ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В СФЕРЕ ЭКОНОМИКИ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В СФЕРЕ ЭКОНОМИКИ

Головчанской Д.С. 1, Зайцева Е.В. 1
1ФГАОУ ВПО «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Актуальность темы исследования обусловлена наличием ряда важных проблем в сфере формирования государственной политики в данной отрасли. Проблема государственного регулирования экономики в современных рыночных условиях является объектом изучения и неугасающих споров. Изучение экономической роли государства – это часть учебной программы многих вузов с экономической направленностью.. Вряд ли в наше время кто-то попытается доказать, что рынок может развиваться без вмешательства государства. Государство оказывает существенное воздействие, как на экономическое, так и на социальное развитие страны. Поэтому вполне закономерно, что в рамках экономической науки постоянно ведутся исследования, посвящённые этой важной и многогранной проблеме.

Государство формирует свою экономическую политику с целью стабилизации экономической ситуации в стране, а также обеспечения ее эффективного развития. Данные пункты закреплены в большинстве нормативных актов Российской Федерации, касающихся экономического развития нашей страны. Экономика нашей страны напрямую зависит от внешних экономических факторов, ее формирование становится сложным и много аспектным вопросом. Одной из главных сложностей является составление планов развитие на конкретные периоды, так как государство не может предсказать скорость изменения экономической ситуации в мире. А также построение взаимодействия между всеми государственными органами, регулирующими данную сферу.

Проблема государственного регулирования экономики в современных рыночных условиях является объектом изучения и неугасающих споров. Изучение экономической роли государства - это часть учебной программы многих вузов с экономической направленностью. Вряд ли в наше время кто-то попытается доказать, что рынок может развиваться без вмешательства государства. Государство оказывает существенное воздействие, как на экономическое, так и на социальное развитие страны. Поэтому вполне закономерно, что в рамках экономической науки постоянно ведутся исследования, посвящённые этой важной и многогранной проблеме.

Если же начать рассматривать нормативно правовое регулирование деятельности государства, можно выделить несколько уровней правовых актов. На первом уровне находится Конституция РФ, на базе которой строятся все прочие нормативные акты и реализуют свои полномочия федеральные органы. На втором уровне располагаются основные федеральные законодательные акты, как-то ФЗ о Федеральном бюджете или Бюджетном кодексе. Далее идут указы Президента и постановления Правительства. На региональном и муниципальном уровне такими актами являются постановления, решения и закона региональных органов власти.

Первым и самым основным Федеральным законом, на основе которого формируются бюджеты как федеральные, так и региональные - это Бюджетный кодекс Российской Федерации, который был разработан Государственной Думой и учрежден Советом Федерации в 1998 году с редакцией от 3.11.15. Бюджетный кодекс Российской Федерации устанавливает общие принципы бюджетного законодательства Российской Федерации, организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации, правовое положение субъектов бюджетных правоотношений, определяет основы бюджетного процесса и межбюджетных отношений в Российской Федерации. Настоящий Кодекс также устанавливает правовой статус участников бюджетного процесса, правовые основы порядка и условий привлечения к ответственности за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации1. На основании данного Федерального закона был разработан Федеральный закон от 14.12.2015 № 359-ФЗ "О федеральном бюджете на 2016 год", в котором утверждаются основные характеристики бюджета на последующий год с учетом прогнозируемого объема валового внутреннего продукта и уровня инфляции, а также утверждается общий объем доходов и расходов федерального бюджета, размер Резервного фонда и пределы внешнего и внутреннего долга. Только после формирования общего федерального бюджета начинается согласование и формирование бюджетов регионов и муниципальных образований.

Также немаловажным документом в формировании государственной политики является Концепция социально- экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительством РФ от 17 ноября 2008 г., в котором затрагивается развитие и реформирование экономической ситуации в РФ, а также производится планирование и прогнозирование дальнейших действий в экономической сфере.

По причине огромной территории нашей страны а также специфических характеристик отдельных регионов и невозможности производить централизованное управление, путем издания единой концепции развития, предусмотрена разработка концепций по территориальным единицам. Так для Уральского Федерального округа предусмотрена Стратегия Социально-экономического развития Уральского Федерального округа на период до 2020 года по распоряжению Правительства от 2011 года. Разработка концепций по отдельным округам предусматривает учет отдельных потребностей региона и его потенциальных возможностей развития.

В итоге можно сказать, что государственное регулирование экономики- это важная часть деятельности государства, а также его функционирования и развития, несмотря на сложные экономические условия современного мира. Осуществление данного регулирования возможно лишь при наличии точной, регламентированной нормативно- правовой базы, которая позволит государству контролировать и отслеживать исполнение органами, связанными с экономической деятельностью, их полномочий.

Одним из немаловажных аспектов осуществления государственной политики является создание нормативно- правовой базы, описывающей все сферы деятельности и регламентирующей деятельность всех субъектов экономической деятельности.

Чтобы разобраться в системе правовых актов, необходимо понять структуру органов государственной власти, осуществляющих экономическую деятельность и в законодательных актах, регламентирующих их деятельность.

Все уровни экономической политики осуществляют высшие федеральные органы власти – это Правительство Российской Федерации, а также Федеральное собрание и две его палаты: Государственная Дума и Совет Федерации. Ими рассматриваются и утверждаются федеральный бюджет и отчет о его исполнении. Федеральное собрание рассматривает также законы о налогах, сборах и обязательных платежах. Кроме того, оно устанавливает предельный размер государственного внутреннего и внешнего долга. Также основным органом государственного финансового контроля со стороны законодательной власти выступает Счетная палата РФ. Она образована Федеральным Собранием и подотчетна только ему.

Еще одним органом, реализующим экономическую и финансовую политику государства, и подотчетным законодательной власти (Государственной Думе), является Центральный банк РФ. Банк России совместно с правительством РФ разрабатывает и представляет на рассмотрение и утверждение Государственной Думе основные направления денежно-кредитной политики.

Можно сделать вывод, что правительство - это главный орган исполнительной власти, осуществляющий такие задачи в экономической сфере, которые дополняют, контролируют и расширяют деятельность остальных государственных органов и частных организаций, подотчетных государству.

Рассмотрев организационную структуру государственных и юридических органов экономической политики, можно увидеть , что именно сложная структура и четкое распределение обязанностей по органам позволяет производить слаженную и эффективную работу, приводящую к развитию экономической сферу Российского государства.

Центральный Банк Российской Федерации является центром всей кредитной системы нашей страны. Его роль очень велика, и в условиях современной экономики она продолжает возрастать. Он определяет и регулирует ситуацию на финансовом и кредитном рынках. Кроме того, Банк России выполняет множество различных функций, без которых государство не смогло бы нормально функционировать. Данные функции наделяют Центральный банк соответствующими полномочиями, в результате чего на разных этапах развития банковской системы Банк России играет разные роли.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации" целями деятельности Банка России являются: защита и обеспечение устойчивости рубля; развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации и обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы. Получение же прибыли не является главной целью деятельности Банка России.

Уставный капитал и другое имущество Банка России являются федеральной собственностью. В соответствии с целями и в порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом, Банк России осуществляет полномочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом Банка России, включая золотовалютные резервы Банка России. Изъятие и обременение обязательствами указанного имущества без согласия Банка России не допускаются, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Для того, чтобы понять, каким образом Центральный Банк взаимодействует с органами государственной власти для осуществления своих функций и полномочий, необходимо разобраться, каким образом он реализует свои полномочия и с какими государственными структурами при этом взаимодействует.

В главе 4 Федерального закона № 86 говорится о том, что для реализации возложенных на него функций Центральный Банк участвует в разработке экономической политики Правительства Российской Федерации. Председатель Банка или один из его заместителей участвует в заседаниях Правительства Российской Федерации, а также принимают участие в заседаниях Государственной Думы при рассмотрении законопроектов, касающихся вопросов экономической, финансовой, кредитной или банковской политики.

Министр финансов Российской Федерации и министр экономического развития Российской Федерации или их представители участвуют в заседаниях Совета директоров Центрального Банка РФ с правом совещательного голоса и возможностью повлиять на окончательное решение.

Банк России и Правительство Российской Федерации информируют друг друга о предполагаемых действиях, имеющих общегосударственное значение, координируют свою политику, проводят регулярные взаимные консультации.

Банк России консультирует Министерство финансов Российской Федерации по различным вопросам: таким, как выпуск государственных бумаг или погашение государственного долга, так как данные процессы могут оказать влияние на состояние финансового рынка и банковской системы.

При том что Банк проводит активное сотрудничество с государственными органами, он не оказывает правительству, к примеру, помощи в погашении дефицита бюджеты, а также не выдает для этой цели кредиты.

В настоящее время деятельность ЦБ РФ приобретает огромное значение, поскольку от его эффективного функционирования и правильно выбранных методов, посредством которых он осуществляет свою деятельность, зависит стабильность и дальнейший рост экономического потенциала страны, отдельных секторов экономики, а также укрепление позиций на международном рынке.

Основной целью работы являлось изучение особенностей деятельности органов государственной власти в сфере формирования экономической политики, а также их структуру и основные функции.

Рассмотрев структуру и деятельность государственных органов, в области с экономики, изучив нормативно-правовые акты, можно сделать вывод, что экономика – это сложный, постоянно изменяющийся под воздействием внешних факторов аппарат, поэтому координация работы различных органов для достижения наилучшего результата, стабилизации и развития экономики государства должна производится посредством определенных структур и при этом иметь строго регламентированную систему функционирования.

ЛИТЕРАТУРА

1. Формирование экономической политики государства в условиях глобализации, Буркин, Александр Иванович, кандидат экономических наук. 2009, 192 с.

2. Мырзалиев Б. С. М 94 Государственное регулирование экономики: Учебник. – Алматы: «Нұр-Пресс», 2007. – 522 с.

3. О министерстве финансов российской федерации / Постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 329

4. О Центральном банке Российской Федерации (Банке России) / Федеральный закон от 10 июля 2002 года № 86-ФЗ «»

5. О Министерстве экономического развития Российской Федерации / Постановление Правительства РФ от 5 июня 2008 г. N 437

1 "Бюджетный кодекс Российской Федерации" от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 03.11.2015)

Просмотров работы: 2774