ОДИНОЧЕСТВО В ПЕРЕЖИВАНИЯХ СТУДЕНТОВ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ОДИНОЧЕСТВО В ПЕРЕЖИВАНИЯХ СТУДЕНТОВ

Маркарян Г.М. 1
1Кубанский Государственный Технологический Университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Одиночество– сложное состояние, овладевающее личностью: ее чувствами, мыслями, поступками. Его можно было бы определить, как переживание, возникающее в результате осознания неудовлетворенности качеством межличностных отношений со значимыми людьми, референтной группой, недостаточности социальных связей, отсутствия единения с другими, постоянного восприятия своей непохожести на окружающих. Как состояние оно способно пронизывать всю структуру личности и распространяться на когнитивную, эмоционально-регулятивную и действенно-волевую сферы.

Зачастую люди стараются избежать одиночества или привыкнуть к нему. Кто более склонен к одиночеству? Если разделить людей на интровертов и экстравертов, то можно сказать, интроверт это тот, кто обращен внутрь собственной личности, а экстраверт постоянно стремится к людям. Чувствовать себя одиноким в толпе может только интроверт, так как он не будет удовлетворен поверхностными разговорами, ему важно иметь рядом близкого друга, с которым он может поговорить по душам в трудную минуту. Ему очень сложно найти взаимопонимание с людьми. Экстраверт же быстро находит общий язык практически с любыми мужчинами и женщинами и будет удовлетворен поверхностным знакомством. Экстраверту проще подойти к незнакомому человеку и начать разговор – ведь он не стремится к глубокому и долгому общению. Ему важна смена впечатлений, и пока вокруг него есть люди, одиночества он страдать не будет. Но, как известно, чистых интровертов и экстравертов не существует. Любой человек имеет качества интроверта и экстраверта. Поэтому практически каждый человек хоть раз ощущал свое одиночество.

Впервые чувство одиночества появляется в детстве, когда у ребенка формируется своя система взаимоотношений, характер и собственное «Я».

Даже при самом правильном воспитании чувство одиночества может не покидать человека, а в трудные переходные периоды еще и усиливаться. Одиночество становится свойством личности. К такому периоду можно отнести студенческие годы. Одним из важных аспектов перехода во взрослую возрастную группу является установление взрослых социальных взаимоотношений. Одиночество является серьезной проблемой в среде студентов. С большой вероятностью можно предположить, что с завершением обучения в школе, когда молодые люди вступают в самостоятельную жизнь, все более ощущается проблематичность самой жизни, на первый план выходят вопросы самореализации и осуществления жизненных планов. После окончания школы изменяется объективное социальное положение юношей и девушек, структура их социальных и межличностных связей. Возможно, поэтому одиночество является серьезной проблемой студентов. Многие из них испытывают состояние напряженности, чувство неуверенности, обособленности, внутреннего дискомфорта в тот момент, когда они впервые сталкиваются с новой для них межличностной средой. И от того, насколько быстро и успешно пройдет период адаптации к новым условиям, насколько удачно сможет студент влиться в новое общество сверстников, т.е. насколько он сможет безболезненно пережить возникшую перед ним жизненную ситуацию, настолько он сможет решить проблему одиночества.

Исследование, проведенное мной, выявило, что у 16 % студентов ярко выраженное чувство одиночества (они меньше других общаются, у них отсутствуют друзья, с которыми хотелось бы проводить время). Больше 50 % студентов хорошо знакомы с чувством одиночества. Если говорить о конкретных видах одиночества, то наиболее часто встречается духовное одиночество, менее – коммуникативное.

Выделяются три эмоциональных состояния: скука, плохое настроение, тревога. На каждое из них указывает примерно 60 % студентов. Эти студенты не одиноки, но они либо имеют свои предположения о том, какие переживания сопровождают одиночество, либо им приходилось переживать их ранее. Интересно, что неодинокие студенты в большей степени, чем одинокие, считают, что одиночество должно формировать плохое настроение, печаль, стыд и неловкость.

Одним из факторов, способствующих одиночеству, является нежелание человека оказаться в такой ситуации межличностного общения, при которой он подвергается риску получить отказ в установлении нужных для него взаимоотношении. Враждебность и пассивность являются следствием одиночества. Из-за подобных качеств преодолевать одиночество становится труднее и труднее. Подобный печальный опыт может усиливать одиночество.

Просмотров работы: 665