О РОЛИ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ В ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ПРАВА - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

О РОЛИ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ В ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ПРАВА

Гаджиев С.Д. 1, Гаджиева П.Д. 1
1ФГБОУ ВПО "Дагестанский государственный педагогический университет"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В современной России происходит становление новой системы об­разования, направленной на вступление в мировое образовательное про­странство. В связи с этим модернизируется содержание профессиональ­ной подготовки педагогических кадров. Изменения ориентированы на повышение конкурентоспособности и профессиональной мобильности выпускников педагогических учебных заведений на рынке труда, обес­печение преемственности на всех уровнях педагогического образования, углубление его фундаментальности и усиление профессиональной направ­ленности.

Педагогическому образованию прина­длежит особая роль, так как оно выполняет социальный заказ – готовит необходимых обществу специалистов среднего звена для работы в до­школьных учреждениях и общеобразовательных школах, которые должны самостоятельно и творчески решать профессиональные задачи, осознавать личностную и общественную значимость педагогической деятельности, нести ответственность за ее результаты, быть гибкими, адаптивными, со­циально активными.

В подготовке таких специалистов центральная роль принадлежит преподавателю вуза, так как именно он является носителем педагоги­ческих традиций, профессионально-ценностных ориентиров, актуального опыта, такой модели позитивного взаимодействия, которая позволяла бы студентам педагогического вуза в дальнейшем общаться с воспи­танниками, руководствуясь принципами гуманизации и демократизации современного образования. Преподаватель должен ориентироваться в раз­нообразных актуальных концепциях, творчески выбирая, компонуя их и создавая собственные [1., с. 16].

В связи с этим особое значение приобретают инновационные техно­логии подготовки будущего учителя в условиях вузовского образования, использующие интерактивные методы и формы обучения.

Однако на сегодняшний день следует выделить несколько проблем, со­провождающих внедрение интерактивного обучения в подготовку студентов.

В существующих современных технологиях, как правило, использо­вание интерактивного обучения направлено на формирование отдельного качества, свойства личности или умения студента. Например, на развитие познавательной деятельности студентов вузов, профессиональной культуры, творческих способностей, профессионального интереса, коммуникативной компетенции сту­дентов.

Для решения данной проблемы необходимо определить своеобразие, характерные признаки, специфику, условия организации интерактивного обучения. Так, своеобразие интерактивного обучения заключается в его ориентации на взаимодействие студентов не только с преподавателем, но и друг с другом и на доминирование активности учащихся над активностью педагога на учебном занятии. Базовыми характеристиками интерактивного обучения выступают взаимодействие, общение и диалог, способствующие продуктивному усвоению учебной информации, развитию коммуникатив­ной компетенции будущего преподавателя [3., с. 93].

Для эффективной организации интерактивного обучения важно соб­людение таких педагогических условий, как создание диалогического пространства в учебном процессе вуза; соблюдение комфортности обучения; обеспечение обратной связи и рефлексии; готовность педагога к принятию роли фасилитатора. Одно из центральных условий - это использование коллективных форм и интерактивных методов обучения. Интерактивное обучение реализуется в вузе с помощью коллективной формы обучения, которая осуществляется через работу всем коллективом студенческой группы, в малых группах, в парах и выполнение индивиду­ального задания. Коллективная форма позволяет одновременно решать несколько задач: конкретно-познавательную, коммуникативно-развиваю­щую и воспитывающую. Важным условием организации интерактивного обучения является использование методов, мотивирующих учащихся к самостоятельному, активному и созидательному освоению учебного материала в процессе взаимодействия и взаимообучения и в общении с преподавателем. На­ибольшую значимость в подготовке будущих педагогов приобретают та­кие методы, как мозговой штурм, деловые, ролевые, блицигры, дискуссия, тренинг.

Решение проблемы использования интерактивных методов заключа­ется в систематическом их применении в процессе подготовки будущих учителей права и необходимости соблюдения следующей струк­туры интерактивного занятия: вводная часть, настраивающая студента на предстоящую работу; основная, включающая конкретные упражнения, направленные на отработку того или иного качества или умения; заклю­чительная часть, включающая рефлексию деятельности, эмоций и чувств студентов.

Соблюдение перечисленных условий стимулирует самоопределение студентов, творчество, эмпатию, самостоятельность, уверенность в себе, личностное отношение к процессу обучения; мотивацию к инициативно­му и творческому освоению учебного материала.

Нужно также отметить проблему соотношения традиционного и ин­терактивного обучения. Инновационное правовое обучение представляет собой совокупность нововведений, выраженных в системе действий и операций учебной деятельности, которые позволяют быстро и эффективно достичь прогнозируемого и диагностируемого результата правовой обученности. Традиционными технологиями правового обучения называют совокупность педагогических технологий, существующих в правовом образовании на протяжении многих лет.

В современной образовательной практике препо­даватели вуза эпизодически используют методы и формы интерактивного обучения, основными в учебном процессе по-прежнему остаются традици­онные лекции и семинары. Однако сегодняшние технические возможности передачи информации, в частности с помощью Интернета, и перспективы развития системы образования снижают целесообразность традиционно­го и стимулируют внедрение системы интерактивного обучения в процесс вузовской подготовки студентов.

Для решения данной проблемы нами разработана программа комп­лексного применения интерактивного обучения в подготовке студентов к преподаванию в современной школе. Программа включает в себя спецкурс «Интерактивные методы обучения праву» и систему интерак­тивных заданий для психолого-педагогического практикума. Содержа­ние практикума и спецкурса основывается на упражнениях и заданиях, стимулирующих творчество студентов. Обучение строится на взаимном уважении и понимании, с опорой на эмоциональный комфорт участников. В каждом упражнении предлагается задание для обеспечения обратной связи и рефлексии. В процессе подготовки в вузе студент получает большой объем тео­ретических знаний, но нуждается в более глубоком знакомстве с будущей профессиональной деятельностью. Поэтому нужно также отметить про­блему переноса знаний, полученных студентами в ходе интерактивных занятий, на педагогическую практику. Для решения этой проблемы зада­ния, включенные в практикум и спецкурс, моделируют профессиональ­ную деятельность преподавателя и взаимоотношения субъектов будущей профессии с помощью ролевых, деловых, блицигр, анализа педагогических ситуаций, составления проектов [4., с. 6].

Таким образом, решение данных проблем использования интерак­тивного обучения позволит создать атмосферу сотрудничества субъектов учебной деятельности вуза, что будет стимулировать студентов творчески подходить к практической работе в образовательных учреждениях, организовывать взаимодействие учащихся и использовать раз­нообразные методы и формы, делая тем самым обучение в общеобразовательной школе интересным, эффективным и современным.

Литература

  1. Гаджиева П.Д. Интерактивные методы обучения в правовом образовании учащихся. Дисс. канд.пед.наук. Махачкала 2005.

  2. Горяинова И.А. Формирование познавательной деятельности студентов с использованием методов активного обучения в высшем учебномзаведении: Дис. ... канд. пед. наук. Ставрополь, 2005.

  3. Болгова А.М. Технология использования деловой игры в процессеформирования профессиональной культуры будущего учителя: Методикаорганизации игры «Родительское собрание» в курсе «Педтехнология» наисторическом факультете педагогического института // Вопросы техноло­гии профессиональной деятельности. Белгород, 1995.

  4. Рафикова Р.С. Интерактивные технологии обучения как средстворазвития творческих способностей студентов: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. Казань, 2007.

  5. Винокурова М.И. Педагогический потенциал интерактивных тех­нологий обучения как фактор развития коммуникативной компетенции студентов: Дис. ... канд. пед. наук. Иркутск, 2007.

 

5

 

Просмотров работы: 1088