МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КЕЙС – МЕТОДА – КАК МЕТОДА ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КЕЙС – МЕТОДА – КАК МЕТОДА ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ

Абдулкеримова Т.А. 1, Гаджиева П.Д. 1
1ФГБОУ ВПО "Дагестанский государственный педагогический университет"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Кейс-метод—это техника обучения, использующая описание реальных экономических и социальных ситуаций(от англ. сазе — «случай»). Подситуациейпонимается письмен­ное описание какой-либо конкретной реальной ситуации в фир­ме, например, история образования, организационное становле­ние компании, ее развитие, результаты в бизнесе. Обучающихся просят проанализировать ситуацию, разобраться в сути проблем, предложить возможные варианты решения и выбрать лучший из них. Метод «кейс-стадии» впервые был применен в Гарвардском университете в 1924 году, и до сих пор Гарвард является флагма­ном «кейс-индустрии» всего мира — его преподаватели пишут в год по 600 высококачественных «кейсов». Педагоги из Европы ез­дят в США перенимать специфику кейс-образования, а в начале 1990-х из России начали посылать стажеров в западные бизнес- школы для обучения преподаванию этого метода.

В последнее время, как показывает анализ психолого – педагогической литературы и практика преподавательской деятельности, к кейс – методу приковано широкое внимание многих ученых, теоретиков, методистов и практиков. Кейс-метод — довольно сложная многоаспектная технология обучения, которая представляет собой специфическую разновид­ностьисследовательской аналитической технологии, т.е. включает в себя операции исследовательского процесса, аналитические процедуры [1].

Он выступает как способ коллективного обучения, важнейши­ми составляющими которого являются работа в группе и подгруп­пах, взаимный обмен информацией.

Кейс-метод можно рассматривать каксинергетическую техно­логию. Суть ее заключается в подготовке процедур погружения груп­пы в ситуацию, формировании эффектов умножения знания, инсайтного озарения, обмена открытиями и т.п.

Кейс-метод интегрирует в себя формы развивающего обуче­ния, включая процедуры индивидуального, группового и коллективного развития, формирования многообразных личностных ка­честв обучаемых.

Данный метод представляет собой специфическую разновид­ностьпроектной технологии. В обычной обучающей проектной тех­нологии процесс разрешения имеющейся проблемы осуществля­ется посредством совместной деятельности учащихся, тогда как в кейс-методе формирование проблемы и путей ее решения проис­ходит на основании кейса, который является одновременно и тех­ническим заданием, и источником информации для осознания вариантов эффективных действий.

Кейс-метод концентрирует в себе значительные достижения технологии«создание успеха». Для него характерна активизация обучающихся, стимулирование их успеха, подчеркивание дости­жений участников. Именно ощущение успеха выступает одной из главных движущих сил метода, способствует формированию ус­тойчивой позитивной мотивации и наращиванию познавательной активности [3].

Все источники информации для кейсов представляют собой продукты человеческой деятельности. В них проявляются интере­сы людей, их субъективизм, а порой ложь и заблуждения. В связи с этим ситуационное упражнение, нацеленное на принятие ре­шения, должно строиться на реальных событиях, в центре кото­рых находится лицо, принимающее решение.

Проблемапредложенная в ситуации, занимает важное место в кейс-методе. Довольно часто его проблемность выступает основанием для критики этого метода обучения на том основании, что он-де не отличается ничем от проблемного обучения. На самом деле это далеко не так. В проблемном методе вся его «проблемность» не­редко ограничивалась только формулировкой проблемы и деком­позицией ее на составляющие. Кейс-метод предполагает не толь­ко формулировку, но и решение проблемы.

Практика применения кейс – технологий в учебном процессе показывает, что примеры из жизни являются хорошим средством наглядного представления теоретических положений. Кроме того, они позво­ляют проверить эти положения на основе собственного опыта.

Конкретные примеры лучше сохраняются в памяти, нежели абстрактная информация. Благодаря своему активизирующему воз­действию они наиболее пригодны для индивидуальной работы или работы в малых группах, поскольку в их обсуждении могут при­нять участие даже самые скромные «молчуны». Ведь на общих со­браниях, как правило, выступают те, кто всегда и везде готов много говорить.

Опираясь на вышеизложенное, можем полагать, что конкретная ситуация объединяет знание и практику, требует от обучающихся активного интеллектуального и эмоционального участия в анализе и обсуждении, предполагает нетрадиционную роль преподавателя. «Продуктом» обучения с помощью анализа конкретной ситуации является человек, способный использовать абстрактные знания на практике.

При составлении описания конкретной ситуации необходимо учитывать следующие условия:

  • кейс – ситуация должна соответствовать содержанию теоретического кур­са и профессиональным потребностям обучающихся;

  • желательно, чтобы ситуация отражала реальный, а не вы­мышленный профессиональный сюжет, в ней должно быть отра­жено «как есть», а не «как может быть»;

  • следует вести разработку кейсов на местном материале и «встраивать» их в текущий учебный процесс;

  • ситуация должна отличаться «драматизмом» и проблемностью, выразительно определять «сердцевину» проблемы и содер­жать необходимое и достаточное количество информации;

  • нужно, чтобы ситуация показывала как положительные (путь к успеху фирмы, организации), так и отрицательные примеры (причины неудач, например, уменьшение контингента учащихся в системе начального профессионального образования);

  • кейс –ситуация должна быть по силам обучающимся, но в то же время не очень простой;

  • ситуация должна быть описана интересно, простым и доход­чивым языком (целесообразно приводить высказывания, диалоги участников ситуации);

  • текст ситуационного упражнения не должен содержать под­сказок относительно решения поставленной проблемы;

  • ситуация должна также сопровождаться четкими инструкци­ями по работе с нею.

- Второй этап работы включает в себя деятельность преподава­теля в аудитории, где он выступает со вступительным и заключи­тельным словом, организует малые группы и начинает дискус­сию, поддерживает деловой настрой в аудитории, оценивает вклад студентов в анализ ситуации.

Практическое применение кейсов позволяет отметить, часто бывает целесообразно до анализа кейса в аудитории встре­титься с несколькими участниками перед занятием, чтобы рассмотреть с ними данные, сравнить анализы и обсудить стратегии. Это поможет усовершенствовать выбор стратегий, а также исследовать и обогатить понимание проблем данной ситуационной модели через воспитание других людей [4].

Таким образом, будучи формой интерактивного обучения, кейс –метод завоевывает позитивное отношение со стороны обучающихся, которые видят в нем игру, где они имеют возможность проявить и усовершенствовать аналитические и оценочные навыки, научиться работать в команде, применить на практике теоретический материал, увидеть неоднозначность решения проблем в реальной жизни, найти наиболее рациональное решение.

Список литературы:

  1. Гаджиева П.Д. Интерактивные методы обучения в правовом образовании. Учебное пособие для студентов вуза и учителей –правоведов. М.: 2011- 136с.

  2. Кашлев .С. Интерактивные методы обучения. Учебно – методическое пособие - Тетрас.: 2011.

  3. Ступина С.Б. Технология интерактивного обучения в высшей школы. Учебно – методическое пособие - Саратов.: 2010 - 52 с.

  4. Панина Т.С.,Вавилова Л.Н. Современные способы активизации обучения. Учебное пособие для студентов высш.учеб.завед. –М.,2006.

Просмотров работы: 895