ЭЛЕКТРОННОЕ ОБУЧЕНИЕ В СИБИРСКОМ ФЕДЕРАЛЬНОМ УНИВЕРСИТЕТЕ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ЭЛЕКТРОННОЕ ОБУЧЕНИЕ В СИБИРСКОМ ФЕДЕРАЛЬНОМ УНИВЕРСИТЕТЕ

Верещагина Е.В. 1, Пупков А.Н. 1
1СФУ Институт управления бизнес-процессами и экономики
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Термин «электронное обучение»появился в России не так давно, он пришел на смену широко распространенной дистанционной форме обучения и хорошо зарекомендовал себя в образовательной сфере. Сегодня электронное обучение - это учебный процесс, в котором используются интерактивные электронные средства представления информации, такое обучение привлекает своей доступностью и гибкостью при условии минимальных затрат,что является актуальным в наше время,а также позволяет повысить уровень обучения и развиваться в ногу со временем.

Электронное обучение объединяет ряд таких инноваций, как компьютерные технологии обучения, интерактивные мультимедиа, обучение на основе веб-технологий, онлайн обучение, и т.п.[1] Ведь современные информационные и коммуникационные технологии позволяют использовать в процессе обучения разнообразные формы представления материала: вербальные и образные(звук, графика, видео, анимация), предоставляют не только доступ учащимся и преподавателям к нетрадиционным источникам информации, но и совершенно новые возможности для творчества и проявления своих способностей, помогают учащимся глубже и быстрее усвоить учебный материал, позволяя повысить эффективность и продуктивность самостоятельной работы, в то время, как преподаватель получает возможность оперативно контролировать успеваемость и степень усвоения материала;а также реализовать новые формы и методы обучения при условииснижения расходов на обучения до минимума.

Динамическому развитию электронного обучения способствует ряд объективных предпосылок:

  • наличие современной технической базы;

  • низкая стоимостьэлектронной формы образования;

  • рост численности обучаемых;

  • рост потребности в образовании;

  • рост численности образовательных учреждений, осуществляющих подготовку с использованием нетрадиционных образовательных технологий.

В наше время возможность построения открытой системы образования, которая позволяет учащимся выбрать свою собственную траекторию обучения, является реальной.

За рубежом активно используют практику электронного обучения в учебном процессе. Достоинства электронного обучения оценены и в России. Многие учебные заведениянашей страныимеют свои электронные курсы, тем самым расширяя спектр образовательных услуг и увеличивая качество обучения, Сибирский Федеральный Университет (СФУ) не стал исключением в этом вопросе. В настоящее время в университете развернута электронная информационно-образовательная среда (ЭИОС) на базе платформе Moodle. На 1 сентября 2015 года база ЭИОС содержит более 3000 электронных курсов.

Основными достоинствами электронного обучения[2], которыми обладают электронные курсы СФУ, являются:

1) Свободный доступ - учащиеся имеют возможность доступа к электронным курсам через Интернет из любого места, где есть выход в глобальную информационную сеть;

2) Компетентное, качественное образование- курсы создаются высококвалифицированными специалистами, что обеспечивает высокое качество обучения;

3) Низкаястоимостьобучения - в электронном обучении процесс ознакомления с методическим материалом включает в себя только обмен информацией через Интернет без затрат со стороны учащихся на покупку учебно-методической литературы;

4) Возможность разделения содержания электронного курса на модули - небольшие блоки информации позволяют сделать изучение предмета более гибким и упрощают поиск нужных материалов;

5) Гибкость обучения - учащиеся выбирают самипродолжительность и последовательность изучения материалов, полностью адаптируя весь процесс обучения под свои возможности и потребности;

6) Возможность обучения на рабочем месте - учащиеся имеют возможность получать образование без отрыва от работы (при наличии таковой), а также дома, в пути с использованием мобильного Интернета;

7) Возможность развиваться в ногу со временем - пользователи электронных курсов (преподаватели и студенты) развивают свои навыки и знания в соответствии с новейшими современными технологиями и стандартами. Электронные курсы также позволяют своевременно и оперативно обновлять учебные материалы;

8) Возможность определять критерии оценки знаний- в электронном обучении имеется возможность выставлять четкие критерии, по которым оцениваются знания, полученные учащимися в процессе обучения.

Помимо перечисленных достоинств, следует отметить тот факт, что применение в учебных заведениях электронных технологий обучения благоприятно сказывается на психолого-педагогическом аспекте образовательного процесса, в том числе способствует развитию индивидуальных ресурсов студентов и преподавателей, формирует навыки целеполагания, самостоятельного мышления, инициативности и ответственности за выполняемую работу, позволяет повысить мотивацию к учебе и инициативность студентов, а также снижает психологические нагрузки на учащихся и преподавателей в процессе взаимного обмена знаниями и повышает уровень психологического комфорта на занятиях[3].

Следует отметить, что при всех перечисленных достоинствах электронного обучения существует ряд проблем, такие как:

  • проблема качества электронных курсов;

  • правовые проблемы, связанные с защитой интеллектуальной собственности;

  • финансовые проблемы, касающиеся затрат на подготовку электронных курсов и их обновление;

  • кадровые проблемы, связанные с подготовкой преподавателей, способных и желающих разрабатывать и постоянно обновлять такие курсы, ведь не всегда преподаватели имеют для этого необходимое время.

Одним из направлений совершенствования электронного обучения является его стандартизация, которая призвана в обязательном порядке обеспечить унифицированный государственный уровень требований к подготовке специалистов, что обусловлено задачами формирования и сохранения единого образовательного пространства в стране, а также необходимостью вхождения России в международное образовательное сообщество.

В Сибирском федеральном университете принято Положение о электронных образовательных ресурсах [4] и Положение о требованиях к учебно-методическим комплексам дисциплин и процедуре их размещения в электронной информационно-образовательной среде университета [5]. Также в университете введен эффективный контракт, где одним из пунктов рассматривается система стимулирования преподавателей за разработку качественных электронных образовательных ресурсов. Благодаря введению вышеуказанных нормативных актов, регламентирующих требования к разрабатываемым электронным ресурсам и системы стимуляции преподавателей за разработку электронных курсов, качество разрабатываемых электронных курсов существенно выросло. Так на 1 октября 2015 года из 3000 электронных ресурсов, хранимых в ЭИОС, более 1000 курсов соответствует всем требованиям, предъявляемым к электронным курсам в Сибирском федеральном университете.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что электронное обучение является отличным дополнением очной формы обученияи может служить хорошим подспорьем для повышения качества и эффективности традиционного обученияв учебном заведении (в частности иСФУ). Применение электронных методов обучения в вузе позволяет повысить уровень обучения и улучшить качество предоставляемых вузом образовательных услуг, а также обеспечивает большую гибкость в реализации образовательных целей вуза. Развитие и реализация электронного обучения осуществляется через интеграцию различных форм обучения, которое направленно на систематический, организованный процесс наращивания знаний, умений и навыков при помощи электронных средств обучения. При этомуже сегодня необходимо уделить серьезное внимание комплексному решению перечисленных проблем для улучшения качества электронного обучения.

Список использованных источников

  1. http://e-koncept.ru/teleconf/64089.html

  2. http://www.science-education.ru/9-103

  3. http://www.rae.ru/monographs/143-4715

  4. http://about.sfu-kras.ru/docs/8733/pdf/305092

  5. http://about.sfu-kras.ru/docs/9075/pdf/305092

Просмотров работы: 930