ПРАВИЛА И ПРИЕМЫ СМЫСЛОВОЙ И ЯЗЫКОВОЙ КОМПРЕССИИ ТЕКСТА - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ПРАВИЛА И ПРИЕМЫ СМЫСЛОВОЙ И ЯЗЫКОВОЙ КОМПРЕССИИ ТЕКСТА

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Типовой программой по русскому языку предусмотрено обучение студентов компрессии текста. Однако при изучении темы большое внимание уделяется приемам языкового сокращения текста и не берется во внимание, что смысловая сторона – первична.

Компрессия – это основной вид переработки текста. На основе определенных операций с текстом-источником можно построить тексты новых жанров – конспекты, аннотации, тезисы, рефераты, резюме. Для этого необходимо четкое понимание содержания текста, понимание смысловой связи частей текста между собой.

Понимание текста – это процесс перевода смысла данного текста в другую форму его закрепления. В результате понимания происходит последовательное изменение структуры текста в сознании читателя и процесс мысленного перемещения от одного элемента текста к другому.

Главное - это может быть процесс смысловой компрессии, в результате которого образуется минитекст, который содержит в себе основной смысл исходного текста. Работа над компрессиейтекста способствует более глубокому его пониманию и необходима при составлении тезисов, реферата, аннотации, рецензии, а также курсовой и дипломной работ. Для этого нужно уметь выделить главную и второстепенную информацию, уметь воспроизводить информацию текста по плану в письменной форме.

Компрессия основана на раскрытии смысловой структуры текста-первоисточника и выделении в нем основной информации. Текст, созданный в результате компрессии, по отношению к тексту-первоисточнику, называется вторичным. Существуют вторичные тексты разной степени сжатия.

Компрессия текста основана на трех главных правилах:

1. Внимательное чтение текста и выделение ключевых слов и предложений. Ключевые слова – это слова, которые содержат основной смысл высказывания. Чтобы найти ключевой элемент текста необходимо знать строение абзаца.

2. Написание вторичного текста. Для выявления своих позиций, автор вторичного текста по отношению к первоисточнику, использует специальные стандартные выражения (клише), выборкоторых раскрывает и отражает структуру текста-первоисточника. Например: В монографии обосновывается принцип…, статья представляет собой обзор…, в работе анализируются различные подходы …, в статье обобщается опыт…, в диссертации использованы следующие методы исследования.

3. В планах, тезисах, аннотации и при реферировании для называния основных положений текста используются ключевые слова и словосочетания, или слова с обобщенно-конкретнымзначением (их необходимо определять самостоятельно) для краткой передачи основного содержания абзацев или частей текста.

Слова одной группы отражают композицию текста-источника. Слова другой группы называют наиболее частотные структурные элементы текста. К третьей группе относятся слова, которые характеризуют или оценивают суть содержания отдельных частей текста-оригинала.

Таким образом, основными операциями с текстом-источником являются: а) структурно-смысловой анализ текста; б) трансформация информативного содержания текста в соответствии с коммуникативным заданием; в) комбинирование и комментирование информативного содержания текста.

Структурно-смысловой анализ текста предполагает трансформацию текста в перечень информативных единиц назывного плана, изложение проблематики вопросного плана и составление краткого конспекта [1]. Более сложный вид компрессии связан с выделением в тексте самых важных в смысловом отношении слов и предложений. Чтобы найти в тексте основные слова и предложения, необходимо знать, как строится смысловая единица текста – абзац.

Что значит «воспринимать содержание текста структурно»? Это значит:

1. Определять функционально-содержательные особенности текста - тип речи, так в структуре текста по типу речи рассуждение определяются тезисы, аргументы, выводы.

2. Определять структурно-композиционные особенности текста-рассуждения.

3. Членить текст на смысловые части – микротемы. Микротема - содержание нескольких самостоятельных предложений, связанных одной мыслью.

4. Определять главную информацию каждой микротемы на основе разделения информации на главную и второстепенную и отсечения второстепенной информации.

Главная информация - информация, без которой неясен основной смысл текста и, значит, может быть искажено его понимание, поэтому главная информация определяется на основе анализа основного содержания текста.

Приемы определения главной информации:

Первый прием - определение темы, проблемы, идеи (авторской позиции): о чем текст? (тема); какой вопрос главный? (проблема); зачем создан текст? (идея).

Тема - (от греч. = то, что положено в основу) - предмет изображения в тексте: круг жизненных явлений и событий, о которых пишет автор.

Проблема (греч. = задача, задание) - вопрос, возникающий на каком-либо противоречии социально-общественной, культурной или духовной жизни. Текст создается автором с целью осмыслить эту проблему и выразить свое отношение к ней, предложить свою точку зрения на ее решение.

Идея - (от греч. - понятие, представление) - главная мысль, лежащая в основе текста.

Второй прием - определение ключевых слов каждой микротемы и установление связей между ними (определение в тексте так называемых смысловых маркёров - слов и выражений, отмечающих ключевые моменты содержания и передающих главную информацию).

Приемы сжатия текста:

I. Исключение второстепенной информации, повторов, подробностей, деталей.

II. Упрощение синтаксических структур: синонимическая замена, сокращение частей, слияние.

Ш. Обобщение единичных явлений и фактов: свертывание информации на основе ее обобщения - перевода частного в общее.

Рассмотрим пример сжатия текста [2]:

Биолог - это специалист, который исследует общие свойства и закономерности развития живых организмов, изучает видовое многообразие растений. Он собирает тематический материал, исследует его, организует проведение экспериментов и разрабатывает технологии практического применения полученных результатов.

Используя приём исключения (придаточного предложения; однородных членов; синонимов биолог/специалист, изучает/исследует; повтора слова исследует; слов практический, полученных, как несущих второстепенную информацию)и приём замены сложного предложения на простое и оборота организует проведение экспериментов на проводит эксперименты, получаем сжатый текст: Биолог исследует развитие живых организмов, проводит эксперименты и разрабатывает технологии применения результатов.

Таким образом, сжатое изложение - это такая форма обработки информации исходного текста, при которой возникает новый текст, воспроизводящий основное содержание, композиционно-логическую структуру, стиль и тип речи исходного текста.

Использованная литература

  1. Дубинина Е.Ю.. Компрессия научного текста: методы и модели: автореферат дис. ... кандидата филологических наук: Российский государственный педагогический университет им.А.И.Герцена].- Санкт-Петербург, 2013

  2. Даркулова К.Н.Русский язык в учебно-профессиональной сфере /Учебное пособие/. - Шымкент: издательство «Әлем», 2014. - 134 с. с приложениями

Просмотров работы: 3810