МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ИГРЫ КАК ФОРМЫ ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ИГРЫ КАК ФОРМЫ ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ

Абдулкеримова Т.А. 1, Гаджиева П.Д. 1
1ФГБОУ ВПО "Дагестанский государственный педагогический университет"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
На уроках права игра в учебных целях используется как дополнительное средство обучения или как имитационное моделирование. Учебная игра является одновременно активным методом и формой обучения. К общепедагогическим основаниям использования обучающей игры на уроках права относится необходимость:

- создать положительную мотивацию учебного познания;

- сконцентрировать интеллектуальные усилия;

- вызвать у учащихся эмоциональный отклик, сопереживание. Игровые приемы эффективны в случаях, когда учащиеся недостаточно владеют приемами и навыками умственного труда.

Для результативной учебной игры важно создать своеобразную установку на игру и побудить учащихся принять в ней участие, то есть школьник должен войти в игровое состояние, которое складывается из совокупности таких факторов, как азарт, увлекательность игры, интерес к ее содержанию, подчинение правилам игры, целенаправленность игровых действий, подведение итогов, результатов. В противном случае игра просто не состоится.

Учебная игра преследует учебные цели. В ходе игры учебная цель может предстать в виде игровой задачи, например, разгадать кроссворд.

Как известно, правовые курсы отличаются большим количеством понятий и терминов. Для того, чтобы обеспечить их запоминание, учитель может прибегнуть к дидактическому кроссворду.

Использование дидактического кроссворда позволяет формировать теоретические знания учащихся, а именно углублять и расширять их, проверять уровень усвоения новых понятий и терминов, обогащать словарный запас учащихся, развивать умения правильно его применять.

Опыт школьных учителей показывает, что чем больше кроссвордов решается на уроках права, тем богаче понятийно-терминологический запас знаний учащихся, а следовательно, выше уровень усвоения материала. Кроме того, дидактический кроссворд позволяет формировать такие качества личности ученика, как целеустремленность, готовность к самоконтролю, развивает навыки работы с различными источниками информации: справочниками, словарями, учебными пособиями.

Успешность использования дидактических кроссвордов зависит от соблюдения определенных правил. Например, не следует усложнять «сетку» кроссворда. Учебный кроссворд должен быть простым по форме и исполнению. Словник может включать в себя ключевые понятия одной темы, главы, раздела, иногда параграфа.

Методика работы с дидактическим кроссвордом выглядит следующим образом. Учащимся дается задание: «Решите кроссворд по теме...» Учащимся выдается памятка:

1. Найдите в своем конспекте юридические понятия и подчеркните их.

2. Прочитайте определения понятий.

3. Решите кроссворд, стараясь не пользоваться конспектом.

4. Напишите свою фамилию и сдайте кроссворд.

Значение использования дидактических кроссвордов в правовом обучении обусловлено, прежде всего, тем, что в процессе работы воплощается представление о предмете науки как цельной и стройной системе. Дидактический кроссворд - это прием проблемного обучения, направленный на длительное, эмоционально осознанное запоминание.

Игра может быть элементом урока. Вместе с тем в игровую форму может быть облечен и весь урок. Например: урок-соревнование, урок - деловая игра, урок - регламентированная дискуссия и т.д.

Идея ролевой игры на уроке, взятой в простейшей форме состоит

в обращении к кому- либо с просьбой представить в конкретной ситуации либо себя, либо другое лицо. Основные элементы этой разновидности игр - воображаемая ситуация, сюжет, роль. При планировании ролевой игры должна быть определена игровая задача и намечен конфликт, лежащий в основе сюжета и выстраивающий, движущий собой этот сюжет. Типичная ошибка, допускаемая на практике, - подмена ролевой игры инсценировкой. Сам по себе интересный, этот методический прием не является игрой, так как исчезают импровизационность, непредсказуемость поворотов в развитии действия, требующие от участников принятия самостоятельных решений; нет в инсценировке и особого эмоционального состояния и непринужденной раскованности играющих.

Если сюжет выбран удачно (близок детям, дает возможность ярко проявить себя или просто занятен), а роли распределены правильно, то игра начинает «сама себя играть», планировать можно лишь ее тактику: варианты поворотов действия, способы поддержания живого темпа, выходы из заминок и т.д. При этом обучение, на которое, собственно направлена игра, может быть непосредственным или опосредованным: оно связано либо с личным участием ребенка в действии, либо с его наблюдением.

Выделяются следующие преимущества ролевой игры: помогает ученику выразить скрытые чувства; помогает ученику обсуждать личные вопросы и проблемы; помогает ученику проникнуться чувствами окружающих и понять их мотивацию; дает возможность поупражняться в разных типах поведения; высвечивает общие социальные проблемы и динамику группового взаимодействия, формального и неформального; позволяет живо и непосредственно представить академический описательный материал, устраняет пропасть между обучением и реальными жизненными ситуациями; является мотивирующей и эффективной, поскольку предполагает действие; обеспечивает быструю обратную связь, как ученику, так и наставнику, сконцентрировано на ученике и обращается к его нуждам и заботам; группа может контролировать ее содержание и темп; изменяет установки участников; учит людей контролировать чувства и эмоции.

Среди недостатков ролевой игры выделяют: наставник теряет контроль над содержанием и процессом обучения; упрощения, неизбежные в ходе некоторых игр, могут вводить в заблуждения; на игру уходит много времени, используются дополнительные людские, пространственные и материальные ресурсы; игра зависит от личностных особенностей учителя и учеников; столкновения участников во время игры могут включить механизмы отторжения и защиты; может преобладать в учебном процессе, отодвигая на второй план теорию и факты; может зависеть от исходного уровня знаний учащихся.

В заключении отметим, что в любом человеке присутствует потребность в игре. Игра всегда свободна, бескорыстна и креативна. Игра - едва ли не единственный вид деятельности, направленный на развитие не отдельных способностей, а способности к творчеству в целом.

Для правового образования игровой прием особенно важен, поскольку игра умеет изменять мотив деятельности ребенка: когда он должен помочь своей команде выиграть, или, находясь в роли адвоката, обосновать жалобу «клиента», то знания и умение применять их становятся насущной необходимостью. Применяя различные модификации в пределах игровых активных методов обучения, можно надолго поддержать и сохранить интерес к правовым знаниям у школьников.

Литература:

  1. Воздействие новых информационных технологий на учение и учебную подготовку студентов //Almamater. 2010№ 10. С. 44-47.

  2. Воробьев Г.Г. Школа будущего начинается сегодня. М: Просвещение.2011. – 239 с.

  3. Хруцкий Е.А. Организация проведения деловых игр. М.: Высшая школа.2011.-320 с.

Просмотров работы: 727