БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ АКТИВОВ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СУБЪЕКТА - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ АКТИВОВ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СУБЪЕКТА

Мельникова Е.И. 1
1РГАУ-МСХА им. К.А. Тимирязева
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
На современном этапе развития экономики и общества интеллектуальные активы предприятия становятся основным фактором производства, определяющим его конкурентоспособность. Инновационный потенциал предприятия и потенциал его прибыльности в настоящее время в большей степени определяются знаниями и информацией. В связи с этим важнейшую роль в получении и сохранении конкурентных преимуществ предприятия, а также в росте стоимости его активов играют не материальное имущество экономического субъекта, а квалифицированный персонал, знания и способности сотрудников. Это обуславливает необходимость изучения механизма бухгалтерского учета и определения рыночной стоимости при отражении интеллектуальных активов в бухгалтерском балансе.

Однако, несмотря на то, что знание является наиболее ценным активом в деятельности экономического субъекта, в настоящее время пользователи бухгалтерской финансовой отчетности не могут получить достоверную информацию о наличии, стоимости и составе данного ресурса ввиду отсутствия соответствующих норм бухгалтерского учета и порядка представления в отчетности информации. В связи с этим возникает объективная необходимость в разработке методов оценки, учета и представления в отчетности информации об используемых на предприятии интеллектуальных ресурсах.

Анализ содержания категории интеллектуальных активов и определение отличительных особенностей этого понятия от интеллектуального и человеческого капитала, нематериальных активов, интеллектуальной собственности, позволяет сделать обоснованный вывод о необходимости признания интеллектуальных активов в качестве самостоятельной экономической категории и самостоятельного объекта учета. Например, являясь с одной стороны неосязаемыми по своей сущности, интеллектуальные активы имеют общие и отличительные черты с нематериальными активами, однако категория «неосязаемые активы» намного шире категории интеллектуальные активы. Важным отличием НМА от интеллектуальных активов является то, что в состав НМА, согласно положению14/2007 «Учет НМА», не включаются знания и навыки работников, которые являются неотъемлемой частью интеллектуальных активов. В свою очередь под определение интеллектуальных активов не подпадают такие НМА, как гудвилл, торговые марки и товарные знаки, ноу-хау.

Интеллектуальные активы занимают важное место в системе производственных факторов. Однако в настоящее время не существует единого и общепризнанного определения интеллектуальных активов. Мы можем предложить свою трактовку данного понятия. На наш взгляд, под интеллектуальными активами следует понимать ресурсы экономического субъекта, являющиеся частью факторов производства «труд» и «капитал» и представленные неотчуждаемыми от своих носителей интеллектуальными способностями, знаниями.

В настоящее время существуют различные классификации интеллектуальных активов. Для формализации процессов оценки интеллектуальных активов, а также организации синтетического и аналитического учета целесообразно ввести критерий классификации – по содержанию:

  • «формальные знания», то есть знания, подтвержденные дипломом и/или квалификационным аттестатом

  • «интеллектуальные способности» сотрудника, то есть его теоретические профессиональные знания, необходимые для выполнения должностных обязанностей;

  • «практические навыки» ‒ это те практические навыки, умения и личные качества сотрудника, которые повышают качество выполняемой им работы.

Введение в бухгалтерский учет самостоятельного объекта учета – интеллектуальных активов – требует использования соответствующих синтетических и аналитических счетов. Так как ни на одном из существующих счетов учет данного ресурса вестись не может, предлагается введение счета 06 «Интеллектуальные активы» в разделе «Внеоборотные активы». Возникает необходимость в соответствующем корреспондирующем счете учета капитала при увеличении стоимости интеллектуальных активов. Наиболее близким к счетам учета капитала является счет 85, который представляется целесообразным использовать для отражения изменений в пассиве баланса, соответствующих изменениям стоимости интеллектуальных активов. Таким образом, бухгалтерский учет интеллектуальных активов осуществляется по дебету счета 06 «Интеллектуальные активы» и по кредиту счета 85 «Интеллектуальный капитал». К данным счетам также могут быть открыты субсчета. К счету 06 «Интеллектуальные активы» открываются три субсчета:

  • 06.1 «Интеллектуальные активы сотрудников»;

  • 06.2 «Затраты на обучение»;

  • 06.3 «Профессионализм работников».

При принятии на работу сотрудника производится оценка первоначальной стоимости нового интеллектуального актива. Предлагается метод первоначальной оценки, заключающийся в том, что учитываются стоимости формальных знаний, интеллектуальных способностей и практических навыков сотрудника по результатам прохождения специальных тестов, практических заданий, оцениваемых в 2, 3, 4 или 5 баллов, с последующим присвоением соответствующих коэффициентов 1, 0,8, 0,4 или 0. Стоимость интеллектуальных активов рассчитывается как произведение установленной базы на полученный коэффициент.

Последующая оценка интеллектуальных активов предполагает оценку интеллектуальных активов, полученных в результате обучения, а также переоценку.

При обучении сотрудника затраты на обучение списываются в дебет счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» с кредита счетов поставщиков услуг образования в сумме, уплаченной за обучение. Затем определяется стоимость приобретенных в результате обучения интеллектуальных активов: сотруднику, прошедшему обучение, предлагаются тесты по материалам прослушанного курса. Выполнение тестов оценивается в 5, 4, 3 или 2 балла с соответствующим присвоением коэффициентов 1, 0,8, 0,4 или 0. Затем коэффициент умножается на стоимость обучения, и получается стоимость новых полученных в результате обучения интеллектуальных активов. Далее, после выполнения сотрудником тестов по материалам прослушанного курса и определения стоимости полученных интеллектуальных активов, в дебет счета 06.2 «Затраты на обучение» с кредита счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» списывается стоимость полученных в результате обучения интеллектуальных активов. Если в результате тестирования по материалам прослушанного курса стоимость полученных активов оказалась меньше суммы, уплаченной за обучение, то полученная разница списывается с кредита счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» в дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы».

Сумму затрат на обучение сотрудников, давших положительный результат необходимо амортизировать в целях списания затрат на обучение в течение срока работы сотрудника. Предлагается использовать линейный метод. Сроком начисления амортизации принимается количество лет, в течение которых сотрудник будет работать на предприятии, но не более 5 лет. Суммы начисленной амортизации затрат на обучение списываются с кредита счета 06.2 «Затраты на обучение» в дебет счетов 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства», 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы» или счета 91.2 «Прочие расходы» в зависимости от того, в каком структурном подразделении предприятия задействован сотрудник. Амортизация затрат на обучение сотрудников начисляется, начиная с первого месяца, следующего за месяцем проведения тестирования. При увеличении профессионализма сотрудника на сумму увеличения стоимости интеллектуальных активов по сравнению с прошлым периодом делается проводка дебет счета 06.3 «Профессионализм работников» кредит счета 85 «Интеллектуальный капитал». Обратная проводка делается в случае, если проведенная переоценка интеллектуальных активов показала, что сотрудник не развивается в профессиональном отношении, его знания устарели и имеют меньшую ценность.

При прекращении действия трудового договора делается проводка, обратная проводке, которая была сделана при приеме сотрудника на работу: Дт85 «Интеллектуальный капитал» Кт06.1 «Интеллектуальные активы сотрудников». При увольнении сотрудника делается следующая проводка: Дт91.2 «Прочие расходы» Кт06.2 «Затраты на обучение».

Основными документами по учету интеллектуальных активов могут являться: трудовой договор, карточка учета интеллектуальных активов, ведомости первоначальной оценки интеллектуальных активов, приобретенных в результате обучения интеллектуальных активов и ведомость переоценки.

Аналитический учет интеллектуальных активов ведется по следующим направлениям:

  • по категориям должностей (стратегическое руководство, оперативное руководство, ведущие специалисты, специалисты, вспомогательный персонал);

  • в разрезе наименований должностей;

  • по подразделениям (по отделам, департаментам, группам, блокам, службам);

  • по каждому сотруднику.

Таким образом, вопрос бухгалтерского учета интеллектуальных активов предприятия может быть решен посредством предложенных способов учета. Стоит отметить, что одним из важнейших условий применения данных методов является достоверная оценка интеллектуальных активов организации.

Список литературы

1. Балашов А.И., Рогова Е.М., Ткаченко Е.А. Инновационная активность российских предприятий: проблемы измерения и условия роста. СПб: Издательство Санкт‐Петербургского государственного политехнического университета, 2010;

2. Белов Н.Г., Хоружий Л.И. и др. Бухгалтерский учет в сельском хозяйстве: Учебник/под ред. Н.Г. Белова, Л.И. Хоружий М.: Эксмо, 2010. 608 с. - (Новое экономическое образование);

3. Новосельский С.О., Разумова А.С. Перспективы оценки и учета интеллектуального капитала на предприятии. Курский Государственный Университет, 2014;

4. Тонкошкурова Н.С. Бухгалтерский учет интеллектуальных активов. Аудит и финансовый анализ, №5, 2012.

Просмотров работы: 950