- планирование организационной деятельности;
- управление организационными процессами;
- управление финансами;
- управление персоналом;
- управление затратами;
- управление проектами;
- проектирование продукции и технологических процессов.
На сегодняшний день стали популярны услуги по обучению вождению. И получение водительского удостоверения сейчас, в большинстве случаев, является не прихотью людей, а скорее жизненной необходимостью, чтобы успеть в ритме современного мира. Такие услуги пользуются спросом в любое время года, в любом городе и на различные транспортные средства. Уметь управлять автомобилем и иметь отменные навыки вождения считается для современного человека обязательным умением, позволяющим быть мобильным.
В настоящее время на рынке программных продуктов существует огромное количество информационных систем для автоматизации различных видов деятельности предприятий и организаций. Среди них присутствуют широко известные автоматизированные информационные системы в автошколах. Рассмотрим более подробно следующие программные комплексы, предназначенные для автоматизации учебного процесса автошкол: «Автошкола», «City Car Driving (3D Инструктор). Интерактивная автошкола», «Автополис Медиа». Для определения того, какая система соответствует требованиям, необходимо определить функции, имеющиеся в информационных системах и провести анализ.
Программа «Автошкола» предназначена для автоматизации и унификации документооборота в автошколе. Данная программа помогает решать директору автошколы и преподавательскому составу следующие задачи:
1) Учет учащихся автошколы по группам, годам обучения и т. д.
2) Ведение учета платежей по каждому курсанту, за группу в целом и по автошколе за учебный год и в целом.
3) Автоматическое формирование различной документации и списков для обеспечения учебного процесса.
4) Печать и учет выданных свидетельств об окончании автошколы.
5) Подготовка и печать путевых листов на учебные автомобили.
6) Ведение учета учебных автомобилей.
7) Учет персональных данных преподавателей и мастеров производственного обучения автошколы.
8) Получение различной справочной информации.
9) Документы, формируемые программой «Автошкола».
Программа позволяет формировать следующие документы: договора, акты, протоколы, журналы, расписания, реестры, карточки, ведомости, экзаменационные листы, счета на оплату, списки, графики, путевые листы и др.
Учебно-методический комплекс «City Car Driving. Интерактивная автошкола. Базовая версия» (3D Инструктор) предназначен для проведения групповых занятий среди слушателей автошкол категории «А» и «В».
Комплекс объединяет все обязательные демонстрационные материалы, используемые в автошколах, и множество дополнительных. Кроме того, его возможности позволяют значительно обогатить информационно и сделать более наглядным каждый урок. Комплекс может использоваться на интерактивных досках, а также на обычных компьютерах с выводом изображения на проекционный экран. Пособие разработано с учетом всех требований в соответствии с примерной программой подготовки водителей, утвержденной Министерством образования РФ.
Комплекс включает в себя следующие модули:
1) Модуль «Плакаты и Стенды» – плакаты по большинству тем ПДД, содержащие графические и интерактивные материалы высокой четкости, большого размера, сравнимого с печатными плакатами, что позволяет работать с материалами, как на больших, так и на малых экранах без потери качества.
2) Модуль «Интерактивная галерея» – интерактивная галерея объектов для создания ситуационных роликов.
3) Модуль «Учебное видео» – видеоролики, наглядно демонстрирующие выполнение 12 упражнений на автоматизированном автодроме.
4) Модуль «Тесты» – все экзаменационные вопросы по ПДД с последними изменениями, а также 60 дополнительных вопросов по теме «Первая медицинская помощь при ДТП».
Рассматриваемый учебно-методический комплекс имеет следующие возможности: формирование уроков, сохранение, редактирование; возможность назначать порядок отображения элементам урока; возможность скрытия части экрана, функция «шторка», с помощью которой можно подготавливать различные тесты; возможность делать пометки в любом из модулей на изображениях и роликах, рисовать пути объезда, траектории движения и т. д.; доступны функции поворота, перемещения и изменения размеров объектов и изображений; моделирование любых дорожных ситуаций с использованием объектов интерактивной галереи с последующей записью анимированного ролика. Сюда входят: возможность создавать любые типы дорог и перекрестков с помощью нанесения дорожной разметки на подготовленные шаблоны, использования дорожных знаков, назначения сигналов светофорам с последующим их переключением; возможность включать/отключать у транспортных средств сигналы поворота, габаритные огни и др. внешние световые приборы и спец. сигналы; возможность передвигать транспортные средства и пешеходов по заданной траектории с разной скоростью; управление воспроизведением ролика; формирование зачетов из экзаменационных задач в любой последовательности и по любой теме ПДД; вывод материала на печать с доски; поиск по материалу.
Компания «Автополис» совместно с Научно-методическим центром подготовки водителей (НМЦ) и Московским региональным Союзом автомобильных школ (МРСА) создали мультимедийную программу «Автополис-Медиа», содержащую материал для теоретического обучения водителей по всем категориям транспортных средств.
При создании мультимедийной программы ставилась цель не только усовершенствовать и дополнить учебно-материальную базу подготовки водителей, но и дать материал, позволяющий максимально реализовать творческий потенциал преподавателя. Актуальность данной работы продиктована необходимостью совершенствования системы подготовки и допуска граждан к управлению транспортными средствами и возможностями современных информационных технологий.
«Автополис-Медиа» предназначена для образовательных учреждений, реализующих программы подготовки водителей, а также может быть использована на занятиях с учащимися в общеобразовательных и др. учебных заведениях. Данная мультимедийная программа позволит качественно повысить уровень работы по обеспечению безопасности дорожного движения с водителями и инженерно-техническим персоналом на автотранспортных предприятиях, а также при подготовке и повышении квалификации специалистов органов надзора в сфере транспорта.
Мультимедийная программа «Автополис-Медиа» в соответствии с требованиями Примерных программ подготовки водителей включает в себя исчерпывающую наглядную информацию по следующим предметам: правила дорожного движения; основы управления транспортным средством и безопасность движения; оказание первой медицинской помощи; устройство транспортных средств: категории «А», категории «В», категории «С», категории «D», категории «Е».
Каждый предмет, в свою очередь, делится на темы, предусмотренные Примерными программами подготовки водителей.
Массив информации в программе представлен:
- графическими файлами иллюстраций с высоким разрешением, позволяющим не только отображать их на полный экран (диагональ более 1,5 м) без потерь качества изображения, но и увеличивать до полного экрана отдельные, наиболее значимые его части;
- файлами плоской анимации, представляющими дорожные ситуации, а также работу систем, узлов и механизмов автомобиля в динамике;
- файлами трехмерной анимации, представляющими развитие различных дорожных ситуаций в динамике.
После проведенного анализа занесем результаты сравления в таблицу 1 для наглядной демонстрации.
Таблица 1 – Сравнение ИС
Функциональные возможности |
Автошкола |
City Car Driving |
Автополис Медиа |
Ведение БД учеников |
+ |
+ |
+ |
Отчеты, аналитика |
+ |
+ |
+ |
Ведение расписаний |
+ |
+ |
+ |
Возможность настройки отчетов |
+ |
+ |
- |
Ведение прайс-листов |
+ |
+ |
+ |
Система администрирования |
+ |
+ |
+ |
Разграничение прав доступа |
+ |
- |
+ |
Возможность импорта/экспорта данных |
+ |
+ |
- |
Ведение расписания в классах |
+ |
+ |
+ |
Ведение расписания индивидуальных занятиях на автотранспорте |
- |
- |
- |
Стоимость, рубли |
76 000 |
63 000 |
42 000 |
При всем обилии представленных на рынке автоматизированных информационных систем после проведенного анализа мы выявили, что ни одна не удовлетворяют нашим требованиям, как по функциональным возможностям, так и по цене. Косметическая адаптация типового ПО, проводимая многими фирмами, далеко не всегда позволяет учесть индивидуальные потребности клиента, а так же не дешево обходится. Выходом из подобной ситуации является разработка индивидуального программного продукта, реализующего необходимые алгоритмы и выполняющего функции соответствующие потребностям нашей организации.
Создание автоматизированной системы под специфику данной автошколы позволит учесть все особенности ведения образовательного процесса и сделать данную систему менее затратной. Поэтому разработка автоматизированной информационной системы поддержки организации и проведения курсов обучения вождению является актуальной.
В работе рассматривается общероссийская общественно-государственная организация, представляющая собой сеть региональных отделений по всей стране, которые занимаются обучением граждан по различным водительским специальностям, а так же подготовкой специалистов по военно-учетным специальностям для Вооруженных сил Российской Федерации. Таким образом, данная организация преследует две основные цели:
1. Извлечение прибыли при обучении граждан вождению на различные транспортные средства.
2. Выполнение плана подготовки по военно-учетным специальностям для ВС РФ за счет субсидий Министерства обороны РФ.
После проведенного анализа, можно выделить основные бизнес-процессы компании, которые должна реализовывать информационная система:
1) Учет учащихся автошколы по группам, годам обучения и т. д.
2) Ведение учета платежей по каждому курсанту, за группу в целом и по автошколе за учебный год и в целом.
3) Автоматическое формирование различной документации и списков для обеспечения учебного процесса.
4) Печать и учет выданных свидетельств об окончании автошколы.
5) Подготовка и печать путевых листов на учебные автомобили.
6) Ведение учета учебных автомобилей.
7) Учет персональных данных преподавателей и мастеров производственного обучения автошколы.
8) Вести статистику по проценту сдачи экзаменов курсантами.
9) Получение различной справочной информации.
10) Документы и отчеты формируемые программой.
В процессе разработки проектных решений для рассматриваемой системы используя нотацию языка UML построена диаграмма вариантов использования, которая моделирует функциональную структуру предметной области посредством вариантов использования и отношений между ними. Диаграмма вариантов использования представлена на рисунке 1.
Рисунок 1 – Диаграмма вариантов использования
В роли актеров на данной диаграмме выступают: начальник, методист и курсант. Актер «Начальник» участвует в следующих прецедентах: составление плана, создание аккаунтов, обновление автопарка, составление отчета по сдачи экзаменов, подача списков групп для сдачи экзаменов в ГИБДД, составление отчета по выполнению плана и контроль групп при сдаче экзаменов в ГИБДД. С актером «Методист» связаны свои варианты использования: формирование групп, распределение курсантов, составление расписания, сбор документов, обновление автопарка, отчет по сдаче экзаменов, а так же прием заявления, выдача свидетельств. «Курсант» участвует в следующих прецедентах: подача заявления, оплата обучения, посещение теоретических и практических занятий, сдача внутренних экзаменов, получение свидетельства.
Краткое описание вариантов использования:
1. Составление плана: формирование плана подготовки курсантов на учебный год с расчетом количественных и качественных характеристик (подготовка по различным категориям вождения, переподготовка, доподготовка);
2. Создание аккаунтов (учетных записей пользователей)
3. Обновление автопарка: подача заявок на ремонт или списание транспортных средств, а так же закупка новых автомобилей и установка необходимого оборудования;
4. Формирование групп: набор и распределение курсантов по временным группам (вечерние, дневные, группы выходного дня);
5. Подача заявления: подача заявления на обучение вождению курсантом и прием данного заявления методистом;
6. Оплата обучения: производится оплата обучения курсантом по стоимости выбранной категории вождения;
7. Сдача внутренних экзаменов: проведение внутренних экзаменов по теории и практики, организация повторных экзаменов для курсантов не сдавших с первого раза;
8. Получение свидетельства: при успешной сдаче внутренних экзаменов получение свидетельства курсантом;
9. Сбор документов: прием методистов необходимых документов для сдачи экзаменов (медицинская справка, оплаченная госпошлина, ксерокопия паспорта);
10. Составление расписания: создание почасового графика обучения курсантов теоретическим и практическим знаниям;
11. Отчет по сдаче экзаменов: составление отчета по сдаче экзаменов и формирование списка сдавших внутренние экзамены и допущенных для сдачи внешних экзаменов курсантов;
12. Отчет по выполнению плана: составление отчета по выполнению плана с процентными характеристиками выполнения/невыполнения плана;
16. Контроль групп при сдаче экзаменов в ГИБДД: сбор групп и сдача теоретического экзамена в ГИБДД, после чего сдача практического экзамена на автодроме.
На основании разработанной диаграммы вариантов использования были сформулированы функциональные и нефункциональные требования к проектируемой системе.
Функциональные требования включают в себя:
Ввод и хранение справочных данных;
Ввод и хранение сведений о мастерах и преподавателях;
Ввод и хранение сведений о курсантах;
Ввод и хранение сведений об автомобилях;
Ввод и изменение расписания занятий;
Ввод и хранение результатов экзаменов;
Формирование различных отчетов: результатов тестирования, сдачи экзаменов курсантами;
Формирование списков групп;
Генерация списка групп с результатами экзаменов;
Распределение курсантов между мастерами вождения;
Хранение документов по каждому курсанту в отдельности и по группе в целом;
К числу нефункциональных требований относятся:
Временные характеристики: обновление информации на автоматизированном рабочем месте после выполнения какого-либо запроса не должно превышать 10с, формирование отчетов не должно превышать 100с;
Требование к надежности и безопасности данных: контроль за осуществлением входных и выходных данных. Проектируемая информационная система должна обеспечивать ограничение доступа к информации;
Эксплуатация автоматизированного рабочего места: данное рабочее место должно размещаться в помещении с соответствующими характеристиками температурно-влажностного режима и электромагнитной совместимости, удовлетворяющими требованиям каждого из компонент комплекса технических средств, обеспечивающих его эффективное функционирование.
Техническое обеспечение. Для эффективной работы системы необходимы технические средства: Windows-совместимый персональный компьютер с тактовой частотой процессора 1600 МГц, оперативной памятью 512 МБ, свободным дисковым пространством не менее 10 ГБ. Принтер с возможностью черно-белой (цветной) печати на листах формата А4.
Заключение
В ходе выполнения работы был проведен сравнительный обзор и анализ систем-аналогов для ведения учебного процесса автошколы. После проведенного анализа было выявлено что ни одна рассмотренная система нам не подходит и целесообразнее проектирование собственной ИС. В связи с чем были выделены основные бизнес процессы организации.
Затем на основании диаграммы вариантов использования были сформулированы функциональные и нефункциональные требования к проектируемой системе.
Проектирование и последующая реализация информационной системы позволит:
• повысить оперативность выполнения функций;
• обеспечить полноту информации;
• обеспечить непрерывный оперативный контроль над ходом внесения платежей;
• повысить скорость обработки информации;
• уменьшить число ошибок в процессе оформления списков и отчетов;
• хранение документов.
Список использованных источников
Пирогов В.Ю. Информационные системы и базы данных: организация и проектирование: учеб. пособие. – Спб.: БХВ-Петербург, 2009.;
Чистов Д.В. Информационные системы в экономике: учеб.пособие. М.: ИНФРА-М, 2009.;
Заботина Н.Н. Проектирование информационных систем. М.: ИНФРА-М, 2013.;
Емельянова Н.З., Попов И.И., Партыка Т.Л. Проектирование информационных систем: учеб.пособие. – М.: Форум, 2009.;
Романов, А.Н. Информационные системы в экономике (лекции, упражнения и задачи): Учеб. пособие/А.Н. Романов, Б.Е. Одинцов – М.: Вузовский учебник, 2006. – 300 с.;
Советов Б.Я., Яковлев С.А. Моделирование систем: Практикум. – М.: Высшая школа, 2005. – 224 с.;
Колесов Ю.Б., Сениченков Ю.Б Моделирование систем. Практикум по компьютерному моделированию. – Спб.:БХВ-Петербург, 2005. — 282 с.;
Чистов Д.В., Шуремов Е.Л., Лямова и др. Информационные системы управления предприятием. М.: Бухгалтерский учет, 2006.