вестник. – 2010. - №2. – С. 79-80
11 minfin.ru. – Министерство финансов Российской Федерации