ВЛИЯНИЕ СРЕДСТВ МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ НА СТАНОВЛЕНИЕ МИРОВОЗЗРЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ВЛИЯНИЕ СРЕДСТВ МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ НА СТАНОВЛЕНИЕ МИРОВОЗЗРЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Антонова Ю.В. 1, Солдатова А.В. 1
1ФГАОУ ВПО «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В настоящее время в развитых и развивающихся странах уже ни один человек не представляет свою жизнь без средств связи: телефоны, смартфоны, компьютеры и др. Информационные технологии стремительно ворвались в нашу жизнь. Раньше в общественных местах можно было чаще увидеть людей, которые читали бы книги, газеты или журналы да и просто общались между собой, а теперь подавляющее большинство держат в руках телефоны, планшеты или же слушают музыку в наушниках. Очевидно, что за последние десятилетия влияние различных технических средств на человечество возросло. Это не обошло стороной телевидение и кинематограф. Для нас стал обыденным и каждодневным процесс просмотра телевизора или похода в кино.

Остается ли у нас время на настоящее, живое общение? Какие программы смотрим мы, наши родители, ученики младших классов? Сколько времени можно проводить перед телевизором и сколько его проводим мы?

Издавна люди считали, что мировые открытия и развитие научно-технического прогресса идёт по пути эволюции и качественно новой и лучшей жизни, но у каждого процесса есть две стороны одной медали как положительная, так и отрицательная. С одной стороны, наша жизнь стала проще, с появлением телефонов и Интернета мы можем общаться с людьми, находящимися на разных континентах, быстро находить любую интересующую нас информацию, но, с другой стороны, мы становимся зависимы от плодов наших изобретений и совсем не замечаем, как они заполняют нашу жизнь, заменяя обычные прогулки в парке по вечерам и живые встречи с друзьями.

Одним из таких плодов является телевидение, которое непосредственно влияет на наше мировоззрение и поведение. Через него мы впитываем традиции не только своей страны, но и других стран: новые образцы поведения, иностранные ценности, которые порой идут в разрез с российскими. Например, в американских мультиках высмеиваются традиционные для российского общества женские качества, те самые, которые поставляют наши отечественные добрые мультики: это целомудрие, нежность, застенчивость, бескорыстие, скромность и материнство. Прививаются идеалы жестокости, злобы и т.д.

Таким образом, у современного человека и в частности у подрастающего поколения формируется иная картина мира, несвойственная нашему обществу. А от того, какие качества будут заложены у ребёнка с рождения и в последующей жизни, будет зависеть, каким он будет человеком и какое поколение вырастет на данной культуре, а значит и какое общество ждёт нашу страну через несколько лет.

В данной статье мы проанализируем роль и выявим значимость средств массовой коммуникации, на примере телевидения и мультипликации, и сформулируем рекомендации по созданию оптимальных условий для формирования мировоззрения младших школьников.

Во-первых, рассмотрим понятие «коммуникация». Под коммуникацией в широком смысле понимаются и система, в которой осуществляется взаимодействие; и процесс взаимодействия; и способы общения, позволяющие создавать, передавать и принимать разнообразную информацию. В 1969 году Ж. Д’Арси впервые во Франции акцентирует внимание общественности на необходимость признания права человека на коммуникацию, включая в это понятия возможность обеспечения и материальных, и духовных условий коммуникации. Коммуникация (лат. communication от communicare – делать общим, связывать; путь сообщения, форма связи) является объектом изучения многих наук: семиотики, социологии, этнографии, психологии, риторики, а также кибернетики, информациологии и ряда других естественнонаучных дисциплин.

Информация – сведения, передаваемые людьми устным, письменным или другим способом (с помощью условных сигналов, технических средств и т.д.); уменьшаемая, снимаемая неопределенность в результате получения сообщений; передача, отражение разнообразия в любых объектах и процессах (неживой и живой природы).

Таким образом, если коммуникация – это механизм общения, взаимодействие общественных субъектов, то информация – это содержательная сторона общения, взаимодействия общественных субъектов.

Под средствами массовой коммуникации (СМК) подразумеваются пресса, радио, телевидение, кинематограф, шоу-бизнес, видеопродукция, Интернет и технические средства, обеспечивающие коммуникацию. СМК – это категория более широкая, чем СМИ. Кинематограф, шоу-бизнес, видеопродукция ввиду своей непериодичности не могут быть СМИ.

Существуют различные типы коммуникаций: внутриличностная (личностная), межличностная, внутригрупповая, межгрупповая, массовая коммуникации. Они могут осуществляться в различной форме (культурно-духовной, научной, производственной, рекреационной, учебной), среди людей различного возраста, пола, принадлежащих к различным народам, нациям, этносам, расам (геронтокоммуникации, гендерные, национально-этнические, межрасовые коммуникации), между планетами, континентами, странами, государствами, народами, территориями (межпланетные, межконтинентальные, межгосударственные, международные, межтерриториальные) и др.

По критерию отношения к границам организации (компании) коммуникации могут быть внешними и внутренними. Внешние коммуникации выходят за рамки организации, пересекая их. При этом коммуникатор и реципиент находятся по разные стороны обозначенных границ. Внутренние же осуществляются в рамках самой организации, а источник и получатель находятся внутри организации.

По характеру взаимодействия коммуникации могут быть личными и неличными. По направленности коммуникации можно классифицировать на вертикальные (нисходящее и восходящее), горизонтальные, диагональные – в зависимости от уровня, или статуса участников. Коммуникации могут быть периодическими, текущими или носить эпизодический характер, формальными и неформальными.

Электронный коммуникации отличает высокая технологичность, адресность, скорость и растущий потенциал масштаба распространения информации.

По пространственно-масштабному критерия коммуникации могут быть локальными (местными), региональными, национальными, глобальными.

По критериям преобладающей системы кодирования идеи сообщения, коммуникации можно условно разделить на вербальные (преимущественно речевые) и невербальные (неречевые).

Поговорим подробнее про массовую коммуникацию. Она представляет собой систему взаимосвязей, позволяющую получить практически одновременный доступ к социально значимым сообщениям большому числу людей, независимо от места расположения, положения, социального статуса (СМИ, Интернет). Такая коммуникация развивается на основе использования технических средств размножения и передачи сообщения. Как правило, массовые коммуникации осуществляются специализированными организациями (издательства, агентства, редакции, студии).

Массовая коммуникация – процесс, в ходе которого специфически организованные институты посредством технических средств производят и передают послания большой и рассеянной в пространстве аудитории.

Сообщение – это закодированная идея, включающая в себя:

  1. Содержание сообщения;

  2. Канал или техническое средство передачи сообщения;

  3. Личность, создающая или транслирующая сообщение.

Цель сообщения – найти своего слушателя (зрителя), человека или группу лиц, которых оно может чем-то заинтересовать.

В системе массовой коммуникации можно выделить общие условия ее функционирования:

  1. Наличие массовой аудитории, которая обладает определенной общей ценностной ориентацией;

  2. Социальная значимость информации, способствующая возникновению, распространению и поддержанию функционирования массовой коммуникации;

  3. Наличие соответствующих средств, поддерживающих процесс функционирования массовых коммуникаций;

  4. Многоканальность осуществляемых коммуникаций и вариативность коммуникативных средств.

Массовая коммуникация реализуется через опосредованное общение. Этим и определяются ее средства. Главными средствами массовой коммуникации являются средства массовой информации: печать, радио, телевидение. Интернет, хотя в России законодательно не причислен к средствам массовой информации, в последние годы стал мощнейшим средством массовой коммуникации.

Многоканальность массовой коммуникации обеспечивается параллельным использованием визуального, аудитивного и аудиовизуального каналов. Самостоятельный канал массовой коммуникации представляет публичная коммуникация в массовой аудитории с использованием традиционного разговорного языка. Для радио и телевидения также характерно использования форм устной коммуникации, включающей элементы разговорной речи. Пресса использует общелитературный письменный язык. Вариативность языка позволяет регулировать варианты текстов речи и одновременно разграничивать функциональные стили, обусловленные социальной дифференциацией.

Федеральным законом от 27 декабря 1991 года № 2124-1 (ред. от 30 декабря 2015 года) «О средствах массовой информации» закрепляются следующие понятия:

  1. под массовой информацией понимаются предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы;

  2. под средством массовой информации понимается периодическое печатное издание, сетевое издание, телеканал, радиоканал, телепрограмма, радиопрограмма, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации под постоянным наименованием (названием);

  3. под продукцией средства массовой информации понимается тираж или часть тиража отдельного номера периодического печатного издания, отдельный выпуск телеканала, радиоканала, радиопрограммы, телепрограммы, кинохроникальной программы, тираж или часть тиража аудио- или видеозаписи программы, отдельный выпуск либо обновление сетевого издания, отдельный выпуск иного средства массовой информации;

  4. и др.

Помимо того законодательством РФ не допускается наложение цензуры, запретов на распространение сообщений и материалов.

Во-вторых, рассмотрим понятие кинематографа и его историю.

Кинематограф — отрасль человеческой деятельности, заключающаяся в создании движущихся изображений. Иногда также упоминается как синематограф и кинематография. Кинематограф был изобретен в XIX веке и стал крайне популярен в XX веке. В понятие кинематографа входят киноискусство — вид современного изобразительного искусства, произведения которого создаются при помощи движущихся изображений, и киноиндустрия (кинопромышленность) — отрасль экономики, производящая кинофильмы, спецэффекты для кинофильмов, мультипликацию и, демонстрирующая эти произведения для зрителей. Произведения киноискусства создаются при помощи кинотехники. Изучением кинематографа занимается наука киноведение.

Влияние кинематографа на культуру и искусство бесспорно, огромно влияние кинематографа на политику и экономику. Во многих странах киноиндустрия является значимой отраслью экономики. Производство кинофильмов сосредоточено на киностудиях. Фильмы демонстрируются в кинотеатрах, по телевидению, распространяются «на видео» в форме видеодисков.

История кино начинается в 19 веке. Хотя фотография как способ запечатления неподвижных изображений появилась ещё в первой половине 19 в., для того, чтобы стал возможным процесс съёмки и воспроизведения движения, требовалось, чтобы фотографирование могло происходить с короткими выдержками. Но и после появления соответствующих типов фотоэмульсий в 70-х годах 19 в. кино появилось не сразу. То, что нас сегодня кажется очевидным, изобретатели и пионеры кинематографа поняли далеко не сразу. Были сделаны десятки попыток создать системы записи и воспроизведения движущихся изображений, в которых даже принимал участие знаменитый Эдиссон, но и его система оказалась неудобной, рассчитанной всего лишь на индивидуальный просмотр, что и не позволило Эдиссону добиться успеха. В результате, признанными изобретателями кинематографа стали французы, братья Луи и Огюст Люмьеры. Аппаратура Люмьеров оказалась очень удобной, с её помощью можно было легко снимать и демонстрировать фильмы на большом экране, что и предопределило успех их изобретения. «Кинематограф» (или «синематограф») – именно так называлось устройство Люмьеров. Первая публичная демонстрация была дана в Париже ещё в марте 1895 г., но днём рождения кино считается другая дата, 28 декабря 1895 г., когда состоялся первый коммерческий киносеанс (это произошло в подвале «Гран Кафе» на бульваре Капуцинов). В своих сеансах Люмьеры демонстрировали несколько коротких (всего 50 сек.) роликов, первым из которых был «Выход рабочих с фабрики». Однако наиболее популярным из этих роликов стал ролик под названием «Прибытие поезда». Поезд на экране как бы надвигался на зал, что выглядело очень реалистично и производило сильное впечатление на зрителей.

После гениального изобретения Люмьеров был кинематограф, но ещё не было кино. Пионеры, создавшие системы записи и воспроизведения изображений, не предвидели всех возможностей использования кинематографа. Люмьеры считали, что главная функция их изобретения - запись и сохранение кинохроники для потомков. Другие видели в демонстрации движущихся картинок всего лишь забавное развлечение. Однако ещё и в отсутствие сюжетного кино кинематограф быстро набирал популярность. Интерес к сеансам кинематографа некоторых влиятельных людей, глав государств, в том числе русского царя, сильно способствовал распространению кинематографа во всём мире.

Таким образом, кинематограф появился в результате решения задачи по закреплению на материальном носителе изображения непрерывного движения объектов и проекции этого движения на экран. Для решения этой задачи необходимо было создание сразу нескольких технических изобретений: гибкой светочувствительной пленки, аппарата хронофотографической съемки, проектора быстро сменяющихся изображений. Первая гибкая светочувствительная негорючая пленка была изобретена русским фотографом И.В. Болдыревым (1878—1881), затем американскими изобретателями Г.Гудвином в 1887 и Дж. Истменом в 1889 была создана горючая, целлулоидная пленка. Первые же аппараты хронофотографической съемки были сконструированы в 80-х годах XIX века. К ним относятся: «фоторужье» французского физиолога Э. Марея (1882), аппарат французского изобретателя О. ле Пернса (1888), аппарат английских изобретателей У. Фризе-Грина и М. Эванса (1889), аппарат русского фотографа В.А. Дюбюка (1891), «Фоноскоп» французского физиолога Ж. Демени (1892). Пионерами в создании аппаратов для проекции на экран быстро сменяющихся изображений были: немецкий и русский фотографы О. Анщюц и В.А. Дебюк, создавшие соответственно в 1891 и 1892 годах проекционные аппараты различной конструкции, но с одинаковым названием — «Тахископ», французский изобретатель Э. Рейно, создавший в 1892 году проектор под названием «Оптический театр», и русские изобретатели И.А. Тимченко и М.Ф. Фрейденберг (1893).

Изобретениями наиболее приблизившиеся к кинематографу по своим техническим характеристикам являются: «кинетоскоп» Эдисона, аппарат И.А. Тимченко (1893), «хронофотограф» Ж. Демени (1893), проектор американского изобретателя Ж.А. Ле Роя (1894), проектор «паноптиком» американского изобретателя У. Латама (1895), «плеограф» польского изобретателя К. Прушинского (1894) и др. А уже в 1895-1896 годах были изобретены аппараты, сочетающие в себе все основные элементы кинематографа: во Франции - «синематограф» братьев Л. и О. Люмьер (1895) и «хронофотограф» Ж. Демени (1895); в Германии – «биоскоп» М. Складановского (1895) и кинопроектор О. Местера (1896); в Англии – «аниматограф» Р.У. Пола (1896); в России – «хронофотограф» А. Самарского (1896) и «стробограф» И. Акимова (1896), в США – «витаскоп» Т. Армата (1896).

Начало распространения кинематографа было положено съемкой и публичной демонстрацией первых короткометражных фильмов. 1 ноября 1895 года в Берлине М. Складановский продемонстрировал свой «биоскоп», а 28 декабря 1895 года в Париже братьями Люмьер был продемонстрирован их «синематограф». В течение 1896-1897 годов публичные демонстрации короткометражных фильмов были произведены во всех мировых столицах. В России первые показы были организованы в апреле 1896 года в Москве и Санкт-Петербурге, а затем на Всероссийской ярмарке в Нижнем Новгороде. Тогда же были проведены первые отечественные любительские киносъемки (В. Сашин, А. Федецкий, С. Макаров и др.).

Первые короткометражные фильмы (15-20 метров, примерно 1,5 минуты демонстрации) были по большей части документальные, однако уже в комедийной инсценировке братьев Люмьер «Политый поливальщик» отражаются тенденции зарождения игрового кино. Небольшая длина первых фильмов была обусловлена техническим несовершенством киноаппаратуры, тем не менее, уже к 1900-м годам длина кинокартин увеличилась до 200-300 метров (15-20 минут демонстрации). Совершенствование съемочной и проекционной техники способствовало дальнейшему увеличению длины фильмов, качественному и количественному увеличению художественных приемов съемки, актерской игры и режиссуры. А широкое распространение кинематографа и популярность кинематографа обеспечили его экономическую выгодность, что, однако, не могло не сказаться на художественной ценности снимаемых кинокартин. В этот период с усложнением и удлинением сюжета фильмов начинают формироваться жанры кинематографа, оформляется их художественное своеобразие, создается специфический для каждого жанра набор изобразительных приемов. Наивысшего своего расцвета «немое» кино достигает к 20-м годам, когда оно уже вполне оформляется как самостоятельный вид искусства обладающий своими собственными художественными средствами.

Еще до начала XX века Томас Эдисон пытался синхронизировать кинескоп c фонографом, но потерпел неудачу. Однако в последствии Уильям Диксон - соавтор Эдисона утверждал, что ему уже в 1889 году удалось создать кинетофонограф – прибор, воспроизводивший звук и изображение одновременно. Однако не существует никаких доказательств, подтверждающих его слова.

В ранний период кинематографа звуковое кино пытались создать во множестве стран, но столкнулись с двумя основными проблемами: трудность в синхронизации изображения и звука и недостаточная громкость последнего. Первая проблема была решена путем записи и звука, и изображения на одном и том же носителе, но для решения второй проблемы требовалось изобретение усилителя низкой частоты, что произошло лишь в 1912 году, когда киноязык развился настолько, что отсутствие звука уже не воспринималось как серьезный недостаток.

В результате патент на ту систему звукового кинематографа, которая впоследствии совершила звуковую революцию, был получен в 1919 году, но кинокомпании не обратили никакого внимания на возможность кино заговорить, желая избежать удорожания стоимости производства и проката кинофильмов и потери иноязычных рынков. Пока в 1925 году компания Warner Brothers, находившаяся на грани банкротства, не вложилась в рискованный звуковой проект.

Уже в 1926 году студия Warner Brothers выпустила несколько звуковых фильмов, состоящих в основном из музыкальных номеров, но особого успеха у зрителей они не имели. Успех пришел только с фильмом "Певец джаза", в котором кроме музыкальных номеров Эла Джолсона присутствовали и его короткие реплики. 6 октября 1927 года — день премьеры "Певца Джаза" — принято считать днем рождения звукового кино.

Звук подталкивал к созданию более реалистичного, имеющего чёткий повествовательный сюжет, и менее условного кино. Некоторые известные режиссёры и актёры (в том числе Чарли Чаплин) выступали против звукового кино либо за то, чтобы звук не мешал их изобразительным экспериментам, но звук очень быстро завоевал себе место в кино, и на протяжении 30-х практически все фильмы стали звуковыми. Разнообразие художественных приёмов и выразительных средств в кино падает, зато значительно усиливается роль диалогов, несущих главную содержательную и выразительную нагрузку в достаточно большой группе фильмов.

Внедрение цвета в кино происходило медленнее, чем внедрение звука. Первый примитивный цветной фильм (с красно-зеленой гаммой, без синего цвета) вышел еще в 1922 году, он не впечатлил зрителей. Первый «полноценно цветной» короткометражный фильм системы «Technicolor» под названием «La Cucaracha» вышел в 1934 году. Первый же полнометражный цветной фильм «Бекки Шарп» американского режиссера армянского происхождения Рубена Мамуляна вышел в 1935, этот год и принято считать годом появления цветного кино. В СССР первый игровой цветной фильм «Груня Корнакова» был снят уже в 1936 году.

В 1950-х годах технический прогресс зашел еще дальше. Разработка и внедрение магнитной записи и воспроизведения звука, а также создание и освоение новых видов кинематографа (панорамного, стереоскопического, полиэкранного и др.) привели к значительному повышению качества показа фильмов, стали говорить об «эффекте присутствия» зрителя. Впечатление усиливалось стереофоническим воспроизведением звука, позволявшем создавать «пространственную звуковую перспективу» — звук как бы следует за изображением его источника, вызывая иллюзию реальности источника звука.

В настоящее же время существуют очень изощренные системы звукового сопровождения кино. Число отдельных звуковых каналов доходит до 7, а в экзотических системах даже до 12. Разумеется, все это призвано усилить глубину погружения зрителя в атмосферу просматриваемого фильма.

Еще такие пионеры кинематографии, как Уильям Фриз-Грин и братья Люмьер, экспериментировали со стереоскопическим и трехмерным, изображением на киноэкране. Они изобрели системы, с помощью которых две кинопленки, окрашенные в красный и сине-зеленый цвета, одновременно проецировались на экран для просмотра через специальные очки с аналогично окрашенными стеклами.

Первый стереоскопический игровой фильм – «Сила любви» – был выпущен в 1922 году в черно-белом варианте. В 1930-е годы были изобретены поляризационные светофильтры, позволявшие контролировать количество света, попадающего на кинопленку. Это дало возможность приступить к экспериментам с цветным стереоскопическим кино, одновременно осуществлявшимся в Германии и Италии.

Но масштабное использование стереоскопического кино началось лишь в 1950-е годы, когда Голливуд искал способы вернуть зрителя. Картина Арча Оболера «Дьявол Бована» стала одной из первых лент, выпущенных крупными киностудиями в 1952-1954 годы. Большинство из них были приключенческими и потрясали публику тем, что создавали иллюзию, будто пылающие стрелы, прыгающие животные, потерявшие управление поезда и брошенные булыжники движутся с экрана прямо в зрительный зал. К сожалению, специальные очки, необходимые для просмотра стереофильмов, причиняли зрителям немало неудобств, и со временем посещаемость таких сеансов резко упала. Попытка оживить интерес к стереокино была вновь предпринята в 1995 году, когда остро приключенческий фильм «Крылья отваги» был показан в 120 кинотеатрах по всему миру.

В 2009 году вышел на экраны фильм Д. Кэмерона «Аватар», сделанный с использованием компьютерных 3D-технологий, и положивший начало широкому применению их при создании и просмотре кино- и телепрограмм.

История советского кино началась с 1919 года. 27 августа 1919 года Совнарком принял декрет о национализации кинодела в Советской России. В ознаменование этого события Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 октября 1980 года «О праздничных и памятных днях», в редакции Указа Верховного Совета СССР от 1 ноября 1988 года «О внесении изменений в законодательство СССР о праздничных и памятных днях» был установлен День кино. В годы перестройки профессиональный праздник кинематографистов стал называться День кино России.

В Таблице 1 представлена краткая характеристика этапов развития кинематографа.

Таблица 1. – Хронологическая таблица истории кинематографа

1826-1834

Изобретены различные машины для показа движущихся картин: стробоскоп, зоотроп, тауматроп.

1872

Эдвард Майбридж демонстрирует бег лошади с помощью 24 камер.

1877

Изобретен "Праксиноскоп"; используется во Франции для проекции на экран последовательных изображений в 1879.

1878-1895

Марей, французский физиолог, разработал различные типы аппаратов для съемки движений людей и животных.

1887

Огюстен ле Пренс получил серию изображений на перфорированной пленке; Томас А. Эдисон, изобретший фонограф, предпринял первые шаги по разработке съемки и показа движущихся изображений для сопровождения записанных звуков.

1888

Уильям Фриз-Грин (1855—1921) продемонстрировал первый фильм на целлулоидной пленке и запатентовал киносъемочный аппарат.

1889

Эдисон разработал 35-мм пленку.

1890-1894

Эдисон изготовил кинетограф для съемки на перфорированную ленту и кинетоскоп для индивидуального просмотра, отснятого материала; коммерческое производство этих устройств началось в Нью-Йорке, Лондоне и Париже.

1895

Братья Люмьер продемонстрировали аудитории за плату фильм о прибытии поезда на станцию. Некоторые зрители в ужасе убежали.

1896

Шарль Пате сконструировал граммофон "Берлинер", осуществлял синхронизацию звука на пластинках с изображением на пленке. Отсутствие звукоусиления, однако, снижало эффект такой демонстрации.

1899

Эдисон попытался усилить звук с помощью батарей фонографов.

1900

Попытки синхронизировать звук и изображение были предприняты Леоном Гомоном (1863-1946) во Франции и Гольдшмидтом в Германии и привели в дальнейшем к созданию в США системы "Витафон".

1902

Жорж Мелье снял "Путешествие на Луну".

1903

В США снят первый вестерн Эдвина Портера "Великое ограбление поезда".

1906

Джордж Элберт Смит (1864—1959) в Великобритании запатентовал первую цветную пленку (Кинемаколор).

1908

Вышел на экраны первый российский игровой фильм "Понизовая вольница".

1907-1911

Первые фильмы сняты в местечке Голливуд близ Лос-Анджелеса. Во Франции Эмиль Коль экспериментирует с мультипликацией.

1910

Посредством киностудий и журналов США киноактеры приобретают мировую известность.

1911

В Голливуде основана первая студия "Хорслис Кентавр филм компани", за ней в 1915 последовали студия Карла Лэмля и Томаса Инса.

1912

В Великобритании Юджин Лост сконструировал экспериментальную систему записи звука на кинопленку.

1915

В США выходит исторический фильм Д. Гриффита "Рождение нации" о гражданской войне в США.

1917

Обществом инженеров кино США установлен стандарт формата кинопленки 35 мм.

1918-1919

В Германии разработана звуковая система "Три-Эргон", позволявшая записывать звук на кинопленку. Подобная система в США (автором которой был Ли де Форест) носила название "Фонофильм".

1923

Демонстрация первого звукового фильма (фонофильма).

1926

Выпущен немой фильм "Дон Жуан" с синхронным музыкальным сопровождением.

1927

Выходит первый звуковой фильм "Певец из джаза" с несколькими песнями и короткими диалогами (студия "Уорнер Бразерс", Нью-Йорк). Присуждены первые премии Академии киноискусства ("Оскар").

1928

Уолт Дисней выпустил первый мультфильм с Микки Маусом "Пароход Вилли". Вышел первый полностью озвученный фильм "Огни Нью-Йорка".

1930

Вестерн "Большая тропа" снят и отпечатан на пленке формата 70 мм вместо стандартной 35 мм. Формат 70 мм до сих пор используется, но только для дорогостоящих эпических лент типа "Лоуренса Аравийского".

1931

Выходит на экраны первый советский звуковой фильм «Одна» режиссеров Григория Козинцева и Леонида Трауберга.

1932

Разработана трехцветная технология "Техниколор", применена Уолтом Диснеем в мультипликационном фильме.

1935

Бекки Шарп — первый игровой фильм, снятый по технологии "Техниколор" (трехцветной).

1936

Снят первый советский игровой цветной фильм «Груня Корнакова».

1937

Уолт Дисней снимает первый полнометражный (продолжительностью 82 мин) мультфильм «Белоснежка и семь гномов».

1939

На экраны выходит один из самых выдающихся фильмов Голливуда «Унесенные ветром».

1952

Синерама, широкоформатное кино, снятое тремя камерами и

проецируемое тремя проекционными аппаратами, появляется в Нью-Йорке.

1953

В США появляются коммерческие трехмерное (стерео) кино и широкоэкранный синескоп. Синескоп представлял собой согласованную систему камер и проекторов, производя эффект объема с помощью анаморфотных линз. Аппаратура для стереосъемки была громоздкой, зрители неохотно надевали полагающиеся для просмора очки. Частью технологии была стереозапись звука, ставшая впоследствии нормой.

1959

Первый эксперимент использования запаха в кино в фильме Аромат Тайны. Попытка не имела продолжения.

1980

Большинство значительных фильмов создаются с помощью стереосистем "Долби".

1981

Проведение "Года цветного кино" по инициативе режиссера Мартина Скорсезе с целью привлечь внимание к качеству цветных фильмов, выпущенных после 1950, и не допустить его ухудшения.

1982

Уолт Дисней предпринимает первую и весьма эффективную попытку создания полнометражного компьютерного мультфильма "Трон", затраты на который составили 20 млн долларов, с целью пробиться на процветающий рынок фантастических фильмов. Стереокино ненадолго испытало возрождение, в этой технике были сняты "Челюсти-ЗД" и "Пятница, 13-е. Часть 3", принесшие коммерческий успех.

1987

Представители компании "Голливуд" обратились в юридическую комиссию сената США с просьбой защитить их фильмы от электронного "окрашивания" — нового способа расцвечивания черно-белых фильмов для телевизионного показа.

1988

Роберт Земекис в фильме "Кто подставил кролика Роджера" применил новую технологию сочетания игры актеров с мультипликацией.

2009

Вышел на экраны фильм Д. Кэмерона «Аватар», сделанный с использованием 3D-технологий, и положивший начало широкому применению их при создании и просмотре кино- и телепрограмм.

Разновидностью кинематографа является мультипликация. Мультипликация – это киносъёмка рисунков или кукол, изображающих отдельные моменты движения, а также фильм, полученный такой съёмкой.

С латинского языка значение этого слова звучит как «размножение» или «возрастание». Такие сравнения полностью отражают способ создания мультфильма. Специальные технические возможности позволяют создать иллюзию движущихся изображений. В определенном темпе они друг друга заменяют.

Первые шаги в мультипликации были сделаны задолго до изобретения братьями Люмьер кинематографа. Попытки запечатлеть движение в рисунке начались в первобытную эпоху, продолжились в античные времена и привели к появлению примитивной мультипликации в первой половине XIX века. Бельгийский физик Жозеф Плато, австрийский профессор-геометр Симон фон Штампфер и другие учёные, и изобретатели использовали для воспроизведения на экране движущихся изображений вращающийся диск или ленту с рисунками, систему зеркал и источник света (фонарь) — фенакистископ и стробоскоп. Дальнейшее развитие этой технологии в сочетании с фотографией привело к изобретению киноаппарата, и в свою очередь создало технологическую основу для изобретения братьями Люмьер кинематографа.

В 1914 году Уинзор Маккей создает первого в истории героя мультфильма, наделённого яркими личностными качествами — динозавра Герти. Одновременно, огромное количество рисунков, сделанных для фильма, потребовали изобрести новую технологию кинематографического производства, впервые приведя к разделению труда между художником-аниматором и художником-фоновщиком: в то время как Маккей прорисовывал фазы движения динозавра, нанятый им студент копировал с образца на каждый лист контуры гор, озера и дерева (целлулоидная плёнка тогда ещё не применялась). Таким образом, можно считать, что первичным способом кинематографической мультипликацией была тотальная мультипликация (изменяются рисунки не только персонажей, но и заднего плана).

Естественно мультипликация стала частью кинематографа, заняв в нём прочное место, как один из жанров. Для изготовления мультфильмов использовались киносъёмочные аппараты, пригодные для покадровой съёмки на один из стандартных форматов киноплёнки. Для создания рисованной мультипликации были созданы мультстанки, представлявшие из себя сложную установку-репродуктор со специальным киносъёмочным аппаратом, как правило, имеющим конструкцию, сходную с аппаратами для комбинированной съёмки и позволяющим регулировать угол раскрытия обтюратора и выполнять затемнения и наплывы. Такие аппараты выпускались в специальном исполнении для мультипликации, отличавшемся вертикальной установкой и специальной лупой для удобства визирования из такого положения. Конструкция профессиональных мультстанков позволяла создавать многослойные изображения на отдельных носителях и включала в себя осветительное оборудование. В настоящее время для рисованной мультипликации используется компьютер или мультстанок с цифровым фотоаппаратом.

Технологически этот процесс можно описать таким образом: на каждом последующем кадре (рисунке) персонаж и окружающие его объекты (если им тоже необходимо предать движение) представлены в немного иной фазе движения. Отдельные кадры (рисунки) фотографируются, а затем проецируются на экран со скоростью 24 кадра в секунду для видео со звуком и 16 кадров в секунду для роликов без озвучки. Для мультипликации необходимо создать каждый отдельный кадр исключительно вручную.

Всё начинается с разработки общей концепции, написания сюжета, создания сценария и разбития его на сцены и эпизоды. После мы создаём раскадровку. В работу вступает режиссёр-мультипликатор. Его задача состоит в распределении сцен между художниками-мультипликаторами. Каждый из художников будет отвечать за основные положения объектов и персонажей в сцене. В работе нам так же не обойтись без младших мультипликаторов – их задачей будут промежуточные эпизоды. Так же отдельный художник готовит фон, на котором разворачивается действие нашей мультипликации. Готовые контурные персонажи и объекты передаются для окраски, потом переносятся на прозрачный пластик и обводятся пером или тушью. Далее оператор с помощью специальной камеры фотографирует каждый кадр. И в конце работы полученные изображения синхронизируются со звуком.

Существует несколько разновидностей мультипликации. В объёмной мультипликации кадр является фотографией объёмных, полуобъёмных, барельефных и плоских кукол-актёров.

  1. Ротоскопирование — мультипликационная техника, при которой мультфильм создаётся путём обрисовки кадр за кадром натурного фильма с реальными актёрами и декорациями;

  2. Пластилиновая анимация — вид анимации, где фильм изготовляется путём покадровой съёмки пластилиновых объектов, с их модификацией в промежутках между снятыми кадрами;

  3. Песочная анимация — в ней лёгкий порошок (обычно очищенный и просеянный песок, но также соль, кофе, или что-то подобное) тонкими слоями наносится на стекло и перемешивается, создавая движущуюся картину (обычно все действия выполняются руками, но в качестве приспособлений могут использоваться и кисточки). С помощью диапроектора или световой доски получающееся изображение можно передавать на экран;

  4. Рисованная мультипликация — технология мультипликации, основанная на покадровой съёмке незначительно отличающихся двумерных рисунков.

В технологию традиционной рисованной мультипликации входит наложение и сведение в один кадр прозрачных листов с нарисованными на них персонажами; при необходимости изобразить движение одного персонажа рисуется он сам и кадр собирается с заменённой деталью, вместо того, чтобы рисовать всю картину с изменением целиком. Выделяется своеобразием силуэтная анимация, наиболее крупными представителями которой являются Лотта Райнигер и Энтони Лукас. Оригинальным явлением стала китайская акварельная анимация 60—80-х годов XX века, наиболее ярким представителем которой стал Тэ Вэй, основаннная на традиционной технике Гохуа.

  1. Кукольная мультипликация — метод объёмной мультипликации. При создании используется сцена-макет и куклы-актёры. Сцена фотографируется покадрово, после каждого кадра в сцену вносятся минимальные изменения (например, изменяется поза куклы). При воспроизведении полученной последовательности кадров возникает иллюзия движения объектов. Этот тип мультипликации впервые возник в России в 1906 году.

Первым русским мультипликатором (1906 год) был Александр Ширяев, балетмейстер Мариинского театра, создавший первый в мире отечественный кукольный мультфильм, в котором изображены 12 танцующих фигурок на фоне неподвижных декораций, изображающих сцену. Фильм снят на 17,5-миллиметровую плёнку. Время по его созданию заняло три месяца. За время создания Ширяев протёр ногами дыру в паркете, поскольку постоянно ходил от кинокамеры к декорации и обратно.

Данные фильмы обнаружены в архиве Ширяева киноведом Виктором Бочаровым в 2009 году. Там же найдены ещё несколько кукольных мультфильмов: «Играющие в мяч клоуны», «Художники Пьеро» и любовная драма со счастливым концом «Шутки Арлекина». Современные мультипликаторы ещё не могут разгадать секреты мультипликатора, поскольку куклы Ширяева не просто ходят по земле, но и прыгают и крутятся в воздухе.

  1. Компьютерная анимация — кадры вручную или автоматизировано создаются специализированными компьютерными программами;

  2. На сегодня получила широкое применение как в области развлечений, так и в производственной, научной и деловой сферах. Являясь производной от компьютерной графики, анимация наследует те же способы создания изображений: векторную графику, растровую графику, фрактальную графику и трёхмерную графику (3D).

  3. Squigglevision — это запатентованный метод компьютерной анимации, в соответствии с которым контуры объектов непрерывно колеблются.

  4. Flash-анимация — мультимедийная платформа компании Adobe.

История российской мультипликации охватывает несколько периодов, крупнейшим из которых был советский, в основном представленный студиями «Союзмультфильм» и «Экран».

В настоящее время в России ежегодно проводится анимационный фестиваль в Суздале и раз в два года международный фестиваль мультипликационных фильмов «Крок» (в остальные годы он проходит на Украине). Существуют и другие фестивали более мелкого масштаба (например, «Мультиматограф»). Работы отечественных художников-мультипликаторов также успешно выставляются на зарубежных фестивалях (например, «Старик и море» (1999), мультсериал «Смешарики»).

Крупнейшие студии: студия Пилот, Мельница, Кинокомпания Мастер-фильм.

Существует множество студий, выпускающих по одному-два фильма в год. Снимаются полнометражные мультфильмы («Алёша Попович и Тугарин Змей» (2004), «Князь Владимир» (2006), «Элька» (2006) и другие).

Между тем, пока российская мультипликация не справляется с зарубежной конкуренцией: в России в год снимаются около 20-30 часов мультфильмов, во Франции — 350, на Западе и в Китае — тысячи часов, в Японии и США — десятки тысяч. Учитывая то, что в пору расцвета отечественной мультипликации «Союзмультфильм» ежегодно выпускал по 300—400 экранных часов.

В настоящее время дети чаще смотрят иностранные мультфильмы, предпочитая их отечественным. Иностранные мультфильмы привлекают их красочностью, прорисованностью деталей, интересным сюжетом и т.д. Да и как показывает статистика отечественных мультфильмов снимают меньше, а значит и в кинопрокат они выходят очень редко.

Таким образом мутипликационные фильмы и средства массовой коммуникации играют важную роль в жизни современного человека, в том числе младших школьников.

Система средств массовой коммуникации включает в себя СМИ, все формы и средства связи, способствующие установлению и расширению человеческих контактов и общественной интеграции, т.е. железные дороги, автомагистрали, авиалинии и т.п.

Средства массовой информации, а теперь и коммуникации, по мнению профессора МГУ Е.П. Прохорова, являются «специфическим социальным институтом», т.е., обращаясь к обществу в процессе массово-информационного обеспечения его функционирования, создают своеобразный информационный «аналог» жизнедеятельности социальных институтов во всех их проявлениях. Иначе говоря, основное назначение средств массовой информации коммуникации состоит не в характеристике деятельности самих СМИ и СМК (хотя именно анализ состояния и особенностей их функционирования в наибольшей степени способствует пониманию происходящих в обществе процессов и осознанию положения других социальных институтов в государстве), а в создании полной картины жизни общества через освещение функционирования каждого социального института. В то же время средства массовой информации нередко устанавливают такие взаимоотношения с аудиторией, которые позволяют не просто передавать информацию, но могут, подобно законодательной власти, представлять свою нацию, свой народ, контролировать исполнительную власть. Именно в этом на определенном этапе своего развития они усматривают основную свою роль, претендуя на место «четвертой власти» (Интернет в последние годы стали называть «пятой властью»).

Однако первоначальной функцией средств массовой информации и коммуникации является передача информации. Анализ информации, передаваемой через СМИ и СМК, делает очевидным малое число отправителей информации и большое число ее получателей. В силу того что политика в большей, чем другие виды общественной деятельности, степени нуждается в опосредованных формах общения и средствах связи между носителями власти, исполнителями ее воли и гражданами, можно отметить, что СМИ оказывают очевидное влияние на политическую жизнь страны через передачу информации большим аудиториям. Очевидно также, что решения правителя или правительства становится легитимным только в том случае, если решение получает одобрение граждан, это с одной стороны. С другой стороны, управляемые стремятся выразить свои нужды и добиться того, чтобы о них узнала власть. Согласия между властью и гражданами можно достичь только при помощи коммуникации, обмена мнениями.

Существуют различные теории, объясняющие воздействие СМИ на человека и его социализацию.

Теория социального научения (social learning theory). Согласно этой теории, сформированной в 60-е годы прошлого века группой психологов во главе с Альбертом Бандурой, человек усваивает модели поведения, ориентируясь на окружающих его лиц и, имитируя их действия. Роль массовых коммуникаций и СМИ в этом процессе особо значима тогда, когда примеры, демонстрируемые в них, становятся источником «учения».

Теория культивирования (cultivation theory), разработанная Джорджем Гербнером и его коллегами исследует то, как экстенсивное, многократное воздействие средств массовой коммуникации (в первую очередь телевидения) на протяжении продолжительного времени постепенно меняет наше представление о мире и социальной реальности. Одним из основных конструктивных положений теории культивирования является унификация (mainstreaming), направление различных взглядов людей на социальную реальность в единое русло. Очевидно, эта унификация осуществляется посредством процесса конструирования, когда зрители узнают «факты» реального мира, наблюдая мир, созданный на телеэкране. Отпечатки, остающиеся в памяти после просмотра телепередач, сохраняются. Затем на основании этой сохраненной информации люди формируют свои представления о реальном мире. Когда этот сконструированный мир и реальный мир хорошо согласуются друг с другом, имеет место явление резонанса и эффект культивирования становится еще более заметным.

Теория социализма использует подход, имеющий много общего с теорией культивирования. На основе интеграции различных теорий социализации она акцентирует внимание на том, как СМИ, благодаря своему продолжительному воздействию, становятся источником наших знаний о мире и нашей роли в нем. Ее последователи (Мейровиц, Поустмен) утверждали, что в век телевидения дети социализируются и начинают исполнять взрослые роли намного раньше, чем это происходило сотни лет назад. Телевидение – это окно, через которое дети узнают о мире взрослых, более не являющимся для них тайной. Таким образом, влияние телевидения заключается в гомогенизации стадий развития: дети становятся похожими на взрослых, а взрослые – похожими на детей. Кроме того, постулируется и приписывается влиянию СМИ аналогичное «сглаживание» дихотомий «маскулинизация-феминизация» и «политик-обыватель», следствием которого становятся более андрогинное поведение и оценка политиков в соответствии с личными стандартами. В XXI веке телевидение постепенно вытесняется Интернетом, но особенности его воздействия аналогичны.

Теория использования и удовлетворения (uses and gratifications theory) придает большое значение активной роли аудитории в принятии решений и определении целей при потреблении ею продукции СМИ. Характер воздействия СМИ частично зависит от того, как человек их используется и, какое удовлетворение он от них получает. Авторы данной теории – Блюмер, Кац и другие еще в 80-х годах прошлого века доказали, что фильм ужасов произведет одно впечатление на человека, глубоко сопереживающего жертве, и совершенно иное – на зрителя, получающего лишь поверхностное удовольствие от напряженной интриги фильма. Просмотр программы новостей или чтение газеты может вызвать одни переживания у человека, желающего развлечься, и совсем другие – у человека, стремящегося получить подробную информацию о платформе какого-либо политика. Таким образом, мы можем использовать СМИ не только как источник развлечения или информации, но и для множества иных целей.

Теория навязывания повестки дня (agenda setting), возникшая на основе исследования влияния коммуникаций на политическую социализацию, постулирует способность масс-медиа структурировать когнитивные возможности аудитории и вносить в них изменения путем формирования общественного отношения и интереса к важным вопросам. Сторонники этой теории утверждают, что совсем необязательно, чтобы СМИ говорили, как нам следует думать; они скорее должны говорить, о чем нам следует думать.

Согласно когнитивной (конструктивистской) теории важным общим когнитивным принципом является утверждение, что обработка информации носит конструктивный характер; то есть люди не просто кодируют и затем воспроизводят информацию, которую они прочитали и услышали в СМИ (или где-либо еще). Скорее, они усваивают информацию, интерпретируя ее в соответствии с уже имеющимися у них знаниями и представлениями, а также контекстом, в котором получено сообщение. Усвоение телевизионной программы предполагает постоянное взаимодействие содержания программы со знаниями, которыми мы обладаем. Люди всегда активно осмысливают то , что видят и слышат, их мысли становятся важной частью конструктивного процесса познания.

В самом общем познавательном и методологическом аспекте функции коммуникации могут быть сведены к информативной, регулирующей и культурологической.

В случае анализа отдельных коммуникативных систем и единичных коммуникативных событий в центре внимания оказывается возможность сочетания (вариативности) нескольких функций, одна или две из которых будут основными, определяющими, а остальные – носить второстепенный характер. Исходя из того, какая из функций является ведущий, можно простроить классификацию коммуникативных актов (табл. 2).

Таблица 2. – Коммуникационная модель функций

КОММУНИКАТОР

Эмотивная функция

Адресант непосредственно выражает свое отношение к теме и ситуации: «По моему мнению, не стоило привлекать для работы эту ненадежную фирму».

РЕЦИПИЕНТ

Конативная функция

Внимание сосредоточено на адресате (обращение и императивы, привлечение внимания, побуждение): «Президент! Уходите в отставку!».

КОНТЕКСТ

Референтивная функция

Наиболее часто встречающаяся функция: внимание сосредоточенно на объекте, теме, содержании дискурса. «Солнце всходит на востоке».

СООБЩЕНИЕ

Поэтическая функция

Фокусировка на самом сообщении и ради сообщения; иногда называется «праздничной! Функцией: рифма, аллитерация и т.п. Изображает игры света на картине.

КОНТАКТ

Фатическая функция

Использования коммуникативной системы для начала, поддержания и окончания общения, фокусировка на контактном элементе ситуации: «Алло? – Да-да!», «Ну, надо же!». Радиопозывные (например, станция «Маяк»), заставки передач.

КОД

Метаязыковая функция

Сосредоточение внимания на самом коде; теория языка и коммуникации представляют собой метаязык для описания коммуникативного процесса (или метаязыковая): «Жи-ши пишется с буквой «и». объяснения учителем правил невербальной коммуникации в школе: «Сначала ученик должен поднять руку, затем выйти».

Большое воздействие на младшие поколения оказывает мультипликационный кинематограф. Как писал С. Гинзбург: « А образ-символ, а образ-метафора, которыми так часто пользуются сказка и басня, не могут стать объектом актерского перевоплощения. И именно это обстоятельство предопределило возникновение особого вила киноискусства, не связанного с актерским творчеством, - мультипликационного кино». В этом специфика мультипликации как вида, отражающего то, что не может отразить художественный кинематограф. Мультипликация в большей мере символическое искусство.

Таким образом, можно сказать, что мультфильмы, телевидение, СМИ начинают влиять на ребенка с ранних лет его жизни и продолжают свое воздействие на всех этапах социализации индивида. На основе этого у человека выстраиваются определенные модели поведения, мировоззрение, ориентации и видение мира в целом.

Мировоззрение – система взглядов, т.е. знаний и представлений, оценок и идеалов, норм и принципов, обусловливающих отношение человека к окружающей его природной и социальной действительности, к самому себе и тем самым определяющих его поведение и деятельность в нем.

Мировоззрение представляет собой синтез различных черт духовной жизни человека; это познание и переживание человеком мира. Эмоционально-психологическуюсторону мировоззрения на уровне настроений и чувств составляет мироощущение. Познавательно-интеллектуальную сторону мировоззрения составляет миропонимание.

Наше отношение к миру и к себе включает разнообразные знания. Например, житейские знания помогают ориентироваться в обыденной жизни — общаться, учиться, строить карьеру, создавать семью. Научные знания позволяют осмысливать факты на более высоком уровне и строить теории.

Наше взаимодействие с миром окрашено эмоциями, связано с чувствами, трансформировано страстями. Например, человек способен не просто смотреть на природу, бесстрастно фиксируя ее полезные и бесполезные качества, а любоваться ею.

Нормы и ценности являются важным компонентом мировоззрения. Ради дружбы и любви, ради семьи и близких человек может действовать вопреки здравому смыслу, рискуя жизнью, преодолевать страх, выполняя то, что считает своим долгом. Убеждения и принципы вплетены в саму ткань человеческой жизни и часто их влияние на поступки бывает намного сильнее, чем влияние знаний и эмоций вместе взятых.

Поступки человека также входят в структуру мировоззрения, образуя его практический уровень. Человек выражает свое отношение к миру не только в мыслях, но и во всех своих решительных действиях.

Традиционно считается, что знания и чувства, ценности и поступки представляют собой компоненты мировоззрения — познавательный, эмоциональный, ценностный и деятельностный. Конечно, такое деление весьма условно: компоненты никогда не существуют в чистом виде. Мысли всегда эмоционально окрашены, поступки воплощают ценности человека и т.д. В реальности мировоззрение — всегда целостность, а разделение его на компоненты применимо только в исследовательских целях.

Мировоззрение, как и вся жизнь людей в обществе, имеет исторический характер. Возникновение мировоззрения связывают с процессом формирования первой устойчивой формы человеческой общности — родовой общины. Ее появление стало своеобразной революцией в духовном развитии человека. Мировоззрение выделило человека из мира животных.

С точки зрения исторического процесса выделяют три ведущих исторических типа мировоззрения: мифологическое; религиозное; философское.

Мифологическое мировоззрение основано на эмоционально-образном и фантастическом отношении к миру. В мифе эмоциональный компонент мировоззрения превалирует над разумными объяснениями. Мифология вырастает прежде всего из страха человека перед неизвестным и непонятным — явлениями природы, болезнью, смертью. Поскольку у человечества еще не было достаточно опыта для понимания истинных причин многих явлений, они объяснялись при помощи фантастических предположений, без учета причинно-следственных связей.

Религиозное мировоззрение основано на вере в сверхъестественные силы. Религии в отличие от более гибкого мифа свойственны жесткий догматизм и хорошо разработанная система моральных заповедей. Религия распространяет и поддерживает образцы правильного, нравственного поведения. Велико значение религии и в сплочении людей, однако здесь ее роль двойственна: объединяя людей одной конфессии, она зачастую разделяет людей разных верований.

Философское мировоззрение определяется как системно-теоретическое. Характерными чертами философского мировоззрения являются логичность и последовательность, системность, высокая степень обобщения. Основным отличием философского мировоззрения от мифологии является высокая роль разума: если миф опирается на эмоции и чувства, то философия — прежде всего на логику и доказательность. От религии философия отличается допустимостью свободомыслия: можно остаться философом, критикуя любые авторитетные идеи, в то время как в религии это невозможно.

Если рассматривать структуру мировоззрения на современном этапе его развития, можно говорить об обыденном, религиозном, научном и гуманистическом типах мировоззрения.

Обыденное мировоззрение опирается на здравый смысл и житейский опыт. Такое мировоззрение оформляется стихийно, в процессе житейского опыта и его сложно представить в чистом виде. Как правило, человек формирует свои взгляды на мир, опираясь на четкие и стройные системы мифологии, религии, науки.

Научное мировоззрение основано на объективных знаниях и представляет собой современный этап развития философского мировоззрения. Последние несколько столетий наука все дальше отходила от «туманной» философии в попытке достичь точного знания. Однако в итоге она далеко отошла и от человека с его потребностями: результатом научной деятельности является не только полезная продукция, но и оружие массового поражения, непредсказуемые биотехнологии, приемы манипулирования массами и т.д.

Гуманистическое мировоззрение основано на признании ценности всякой человеческой личности, се права на счастье, свободу, развитие. Формулу гуманизма выразил Иммануил Кант, сказав, что человек может быть только целью, а не простым средством для другого человека. Аморально использовать людей в своих интересах; следует всячески способствовать тому, чтобы каждый человек мог раскрыть и полностью реализовать себя. Такое мировоззрение, впрочем, стоит рассматривать как идеал, а не как реально существующее.

Мировоззрение дает человеку целостную систему ценностей, идеалов, приемов, образцов для жизни. Оно упорядочивает окружающий мир, делает его понятным, указывает на самые короткие пути достижения целей. Напротив, отсутствие цельного мировоззрения превращает жизнь в хаос, а психику — в совокупность разрозненных переживаний и установок. Состояние, когда прежнее мировоззрение разрушено, а новое еще не сформировано (например, разочарование в религии), называется мировоззренческим кризисом. В такой ситуации важно восстановить мировоззренческую целостность личности, иначе ее место будет заполнено химическими или духовными суррогатами — алкоголем и наркотиками или мистикой и сектантством.

С понятием «мировоззрение» сходно понятие «менталитет». Менталитет — это уникальный сплав психических качеств, а также особенностей их проявлений. По сути это духовный мир человека, пропущенный через призму его личного опыта. Для нации это духовный мир, пропущенный через исторический опыт народа. В последнем случае менталитет отображает национальный характер («душу народа»).

Мировоззрение меняется и формируется всю жизнь как результат воспитания и приобретения жизненного опыта. На мировоззрение человека с детства влияют различные факторы (семья, детский сад, средства массовой информации, мультики, книги, фильмы и т. д.). Однако такой способ формирования мировоззрения принято считать стихийным. Целенаправленно мировоззрение личности формируют в процессе воспитания и обучения.

Основные факторы формирования мировоззрения:

  1. Внешние факторы:

    1. историческая эпоха;

    2. определенный социально-экономический строй общества;

    3. особенности культуры (религиозная или атеистическая, национально-этническая специфика и др.);

    4. социально-классовая структура общества и место, занимаемое в ней человеком;

    5. общественная микросреда человека (семья и ближайшее окружение – друзья, учебные и трудовые коллективы, бытовое окружение и т.п.);

  2. Внутренние факторы:

    1. самовоспитание;

    2. самообразование;

    3. самореализация в практической деятельности.

Применимо к периоду обучения в начальной школе у ребёнка происходит приобщение к нормам социальной жизнедеятельности, формируется отношение к школе и процессу обучения, закладываются основы гражданственности, трудолюбия, усваиваются основные этические нормы.

Во все времена основой человеческих ценностей являлись мораль и нравственность. Это те ценности, которые и у наших предков в древности и в современном мире являлись и являются основой человеческих взаимоотношений; основой государства и общества. В целях формирования нравственной культуры российского человека, ознакомления с духовными ценностями своего народа было принято решение о введении новой предметной области государственного стандарта начального общего образования «Основы духовно-нравственной культуры народов России», которая в настоящее время успешно реализуется в рамках ФГОС НОО.

Введение нового предмета обусловлено также и теми изменениями, которые происходят в жизни ребенка в связи с поступлением в школу. Какие же главные изменения происходят в жизни обучающегося в начальной школе ребенка? Прежде всего, у него появляются обязанности, которые связаны как с урочной, так и внеурочной деятельностью в школе. Младший школьник знакомится и усваивает основные требования норм социальной жизнедеятельности:

  1. осознает себя как гражданина России;

  2. учится любить свою Родину и уважать людей, которые служат на благо своему Отечеству;

  3. знакомится с историей и культурным наследием российского народа;

  4. принимает посильное участие в охране и восстановлении памятников истории и культуры;

  5. осваивает нормы здорового образа жизни.

У младших школьников в урочной и внеурочной деятельности под руководством грамотного педагога – профессионала развиваются элементы социальных чувств, формируются навыки общественного поведения, формируются личностные оценочные суждения и вырабатывается понятие общественного мнения. Поэтому, именно возраст обучающихся в начальной школе имеет огромные возможности для формирования основ духовно-нравственного мировоззрения.

Овладение комплексом нравственных требований и умений способствует личностному развитию ребенка и помогает взаимодействовать с другими членами общества на более высоком коммуникативном уровне. Необходимо обратить внимание на то, что младший школьный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью к усвоению нравственных правил и норм. Данная особенность позволяет педагогу воздействовать на ребенка как в урочной деятельности (например, на уроках литературного чтения, в ходе анализа художественного произведения), так и во внеурочной деятельности. По мнению В.А. Сухомлинского, именно «…в младшем школьном возрасте, когда душа очень податлива к эмоциональным воздействиям, мы раскрываем перед детьми общечеловеческие нормы нравственности, учим их азбуке морали». Великий педагог считал, что в этот период у ребенка должно произойти осознание того, что он живет среди людей, и именно поэтому желание каждого человека отражается на окружающих его людях. Таким образом, младший школьник усваивает, что существует граница между личностными потребностями и общественными нормами. Осознание учащимися начальной школы таких понятий как «добро» и «зло» помогают сделать вывод о том, что зло всегда разрушительно, а добро, наоборот – созидательно.

Формирование духовно-нравственного мировоззрения младших школьников должно осуществляться на всех уроках, и педагогу не следует выделять «главные» и «неглавные» уроки в этом направлении. Важно лишь помнить о том, что воспитывает как сам педагог, личным примером и при помощи различных методов, так и воспитывает сам себя обучающийся, становясь субъектом воспитания.

Особую роль в процессе формирования нравственных качеств, необходимо отвести детской книге. Читая, ребенок младшего школьного возраста знакомится с окружающим миром, познает красоту родного края, открывает для себя разные модели человеческих взаимоотношений. Патриотизм, любовь к родному народу, уважение его культуры всегда являлись характерными чертами творчества детских писателей. Еще К.Д. Ушинский советовал воспитывать младших школьников на произведениях народного творчества, с помощью которых ребенок усваивает представления народа о морали, знакомится с обрядами и обычаями своих предков, познает язык. Художественное слово воздействует на чувства и поступки ребенка, способно изменить его нравственные представления. Например, в ходе анализа пословицы Крепкую дружбу и топором не разрубишь можно выяснить качества, которыми должен обладать настоящий друг. Пословицы Мудрым никто не родился, а научился; Не стыдно не знать, стыдно не учиться помогают понять основы обучения в школе. Такие пословицы как: Не одежда красит человека, а его добрые дела; Человек от лени болеет, а от труда здоровеет – помогают выяснить этические нормы.

На основе анализа словарных статей в урочной деятельности (или во внеурочной, при выполнении исследовательского проекта) вместе с детьми можно прийти к выводу о том, что в настоящее время существует два понимания терминов «мораль» и «нравственность»: узкий и более широкий. В узком понимании мораль, прежде всего, подразумевает наличие внешней оценки, как правило, другого человека; тогда как «нравственность» ориентирована на внутренний мир человека и его собственные убеждения. «Нравственность» в узком смысле – совокупность принципов и норм поведения людей по отношению друг к другу и обществу; в более широком значении нравственность представляет собой ценностную структуру сознания, способ регуляции действий человека во всех сферах жизни. Именно широкое понимание смысла морали и нравственности позволяет сформировать, прежде всего, патриота своей Родины, ответственного гражданина и человека.

В современном обществе нравственный аргумент становится главным и это далеко не случайность. Развитие общества объективно предполагает диалог различных культур, построенный на взаимодействии (а не противодействии) и взаимоуважении (толерантности). Общее будущее людей, живущих на Земле, связано с осознанием ценности каждой нации, с уважением к различным верованиям и традициям народа. Такое осознание должно прийти к каждому из нас и как можно раньше, прежде всего для нашего же блага. Никогда путь вражды и войн не был путем духовного развития и процветания нации и конкретной личности. Но мы должны хорошо понимать, что на генном уровне данное осознание не передается, а надежда на воспитание и привитие толерантности в семьях не всегда оправдана. Таким образом, без помощи школы, в том числе и начальной, разрешение данной проблемы не всегда возможно.

Работая в рамках данного направления педагогу необходимо всегда помнить о том, что духовно-нравственная культура не равняется (и не является синонимом) религиозной культуры. Духовность человека всегда рассматривалась как преобладание в нем нравственных интересов над материальными. Сегодня, как никогда, такое понимание очень важно для нашего общества, т. к. сама идея формирования духовности искажается, если педагоги будут понимать указанные понятия как синонимические.

Влияния СМК, в частности СМИ, как уже говорилось ранее, является чуть ли не первоочередным воздействием на человека, на его становления как личности.

Мировоззрение является ключевым понятием в жизни каждого человека, ведь именно оно определяет наше поведение, принципы и нормы, определяет нас самих. Ребёнок через призму мультфильмов, различных жанров кинематографа, разнообразных тв-шоу и передач «впитывает» ту закодированную информацию, которая передается с телеэкранов. Эта информация, откладываясь и сохраняясь, служит платформой для понимания окружающего нас мира. Это образы мамы и папы, друга и врага, добра и зла, всего того, на что ребёнок будет ориентироваться потом всю жизнь. Ребенок почти всю информацию воспринимает в виде образов, из этих образов ребенок в дальнейшем строит свою модель мира, и самым главным кубиком в этой модели является образ женщины, девушки, девочки. Глядя на героинь девочки впитывают стереотипы будущего поведения. И речь идет больше о внутренних, душевных качествах, отражением которых являются внешность и образ действия мультяшных героинь.

На основе проанализированной нами информации можно сказать, что бесспорно СМИ влияет на формирование мировоззрения человека и в частности младших школьников. В большинстве случаев дети предпочитают смотреть телевизор другим занятиям и развлечениям. И от того, какие передачи и мультфильмы смотрит ребёнок, будет зависеть, какие образцы поведения он в себя впитает. Поэтому очень важно российским телеканалам и государству уделить должное внимание по формированию телевизионных передач с учётом специфики возраста и традиций страны. Помимо того необходимо подбирать мультфильмы на основе тех общественных идеалов и личностных качеств героев, которые будут служить ориентирами в жизни каждого человека: честность, доброта, преданность, идеалы дружбы и любви, жертвенность, великодушие, скромность и многие др.

Список использованной литературы.

1. О средствах массовой информации: Федеральный закон [от 27 декабря 1991 года № 2124-1 (ред. от 30 декабря 2015 года)].// Официальный сайт компании «Консультант плюс». Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_1511/(дата обращения: 10.01.2016). 2. Головлева Е. Л. Массовые коммуникации и медиапланирование: учебное пособие для вузов. Академический проект, 2009. 251 с. 3. Кино: Энциклопедический словарь. Гл. ред. С. И. Юткевич; Редкол.: Ю. С. Афанасьев, В. Е. Баскаков, И. В. Вайсфельд и др. М.: Сов. энциклопедия, 1987. 640 с. 96 л. ил. 4. Киселев А. Г. Теория и практика массовой информации: общество - СМИ - власть: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Связи с общественностью». Юнити-Дана, 2012. 432 с. 5. Романов А. А. Массовые коммуникации: учебно-практическое пособие. М.: Изд. центр ЕАОИ, 2010. 175 с. 6. Толковый словарь русского языка. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.vedu.ru/expdic/16219/ (дата обращения: 10.01.2016). 7. Шарков Ф.И. Основы теории коммуникации: учебник. Академический проект, 2005. 130 с. 8. Энциклопедический словарь юного художника. М.: Педагогика, 1983. 416 с. 9. Кузнецова Е.М. «О специфике мультипликации». Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: философия, социология, право. 2013 №23(166).Выпуск 26. Электронный ресурс. Режим доступа:http://cyberleninka.ru/article/n/o-spetsifike-multipl.. (дата обращения: 10.01.2016). 10. Возникновение кино // Школа жизни. Познавательный журнал. Электронный ресурс. Режим доступа:http://shkolazhizni.ru/culture/articles/42959/ (дата обращения: 10.01.2016). 11. Кино и фильмы: история, жанры, знаменитые режиссеры. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.k1no.ru/istoriya-kino.htm (дата обращения: 10.01.2016). 12. Кинотека: новости киноиндустрии. Электронный ресурс. Режим доступа: Cinema.rin.ru (дата обращения: 10.01.2016). 13. Мир кино. История кинематографа. Электронный ресурс. Режим доступа: http://kino-old.narod.ru/pages/istor_kino/istor_kino... (дата обращения: 10.01.2016).

Просмотров работы: 1159