АВТОРСКАЯ ПОЗИЦИЯ И ОСОБЕННОСТИ ИДИОСТИЛЯ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

АВТОРСКАЯ ПОЗИЦИЯ И ОСОБЕННОСТИ ИДИОСТИЛЯ

Баймусаева Б.Ш., Кудайбергенова Ш.
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Революция и Гражданская война сыграли большую роль в творческой жизни М.Шолохова и как гражданина, и как писателя. В быстром наступлении творческой зрелости М.Шолохова была своя закономерность: мировоззрение и нравственный облик писателя складывались под непосредственным воздействием событий революции и гражданской войны.

В первой книге – «Донских рассказах» – писатель откликается на самые животрепещущие вопросы времени, улавливает едва приметные проявления нового. Шолохов с большой правдивостью передал накал классовой борьбы на Дону, изобразил драматические события, связанные с революционной переделкой жизни. Контраст, резкое деление мира на черное и белое, на своих и чужих (белых и красных), когда главным был лозунг «Кто не с нами – то против нас!», нашли отражение в стиле раннего Шолохова. Его рассказы, отражая крайнюю поляризацию социально-классовых сил как примету эпохи, отличались резкой контрастностью. Жестковатая контрастность изображения почти не допускает нюансировки и полутонов. Линия размежевания действующих лиц связана с единственным вопросом, который решал народ и который определял расстановку сил в каждом хуторе, в каждой семье: за революцию или против революции, за Советскую власть или против Советской власти?

Открытие донского цикла М. Шолохова состояло в том, что он показал преступность гражданской войны, её губительные разрушительные последствия как для судьбы «тихого Дона», так и для России в целом. У донских писателей до Шолохова нет этой потрясающей душу бессмысленности и греховности братоубийства. Р. Кумов, С.Арефин, П. Краснов только подступали к этой теме, а развил и углубил её М. Шолохов. Очень рано созревает у него мысль о том, что в этой войне неправы обе стороны, за что он и получал порой ярлык сомнительного попутчика. Белые и красные по-разному обосновывали необходимость бороться за свои идеалы. М. Шолохов ни в одном из рассказов не воспел гражданскую войну, она для него преступление.

Таким образом, гражданская война предстаёт в раннем творчестве Шолохова как трагедия, как путь расчеловечивания человека. И хотя справедливости ради следует отметить определённую политическую тенденцию (белогвардейцы у Шолохова совершают жестокие поступки с особым изуверством; жестокость красноармейцев у него, как правило, вынужденная или искупается добрыми делами в последствии), в целом позиция Шолохова гораздо шире позиций обеих противоборствующих сторон. За изображением обоюдной жестокости нам открывается авторский идеал незлобивости и всепрощения.

М. Шолохов оценил гражданскую войну как национальную катастрофу, в которой нет и не может быть победителей. И в этом состоит не только правда жизни, запечатлённая рукой донского художника, но и предупреждение, пророчество на будущие времена. И в этом, как представляется, можно увидеть ещё одну грань актуального звучания «Донских рассказов» сегодня.

Уже в первом рассказе – рассказе «Родинка» – Шолохов смещает акцент с социальных конфликтов на общечеловеческие. Не случайно глубоким авторским сочувствием проникнуты не только строки, рисующие безвременную гибель юного красного командира, но и изображение обезумевшего атамана («Сынок! Николушка!...Родной!...Кровинушка моя… Да скажи же хоть слово? Как же это, а?») [1. C.12]. Гражданская война для Шолохова – катастрофа, в которой рушатся человеческие связи. Здесь нет правых и виноватых, а значит, и не может быть победителей. Авторская позиция оказывается шире каких бы то ни было социально политических концепций, о чём свидетельствует и пейзаж, венчающий рассказ: «А вечером, когда за перелеском замаячили конные, ветер донёс голоса, лошадиное фырканье и звон стремян, с лохматой головы атамана нехотя сорвался коршун стервятник. Сорвался и растаял в сереньком, по-осеннему бесцветном небе». Глубоко символичным оказывается в этом плане название произведения. Родинка - не только примета, по которой узнаёт атаман убитого сына, это и знак былого единства, родства людей, ставшими непримиримыми врагами. Кроме того, слово «родинка» своим корнем связано со словами род, родной, родня, родство, родина, народ, обозначающими всё то, что оказалось расколотым, разрушенным гражданской войной.

В этом рассказе для автора важны не столько идеологические убеждения героев, сколько вечный общечеловеческий смыл трагедии. Шолохов не был бы писателем с большой буквы, не стал бы писателем–нобелевским лауреатом, если бы он просто констатировал страшные факты братоубийственной войны. Заслуга молодого Шолохова в том, что, оставаясь верным идеям большевизма, в рамках всесильного соцреализма, он сумел подняться над реальностью и занять позицию «над схваткой». Во всех рассказах книги «Донские рассказы» христианское раскаяние оказывается сильнее классовой ненависти.

В литературоведении были попытки изучения «Донских рассказов» только как «предыстории» «Тихого Дона», как сырого идейно-художественного материала, накопленного писателем и использованного впоследствии в работе над романами. Но внимательное комплексное изучение рассказов из «Донских рассказов» позволяет сделать вывод о силе таланта Шолохова, который можно увидеть с самого начала творческого пути действительно великого писателя. В. Чалмаев пытается по-новому посмотреть на «Донские рассказы» М. Шолохова. Действуя по привычной упрощенной схеме, он заносит Шолохова в разряд пролетарских писателей, а остальное уже дело техники: революционные, шумно-«пролетарские» писатели, «бесчувственно писавшие о «романтике расстрелов», «о взрыве старого быта», «о счастье идти вперед «сквозь револьверный лай», «когда гремела атака и пули свистели», не испытывали «никакой тоски, раздвоенности, красок сострадания». «Сострадание было областью невозможного, опасного, заранее осмеянного» [2, с,190]. Если можно сомневаться в таланте начинающего писателя, то следующая великая книга – «Тихий Дон» – без всяких дополнительных доказательств защитит автора от таких нападок.

Литература:

  1. Шолохов М. А. Донские рассказы.– М.: Детская литература, 1967.

  2. Русская литература ХХ века. Очерки. Портреты. Эссе. – М.: Просвещение, 1994.

Просмотров работы: 7416