Методология Рейтинга включает в себя 50 показателей по четырем направлениям: «Регуляторная среда», «Институты для бизнеса», «Инфраструктура и ресурсы», «Поддержка малого предпринимательства». Рейтинг оценивает усилия органов власти всех уровней в регионах по созданию благоприятных условий ведения бизнеса. Основная часть показателей формируется исходя из опросов региональных предпринимателей.
По итогам апробации Национального рейтинга в декабре 2014 года выявлены лучшие практики работы региональных органов власти с предпринимателями по оптимизации существующих регламентов и процедур предоставления государственных услуг. Эти практики положены в основу образовательной программы, которую разработало Агентство стратегических инициатив совместно с Российской академией народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации.
Система показателей рейтинга включает в себя 4 направления. В каждом направлении присутствуют факторы, которые в свою очередь определяют состояние инвестиционного климата в субъектах РФ. Каждый показатель имеет свои шкалу измерения. Единицами измерения являются дни, шт. Оценка производится по 5-ти балльной шкале.
По результатам национального рейтинга состояния инвестиционного потенциала регионы ранжируются по пяти группам: первая группа – регионы-лидеры, вторая группа – региона с комфортными условиями для бизнеса, третья группа – регионы, получившие средние оценки, четвертая группа - регионы, которые близки к низкой оценке, а пятая группа, соответственно, регионы – аутсайдеры [1].
Помимо методики, используемой АСИ, существует рейтинговое агентство «Эксперт РА», которое занимается оценкой инвестиционного климата, который состоит из инвестиционного потенциала и инвестиционного риска [2].
В результате сопоставления этих параметров «Эксперт РА» подразделяет регионы РФ на 12 групп: 1 группа (1А) - максимальный потенциал - минимальный риск, и соответственно 12-ая группа (3D) - низкий потенциал - экстремальный риск.
Опираясь на разные методики оценки, эти агентства получают «противоречивые» результаты, которые к тому же отличаются от реальной инвестиционной активности, что и вводит в заблуждение инвесторов [3].
Таблица 1. Сопоставление рейтингов и реальной инвестиционной ситуации в субъектах РФ в 2014 году.
№ |
Регион РФ |
Национальный рейтинг |
Эксперт РА |
Объем инвестиций на душу населения, тыс. руб. (Место в РФ) |
Инвестиции в основной капитал, млрд. руб. (Место в РФ) |
1. |
Калужская область |
1 |
3В1 |
99,8 (22) |
99,8 |
2. |
Санкт-Петербург |
5 |
1А |
72,22 (33) |
366,88 |
3. |
Томская область |
2 |
3В1 |
95,69 (19) |
102,04 |
4. |
Москва |
4 |
1А |
117,245 (15) |
1412,09 |
5. |
Свердловская область |
5 |
1В |
81,199 (28) |
350,64 |
6. |
Ставропольский край |
5 |
3В1 |
143,1 (69) |
51,148 |
7. |
Ленинградская область |
3 |
3А1 |
133,967 (13) |
235,45 |
Рассмотрев данные, представленные в таблице 1, можно сделать вывод, что Москва и Санкт - Петербург вошли по национальному рейтингу в низкие группы (4 и 5), а по данным, представленным Экспертом РА, ситуация в этих регионах наиболее благоприятная, там отмечается максимальный потенциал – минимальный риск 1А. Для сближения результатов реальной инвестиционной активности и оценки инвестиционного климата регионов необходима ревизия методических подходов объектов оценочной деятельности.
Список использованной литературы
1. Национальный рейтинг состояния инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://asi.ru/regions/rating/ (дата обращения: 10.01.2016).2. Инвестиционная привлекательность регионов – 2014: бремя управления [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://raexpert.ru/ratings/regions/2014/#tab1 (дата обращения: 3.01. 2016).
3. Регионы [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://ufa2015.ru/portal/sco/members/russia/regions (дата обращения 19.01.2016).