Контроллинг — комплексная система поддержки управления организацией, направленная на координацию взаимодействия систем менеджмента и контроля их эффективности. Контроллинг может обеспечивать информационно-аналитическую поддержку процессов принятия решений при управлении организацией (предприятием, корпорацией, органом государственной власти) и может быть частью, прописывающей принятие определённых решений в рамках определённых систем менеджмента [3].
Необходимо контролировать ключевые процессы компании, оценивая их результативность и эффективность, что позволит своевременно реализовать проекты по их оптимизации, отслеживать статус реализации и результативность предпринимаемых компанией инициатив по повышению эффективности своих процессов и внедрению ИТ-систем.
Для эффективной оценки деятельности важен ее грамотный мониторинг. Необходимо создать сбалансированную структуру показателей для комплексной оценки ключевых процессов – KPI (Key Performance Indicators) и внедрить информационную систему, чтобы своевременно собирать и накапливать информацию для расчета KPI и влияющих фактов, а также обеспечить доступ к необходимой информации.
Информационные технологии, используемые для наиболее эффективной организации контроллинга позволяют автоматически собирать и обрабатывать ключевые показатели результативности в больших количествах.
Система контроллинга бизнес-процессов может быть организована с помощью встроенного функционала в систему управления компанией, а также с помощью интеграции специализированных систем с автоматизированными системами управления предприятием. Последние имеют более совершенные механизмы контроллинга процессов, они способны собирать множество разнородных характеристик бизнес-процессов, данные о процессах, протекающих в различных ИС (ERP, CRM, SCM и т. д.), с помощью специальных агентов - адаптеров, которые подключаются к системам и собирают в них необходимую информацию (рисунок 1). К таким специализированным системам относится программный продукт ARIS Process Performance Manager (PPM) от компании IDS Scheer AG.
Рисунок 1 –Процесс контроллинга в различных информационных системах.
Далее осуществляется интеграция собранных данных в базе данных системы контроллинга, затем данные анализируются с учетом целевых значений ключевых показателей результативности, которые заложены в системе.
Специализированные системы контроллинга бизнес-процессов функционируют с помощью следующих блоков: XML-адаптеры (Агенты) – собирают и преобразовывают показатели из различных ИС; Process Warehouse (База данных KPI) - накапливает значения ключевых показателей результативности; Frontend (Блок анализа) - обеспечивает пользователям возможность анализировать показатели результативности и эффективность процессов; Report (Отчеты) - позволяет создавать различные аналитические отчеты по запросам пользователей [2].
К любым системам, где потоки работ автоматизированы и выполняются транзакции системы контроллинга можно использовать как надстройку. Такие системы представляют собой открытые инструментальные средства, так как бизнес-процессы часто охватывают целый ряд ИС и компаний. В итоге, они интегрируются с самым широким спектром ИС, включая ERP-системы, системы класса workflow, SCM- и CRM-системы, а также приложения собственной разработки.
Специализированные системы контроллинга позволяют анализировать бизнес-процесс с цепочками процессов, простирающимися по разным ИС, или, иначе говоря, создавать единый взгляд на бизнес-процесс, в рамках которого используется несколько различных информационных систем.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:
Анискин Ю.П. Планирование и контроллинг. –М.: Омега 2007.
Фалько С.Г. Контроллинг на предприятии / С.Г. Фалько, В.М. Носов. М.: Знание России, 2005. 80 с.
Справочная правовая система «Википедия». [электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%BE%D0%BD%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%BB%D0%BB%D0%B8%D0%BD%D0%B3.