СТРАХ ОШИБКИ У СТУДЕНТОВ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

СТРАХ ОШИБКИ У СТУДЕНТОВ

Власенко Е.М. 1, Крутых Е.В. 1
1Кубанский Государственный Технологический Университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Страх считается самой древней и сильной человеческой эмоцией. Он присущ всем людям и сопровождает нас на протяжении всей жизни. Страх помогает человеку проявить активность в критической ситуации. Благодаря его лучше запоминаются неприятные события, что позволяет человеку в дальнейшем избегать потенциально опасные ситуации. При недостатке информации реакция страха дает возможность выбрать стратегию поведения.

Самыми распространенными страхами являются социальные страхи. Нас заинтересовало проявление у студентов такого социального страха как страх ошибки. Исследователи страха полагают, что страх ошибки появляется у человека, когда он имеет очень сильную установку на успех и боится санкций, если совершит ошибку. Страх ошибки блокирует творческие способности человека. Человек испытывает внутреннюю скованность и напряжение, проявляется повышенный самоконтроль. В результате путь к намеченной цели замедляется. Боясь ошибиться, человек старается не рисковать, проявляет сверхосторожность. Страх сделать ошибку заставля­ет человека избегать всего нового, делает его из­лишне консервативным. Человек избе­гает изменений и любой нестабильности. И, в конце концов, страх сделать ошибку превращается в страх вообще [2].

Мы в своей жизни совершаем много ошибок. Их многообразие затрудняет проведению четкой систематизации. Во многом это связано с тем, что одинаковые ошибки зачастую приводят к разным последствиям. Какие же ошибки могут приводить к данному страху? Е. Уварова выделяет следующие ошибки: ошибки от невнимательности, ошибки из-за отсутствия жизненного опыта, ошибки, связанные с риском, ошибки из-за своей самонадеянности. Страх ошибки может проявляться в следующих ситуациях: 1) когда прошлые успехи заставляют человека стремиться оправдать ожидания окружающих, в результате чего, он, боясь совершить ошибку, выполняет только привычные действия, не пытаясь проявить свои творческие способности; 2) при заниженной самооценке [3].

«Успешность профессиональной деятельности во многом зависит от активности (ответственность, инициативность, самореализация в решении задач), самоэффективности» [1, с.78], коммуникативной компетентности, способности принимать решения. Но страх ошибки является существенным фактором, который мешает молодым людям успешно двигаться по жизни.

С целью изучения страха ошибки среди студенческой молодежи было проведено исследование. В нем приняли участие 28 студентов Кубанского государственного технологического университета: 17 юношей и 11 девушек. Для исследования использовался опросник «Страх ошибки». Результаты проведенного исследования показали, что страх ошибки почти полностью отсутствует у 10,7 % студентов. Страх ошибки присутствует у 78,6 % студентов, но они на нем не зацикливаются. Выраженный страх ошибки проявлен у 10, 7 % студентов.

Анализ страха ошибки отдельно у юношей и девушек показал, что страх ошибки почти полностью отсутствует у небольшого количества юношей (11,8 %) и девушек (9,1 %). Они не интересуются мнением других людей о себе, стараются быть объективными. У большей части юношей (88,2 %) и девушек (63,6 %) страх ошибки есть, но не ярко выражен. Их беспокоит мнение других людей об их компетентности, и из-за эмоций часто необъективны. Выраженный страх ошибки обнаружен у 27,3 % девушек. Они могут свои ошибки переживать очень долго: от нескольких часов до нескольких дней. Их беспокоит, как они выглядят в глазах других людей, и часто стремятся избегать любых ошибок. У юношей выраженного страха ошибки не выявлено.

Страх ошибки проявляется в боязни самостоятельности и ответственности за принятие решений. Он мешает личности стать социально активной, преодолевать трудности, возникающие на пути профессионального становления. Поэтому изменение отношения к страху в студенческий период жизни становится одной из важных социально-психологических проблем.

Список использованных источников

1.Крутых Е.В. Субъектность в профессиональном становлении студентов //Вестник Адыгейского государственного университета. Серия «Педагогика и психология». – Майкоп: изд-во АГУ. – Вып.4. – 2010. – С.74-79.

2.Самоукина Н.В. Экстремальная психология. – М.: Ассоциация авторов и издателей «ТАНДЕМ», Издательство ЭКМОС , 2000. – 208 с.

3.Уварова Е. Страх ошибки. URL: http://medportal.ru/budzdorova/issue_theme/894/ (дата обращения: 28.06.2015 г.)

Просмотров работы: 676