СОВРЕМЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ КОРРУПЦИИ В РОССИЙСКОЙ СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ. - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

СОВРЕМЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ КОРРУПЦИИ В РОССИЙСКОЙ СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ.

Мухаметова Н.В. 1
1БГПУ им. М. Акмуллы.
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Во всем мире развитие образования является одной из ведущих государственных задач. В 2005 году, Президентом России В.В. Путиным, в рамках реализации четырех приоритетных национальных проектов, была объявлена программа по повышению качества образования (Национальный проект «Образование»). Повышенное внимание российского правительства к вопросам системы образования наблюдается и в настоящее время. Как отметил премьер-министр правительства РФ Д.А. Медведев:

«Образование в нашей стране всегда было специфическим делом, которое требовало и огромного усердия и силы воли, любви к своей профессии и никогда нормально не оплачивалось»1.

В условиях экономического кризиса, резкого снижения реальных доходов граждан нашей страны, все более актуальным становится проблема коррупции в сфере образования на всех его уровнях, от дошкольного до послевузовского. Взяточничество и не добросовестность российских чиновников в сфере образования, школьных учителей и вузовских преподавателей подрывает доверие международного сообщества к качеству, полученных российскими специалистами, знаний, снижая их ликвидность на международном рынке труда.

Реформирование российского законодательства в целях снижения коррупционных элементов, затронуло и систему образования2. Однако, по экспертным оценкам годовой оборот коррупционных денежных средств в отечественном образовании в 2010 г. составлял около 5,5 млрд. долларов, что сопоставимо с бюджетом небольшого государства3.

На каком уровне этот показатель в последние годы, остается только догадываться. Одной из характерной особенности коррупции в отечественной системе образования, является ее скрытность, в первую очередь из-за низкой правовой грамотности граждан, в результате чего коррупционные элементы так и остаются не выявленными.

Причины распространения коррупции в сфере образования различные: от несовершенства законодательства в правовом регулировании в области образования до наличия ряда социально-экономических проблем, не разрешаемых на протяжении нескольких лет4.

На школьном уровне образования, глубоко противоречивой в настоящее время остается процедура проведения ЕГЭ. Сформированная его авторами система не только трудоемка и дорогостояща, но и чрезвычайно уязвима для фальсификации. Именно благодаря этому, многими исследователями ЕГЭ воспринимается как фактор коррупционных оснований поступления российской молодежи в ВУЗы5.

Особенностью коррупции в системе высшего образования, стало присутствие двух видов «образовательной коррупции»: взятки при поступлении и во время обучения6. При этом сумма взяток варьируется от региона страны или престижности ВУЗа. Также имеют свою видовую структуры и сами взятки, это могут быть коллективные «взносы» или от одного лица, денежные средства или ценные подарки. Кроме того, исследователи, исходя от уровня вузовской коррупции, выделяют несколько ее видов: «низовая коррупция» - абитуриенты, студенты, их родители, рядовые вузовские сотрудники, младший и средний уровень вузовского управления; «верхушечная коррупция» - высшее руководство вузов, работники министерств и ведомств7.

В качестве одной из проблем развития коррупции в сфере высшего образования можно отнести неправильную систему ценностей современной российской молодежи. Так, многими из них, высоко оценивают не саму важность образовательного процесса, а документальное свидетельство его успешного завершения. Для юношей обучение в ВУЗе дает отсрочку от призыва в армию, в совокупности с возможностью получения заветной «корочки» престижного специалиста.

Опыт борьбы с коррупцией показал, что одних только правовых и экономических рычагов воздействия недостаточно. Так, в последнее время, отечественные исследователи актуализировали способы борьбы с коррупцией через систему образования. Авторами образовательных программ, выдвигаются различные предложения по организации антикоррупционного образования в образовательных учреждениях.

Так в качестве направлений антикоррупционного образования, коллектив авторов Т.Б. Качкина и Качкин А.В., выделяют: преодоление правового нигилизма, информирование учащихся о многоликости коррупции; формирование осознанного восприятия/отношения к коррупции; антикоррупционная пропаганда и распространение идей законности и уважения к закону8.

Другой коллектив авторов: О.Н. Журавлева и Д.А. Никонов, выделили в качестве основной цели своей модульной надпредметной программы для обучающихся общеобразовательных организаций, - воспитание негативного отношения к коррупции, формирование антикоррупционного мировоззрения молодежи, предупреждение коррупционного поведения граждан9.

Таким образом, система образования в России находится в серьезной опасности. Наличие коррупционных элементов снижает качество образования, подрывает репутацию российских ВУЗов.

Требуется дальнейшее совершенствование российского антикоррупционного законодательства в сфере образования. Правовое регулирование данной проблемы, в совокупности с взаимодействием современного российского гражданского общества позволит искоренить коррупцию и избавиться от ее негативных последствий.

1 http://www.rg.ru/2016/01/21/obrazovanie-anons.html (дата обращения 24.01.2016 г.).

2 О противодействии коррупции: федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ // Российская газета. – 2008. – 27 декабря; О мерах по противодействию коррупции: указ Президента Российской Федерации от 19 мая 2008 г. № 815 // Российская газета. – 2008. – 25 мая.

3 Бесплатное образование без взяток и поборов. Практическое руководство для граждан / Под ред. О.Н. Пицуновой, А.А. Пинчука. – Саратов, 2011. С. 5.

4 Христинина Е.В. Особенности коррупционных механизмов в сфере образования // Инновационное образование и экономика. – 2014. - № 15. – С. 21.

5 Ермолова Е.А., Зверева Ю.Н., Морозов Г.Б. ЕГЭ как фактор коррупционных оснований поступления молодежи в российский ВУЗ // Педагогическое образование в России. – 2011. - № 4. – С 268.

6 Грошев И.Л., Грошева И.А. Ключевые факторы коррупции в российской системе образования // Terra Economicus. – 2010. – Т.8. № 3. – С. 115.

7 Конышев В.Н., Сергунин А.А. Система индикаторов вузовской коррупции (гипотеза) // Высшее образование в России. – 2011. - № 10. – С. 152-154.

8 Качкина Т.Б., Качкин А.В. Противодействие коррупции через образование: Медочиеские рекомендации. – Ульяновск, 2010. С. 5-6.

9 Журавлева О.Н., Никонов Д.А. Противодействие коррупции: исторический опыт, проблемы и пути реализации. Модульная надпредметная программа для обучающихся общеобразовательных организаций. – СПб, 2015. С. 3.

Просмотров работы: 1927