СРАВНИТЕЛЬНЫЙ ОБЗОР СИСТЕМ ИНФОРМАЦИОННОЙ ПОДДЕРЖКИ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ КУРСОВ ОБУЧЕНИЯ ВОЖДЕНИЮ (НА МАТЕРИАЛАХ ОРЛОВСКОГО РЕГИОНАЛЬНОГО ОТДЕЛЕНИЯ ДОСААФ РОССИИ) - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ ОБЗОР СИСТЕМ ИНФОРМАЦИОННОЙ ПОДДЕРЖКИ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ КУРСОВ ОБУЧЕНИЯ ВОЖДЕНИЮ (НА МАТЕРИАЛАХ ОРЛОВСКОГО РЕГИОНАЛЬНОГО ОТДЕЛЕНИЯ ДОСААФ РОССИИ)

Омарова А.Н. 1, Митин А.А. 1
1Финансовый университет при Правительстве РФ Орловский филиал
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
На сегодняшний день, в условиях жесткой конкуренции на рынке любая организация не в силах вести успешный бизнес без использования современных информационных технологий в сфере своей деятельности. В настоящее время автоматизированные информационные системы следует рассматривать как неотъемлемую часть инфраструктуры бизнеса. В странах с развитой экономикой они применяются для управления работой организации, преимущества которых заключается в решения всего комплекса задач стоящих перед ней:

- планирование организационной деятельности;

- управление организационными процессами;

- управление финансами;

- управление персоналом;

- управление затратами;

- управление проектами;

- проектирование продукции и технологических процессов.

На сегодняшний день стали популярны услуги по обучению вождению. И получение водительского удостоверения сейчас, в большинстве случаев, является не прихотью людей, а скорее жизненной необходимостью, чтобы успеть в ритме современного мира. Такие услуги пользуются спросом в любое время года, в любом городе и на различные транспортные средства. Уметь управлять автомобилем и иметь отменные навыки вождения считается для современного человека обязательным умением, позволяющим быть мобильным.

В настоящее время на рынке программных продуктов существует огромное количество информационных систем для автоматизации различных видов деятельности предприятий и организаций. Среди них присутствуют широко известные автоматизированные информационные системы в автошколах. Рассмотрим более подробно следующие программные комплексы, предназначенные для автоматизации учебного процесса автошкол: «Автошкола», «City Car Driving (3D Инструктор). Интерактивная автошкола», «Автополис Медиа». Для определения того, какая система соответствует требованиям, необходимо определить функции, имеющиеся в информационных системах и провести анализ.

  • Программа «Автошкола» предназначена для автоматизации и унификации документооборота в автошколе. Данная программа помогает решать директору автошколы и преподавательскому составу следующие задачи:

1) Учет учащихся автошколы по группам, годам обучения и т. д.

2) Ведение учета платежей по каждому курсанту, за группу в целом и по автошколе за учебный год и в целом.

3) Автоматическое формирование различной документации и списков для обеспечения учебного процесса.

4) Печать и учет выданных свидетельств об окончании автошколы.

5) Подготовка и печать путевых листов на учебные автомобили.

6) Ведение учета учебных автомобилей.

7) Учет персональных данных преподавателей и мастеров производственного обучения автошколы.

8) Получение различной справочной информации.

9) Документы, формируемые программой «Автошкола».

Программа позволяет формировать следующие документы: договора, акты, протоколы, журналы, расписания, реестры, карточки, ведомости, экзаменационные листы, счета на оплату, списки, графики, путевые листы и др.

Учебно-методический комплекс «City Car Driving. Интерактивная автошкола. Базовая версия» (3D Инструктор) предназначен для проведения групповых занятий среди слушателей автошкол категории «А» и «В».

Комплекс объединяет все обязательные демонстрационные материалы, используемые в автошколах, и множество дополнительных. Кроме того, его возможности позволяют значительно обогатить информационно и сделать более наглядным каждый урок. Комплекс может использоваться на интерактивных досках, а также на обычных компьютерах с выводом изображения на проекционный экран. Пособие разработано с учетом всех требований в соответствии с примерной программой подготовки водителей, утвержденной Министерством образования РФ.

Комплекс включает в себя следующие модули:

1) Модуль «Плакаты и Стенды» – плакаты по большинству тем ПДД, содержащие графические и интерактивные материалы высокой четкости, большого размера, сравнимого с печатными плакатами, что позволяет работать с материалами, как на больших, так и на малых экранах без потери качества.

2) Модуль «Интерактивная галерея» – интерактивная галерея объектов для создания ситуационных роликов.

3) Модуль «Учебное видео» – видеоролики, наглядно демонстрирующие выполнение 12 упражнений на автоматизированном автодроме.

4) Модуль «Тесты» – все экзаменационные вопросы по ПДД с последними изменениями, а также 60 дополнительных вопросов по теме «Первая медицинская помощь при ДТП».

Рассматриваемый учебно-методический комплекс имеет следующие возможности: формирование уроков, сохранение, редактирование; возможность назначать порядок отображения элементам урока; возможность скрытия части экрана, функция «шторка», с помощью которой можно подготавливать различные тесты; возможность делать пометки в любом из модулей на изображениях и роликах, рисовать пути объезда, траектории движения и т. д.; доступны функции поворота, перемещения и изменения размеров объектов и изображений; моделирование любых дорожных ситуаций с использованием объектов интерактивной галереи с последующей записью анимированного ролика. Сюда входят: возможность создавать любые типы дорог и перекрестков с помощью нанесения дорожной разметки на подготовленные шаблоны, использования дорожных знаков, назначения сигналов светофорам с последующим их переключением; возможность включать/отключать у транспортных средств сигналы поворота, габаритные огни и др. внешние световые приборы и спец. сигналы; возможность передвигать транспортные средства и пешеходов по заданной траектории с разной скоростью; управление воспроизведением ролика; формирование зачетов из экзаменационных задач в любой последовательности и по любой теме ПДД; вывод материала на печать с доски; поиск по материалу.

  • Компания «Автополис» совместно с Научно-методическим центром подготовки водителей (НМЦ) и Московским региональным Союзом автомобильных школ (МРСА) создали мультимедийную программу «Автополис-Медиа», содержащую материал для теоретического обучения водителей по всем категориям транспортных средств.

При создании мультимедийной программы ставилась цель не только усовершенствовать и дополнить учебно-материальную базу подготовки водителей, но и дать материал, позволяющий максимально реализовать творческий потенциал преподавателя. Актуальность данной работы продиктована необходимостью совершенствования системы подготовки и допуска граждан к управлению транспортными средствами и возможностями современных информационных технологий.

«Автополис-Медиа» предназначена для образовательных учреждений, реализующих программы подготовки водителей, а также может быть использована на занятиях с учащимися в общеобразовательных и др. учебных заведениях. Данная мультимедийная программа позволит качественно повысить уровень работы по обеспечению безопасности дорожного движения с водителями и инженерно-техническим персоналом на автотранспортных предприятиях, а также при подготовке и повышении квалификации специалистов органов надзора в сфере транспорта.

Мультимедийная программа «Автополис-Медиа» в соответствии с требованиями Примерных программ подготовки водителей включает в себя исчерпывающую наглядную информацию по следующим предметам: правила дорожного движения; основы управления транспортным средством и безопасность движения; оказание первой медицинской помощи; устройство транспортных средств: категории «А», категории «В», категории «С», категории «D», категории «Е».

Каждый предмет, в свою очередь, делится на темы, предусмотренные Примерными программами подготовки водителей.

Массив информации в программе представлен:

- графическими файлами иллюстраций с высоким разрешением, позволяющим не только отображать их на полный экран (диагональ более 1,5 м) без потерь качества изображения, но и увеличивать до полного экрана отдельные, наиболее значимые его части;

- файлами плоской анимации, представляющими дорожные ситуации, а также работу систем, узлов и механизмов автомобиля в динамике;

- файлами трехмерной анимации, представляющими развитие различных дорожных ситуаций в динамике.

После проведенного анализа занесем результаты сравления в таблицу 1 для наглядной демонстрации.

Таблица 1 – Сравнение ИС

Функциональные возможности

Автошкола

City Car Driving

Автополис Медиа

Ведение БД учеников

+

+

+

Отчеты, аналитика

+

+

+

Ведение расписаний

+

+

+

Возможность настройки отчетов

+

+

-

Ведение прайс-листов

+

+

+

Система администрирования

+

+

+

Разграничение прав доступа

+

-

+

Возможность импорта/экспорта данных

+

+

-

Ведение расписания в классах

+

+

+

Ведение расписания индивидуальных занятиях на автотранспорте

-

-

-

Стоимость, рубли

76 000

63 000

42 000

При всем обилии представленных на рынке автоматизированных информационных систем после проведенного анализа мы выявили, что ни одна не удовлетворяют нашим требованиям, как по функциональным возможностям, так и по цене. Косметическая адаптация типового ПО, проводимая многими фирмами, далеко не всегда позволяет учесть индивидуальные потребности клиента, а так же не дешево обходится. Выходом из подобной ситуации является разработка индивидуального программного продукта, реализующего необходимые алгоритмы и выполняющего функции соответствующие потребностям нашей организации.

Создание автоматизированной системы под специфику данной автошколы позволит учесть все особенности ведения образовательного процесса и сделать данную систему менее затратной. Поэтому разработка автоматизированной информационной системы поддержки организации и проведения курсов обучения вождению является актуальной.

В работе рассматривается общероссийская общественно-государственная организация, представляющая собой сеть региональных отделений по всей стране, которые занимаются обучением граждан по различным водительским специальностям, а так же подготовкой специалистов по военно-учетным специальностям для Вооруженных сил Российской Федерации. Таким образом, данная организация преследует две основные цели:

1. Извлечение прибыли при обучении граждан вождению на различные транспортные средства.

2. Выполнение плана подготовки по военно-учетным специальностям для ВС РФ за счет субсидий Министерства обороны РФ.

После проведенного анализа, можно выделить основные бизнес-процессы компании, которые должна реализовывать информационная система:

1) Учет учащихся автошколы по группам, годам обучения и т. д.

2) Ведение учета платежей по каждому курсанту, за группу в целом и по автошколе за учебный год и в целом.

3) Автоматическое формирование различной документации и списков для обеспечения учебного процесса.

4) Печать и учет выданных свидетельств об окончании автошколы.

5) Подготовка и печать путевых листов на учебные автомобили.

6) Ведение учета учебных автомобилей.

7) Учет персональных данных преподавателей и мастеров производственного обучения автошколы.

8) Вести статистику по проценту сдачи экзаменов курсантами.

9) Получение различной справочной информации.

10) Документы и отчеты формируемые программой.

В процессе разработки проектных решений для рассматриваемой системы используя нотацию языка UML построена диаграмма вариантов использования, которая моделирует функциональную структуру предметной области посредством вариантов использования и отношений между ними. Диаграмма вариантов использования представлена на рисунке 1.

Рисунок 1 – Диаграмма вариантов использования

В роли актеров на данной диаграмме выступают: начальник, методист и курсант. Актер «Начальник» участвует в следующих прецедентах: составление плана, создание аккаунтов, обновление автопарка, составление отчета по сдачи экзаменов, подача списков групп для сдачи экзаменов в ГИБДД, составление отчета по выполнению плана и контроль групп при сдаче экзаменов в ГИБДД. С актером «Методист» связаны свои варианты использования: формирование групп, распределение курсантов, составление расписания, сбор документов, обновление автопарка, отчет по сдаче экзаменов, а так же прием заявления, выдача свидетельств. «Курсант» участвует в следующих прецедентах: подача заявления, оплата обучения, посещение теоретических и практических занятий, сдача внутренних экзаменов, получение свидетельства.

Краткое описание вариантов использования:

1. Составление плана: формирование плана подготовки курсантов на учебный год с расчетом количественных и качественных характеристик (подготовка по различным категориям вождения, переподготовка, доподготовка);

2. Создание аккаунтов (учетных записей пользователей)

3. Обновление автопарка: подача заявок на ремонт или списание транспортных средств, а так же закупка новых автомобилей и установка необходимого оборудования;

4. Формирование групп: набор и распределение курсантов по временным группам (вечерние, дневные, группы выходного дня);

5. Подача заявления: подача заявления на обучение вождению курсантом и прием данного заявления методистом;

6. Оплата обучения: производится оплата обучения курсантом по стоимости выбранной категории вождения;

7. Сдача внутренних экзаменов: проведение внутренних экзаменов по теории и практики, организация повторных экзаменов для курсантов не сдавших с первого раза;

8. Получение свидетельства: при успешной сдаче внутренних экзаменов получение свидетельства курсантом;

9. Сбор документов: прием методистов необходимых документов для сдачи экзаменов (медицинская справка, оплаченная госпошлина, ксерокопия паспорта);

10. Составление расписания: создание почасового графика обучения курсантов теоретическим и практическим знаниям;

11. Отчет по сдаче экзаменов: составление отчета по сдаче экзаменов и формирование списка сдавших внутренние экзамены и допущенных для сдачи внешних экзаменов курсантов;

12. Отчет по выполнению плана: составление отчета по выполнению плана с процентными характеристиками выполнения/невыполнения плана;

16. Контроль групп при сдаче экзаменов в ГИБДД: сбор групп и сдача теоретического экзамена в ГИБДД, после чего сдача практического экзамена на автодроме.

На основании разработанной диаграммы вариантов использования были сформулированы функциональные и нефункциональные требования к проектируемой системе.

Функциональные требования включают в себя:

  • Ввод и хранение справочных данных;

  • Ввод и хранение сведений о мастерах и преподавателях;

  • Ввод и хранение сведений о курсантах;

  • Ввод и хранение сведений об автомобилях;

  • Ввод и изменение расписания занятий;

  • Ввод и хранение результатов экзаменов;

  • Формирование различных отчетов: результатов тестирования, сдачи экзаменов курсантами;

  • Формирование списков групп;

  • Генерация списка групп с результатами экзаменов;

  • Распределение курсантов между мастерами вождения;

  • Хранение документов по каждому курсанту в отдельности и по группе в целом;

К числу нефункциональных требований относятся:

  • Временные характеристики: обновление информации на автоматизированном рабочем месте после выполнения какого-либо запроса не должно превышать 10с, формирование отчетов не должно превышать 100с;

  • Требование к надежности и безопасности данных: контроль за осуществлением входных и выходных данных. Проектируемая информационная система должна обеспечивать ограничение доступа к информации;

  • Эксплуатация автоматизированного рабочего места: данное рабочее место должно размещаться в помещении с соответствующими характеристиками температурно-влажностного режима и электромагнитной совместимости, удовлетворяющими требованиям каждого из компонент комплекса технических средств, обеспечивающих его эффективное функционирование.

  • Техническое обеспечение. Для эффективной работы системы необходимы технические средства: Windows-совместимый персональный компьютер с тактовой частотой процессора 1600 МГц, оперативной памятью 512 МБ, свободным дисковым пространством не менее 10 ГБ. Принтер с возможностью черно-белой (цветной) печати на листах формата А4.

Заключение

В ходе выполнения работы был проведен сравнительный обзор и анализ систем-аналогов для ведения учебного процесса автошколы. После проведенного анализа было выявлено что ни одна рассмотренная система нам не подходит и целесообразнее проектирование собственной ИС. В связи с чем были выделены основные бизнес процессы организации.

Затем на основании диаграммы вариантов использования были сформулированы функциональные и нефункциональные требования к проектируемой системе.

Проектирование и последующая реализация информационной системы позволит:

• повысить оперативность выполнения функций;

• обеспечить полноту информации;

• обеспечить непрерывный оперативный контроль над ходом внесения платежей;

• повысить скорость обработки информации;

• уменьшить число ошибок в процессе оформления списков и отчетов;

• хранение документов.

Список использованных источников

  1. Пирогов В.Ю. Информационные системы и базы данных: организация и проектирование: учеб. пособие. – Спб.: БХВ-Петербург, 2009.;

  2. Чистов Д.В. Информационные системы в экономике: учеб.пособие. М.: ИНФРА-М, 2009.;

  3. Заботина Н.Н. Проектирование информационных систем. М.: ИНФРА-М, 2013.;

  4. Емельянова Н.З., Попов И.И., Партыка Т.Л. Проектирование информационных систем: учеб.пособие. – М.: Форум, 2009.;

  5. Романов, А.Н. Информационные системы в экономике (лекции, упражнения и задачи): Учеб. пособие/А.Н. Романов, Б.Е. Одинцов – М.: Вузовский учебник, 2006. – 300 с.;

  6. Советов Б.Я., Яковлев С.А. Моделирование систем: Практикум. – М.: Высшая школа, 2005. – 224 с.;

  7. Колесов Ю.Б., Сениченков Ю.Б Моделирование систем. Практикум по компьютерному моделированию. – Спб.:БХВ-Петербург, 2005. — 282 с.;

  8. Чистов Д.В., Шуремов Е.Л., Лямова и др. Информационные системы управления предприятием. М.: Бухгалтерский учет, 2006.

Просмотров работы: 1187