ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ

Пытькина Л.С. 1, Зиновьева И.С. 1
1ФГБОУ ВО "Воронежский государственный лесотехнический университет имени Г.Ф. Морозова"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Согласно проведенным исследованиям в настоящее время общепризнано, что никакое существенное повышение качества жизни граждан, уменьшение социального неравенства невозможно без экономического роста и наоборот – низкий уровень социального развития является важнейшим ограничением экономического роста.

Экономическое развитие региона является финансовой основой социального развития, условием снижения социальной напряженности. Риски экономического развития участвуют в формировании рисков социальных. Но при этом динамика экономического развития в стратегическом периоде через инвестиционную привлекательность региона зависит от качества жизни населения, включая характеристику социально-политической напряженности. Следовательно, риски формирования социально-политической напряженности в регионе влияют на экономическую характеристику [4].

Низкий уровень жизни и низкая эффективность труда – это социально-экономические явления, взаимно усиливающие друг друга, выступают и как главное следствие, и как причина депрессивности региона. Проблемы социально-экономического развития Воронежской области были и остаются в центре внимания многих отечественных и зарубежных ученых.

Проблемы опережающего инновационного развития, изменения технологического уклада, модернизации экономики и других аспектов совершенствования социально-экономической системы российского общества и его территориальных подсистем, находятся в центре внимания исследователей и практиков государственного управления. Постановка вопроса об опережающем развитии региона ставит перед разработчиками ряд проблем теоретического и практического свойства [2].

В Воронежской области наблюдается явное недостаточное развитие по целому ряду позиций: низкие показатели развития социальной сферы, свидетельствующие о недостаточном уровне использования экономического потенциала области, низкий уровень жизни и низкая эффективность труда – социально-экономические явления, взаимно усиливающие друг друга, выступающие, плюс ко всему, и как главное следствие, и как причина депрессивности региона.

Устойчивое развитие и социально-экономическая безопасность региона достигаются только при активной роли государства 3. Но при этом проблемы развития регионов России обусловлены не столько общей социально-экономической ситуацией, сколько неэффективностью региональной социально-экономической политики, неадекватностью региональной законодательной и регулирующей базы, пассивным ожиданием региональными властями федеральной помощи и другими негативными явлениями. В Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020 года обеспечение сбалансированного социально- экономического развития Воронежской области рассматривается как один из целевых ориентиров социально-экономического развития [5].

Также можно отметить проблему выбора системы показателей, характеризующих стратегические цели развития. Анализ системы показателей, фактически применяемых для оценки и прогнозирования развития региона, показал, что их множественность делает эффективное применение невозможным в связи с необходимостью учета множества факторов, зачастую противоречивых и слабо прогнозируемых. Показатели, применяемые в аналитических и прогнозных документах демонстрируют, с одной стороны, их избыточность, связанную с чрезмерной детализацией целей на стратегическом уровне, а с другой – отсутствие ряда одних из важнейших показателей в программных документах. На основании этого можно сделать выводы, что стратегия и инструментарий ее реализации являются недостаточно согласованными. Естественно, что стратегические целевые установки, не обеспеченные программными документами, содержащими четкие механизмы их реализации, оказываются мало подверженными регулирующему воздействию органов власти и управления, для которых, и разрабатываются, в первую очередь, стратегические документы 1.

В составе индикатора роста уровня и повышения качества жизни населения явно необходим отказ от ориентации на фактические тренды таких показателей, как: ожидаемая продолжительность жизни, доля населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума в общей численности населения (рис. 1).

Рис.1 – Отношение среднедушевых доходов к прожиточному минимуму – тенденция и сценарная динамика 1.

Однако при общих положительных тенденциях в развитии социально-экономической системы происходит рост бедности. Доля населения области с доходами ниже региональной величины прожиточного минимума. Проблемы социальной бедности связаны, прежде всего, с состоянием законодательства [2].

В Воронеже и Воронежской области 860 тыс. жителей получают социальные выплаты, пособия, субсидии, которые государство обязано выплачивать, которые установлены федеральным и региональным органам власти. В структуре социальных выплат 68,5% составляют пенсии. В результате развития системы федеральных и региональных социальных выплат и изменений в пенсионном обеспечении обозначилась тенденция снижения численности малоимущих граждан. Вместе с тем, сохраняется устойчивая тенденция преобладания малоимущих домохозяйств, численность которых составляет 3 и более человек. В связи с этим одним из направлений устранения социальной бедности является поддержка семей с детьми, материнства и детства. Учитывая общую динамику социальных процессов в регионе, можно рассчитывать на устранение социальной бедности как общественного явления до 2020 года. Естественно, что для достижения указанной цели требуется система мер, реализуемых региональными органами власти и управления в русле федеральной политики преодоления бедности.

Экономическая бедность в Воронежской области имеет «трудоспособное лицо»: в общей численности малообеспеченного населения доля трудоспособного населения составляет 64% (321,5 тыс. человек), из них 222,6 тыс. человек осуществляют трудовую деятельность. Сокращение неравенства и преодоление этой разновидности бедности требует иного инструментария. В Воронежской области его применение должно быть направлено, прежде всего, на повышение уровня ее экономического развития, инвестиционной и инновационной активностью, развитием системы социального партнерства [2].

К 2020 году должна быть решена задача установления в бюджетном и предпринимательском секторе минимума заработной платы на уровне не ниже двукратной величины прожиточного минимума. В региональных документах предусмотрено активное участие предпринимательского сектора в решении данной проблемы. Помимо собственно стратегии на это направлена разработка «Стандарта корпоративной социальной ответственности предприятий Воронежской области», предусматривающего в качестве целевого показателя двукратное превышение оплаты труда в корпоративных структурах над величиной прожиточного минимума.

Решение указанных задач при условии экономического роста и необходимом институциональном обеспечении позволит сократить уровень бедности в области до величины не выше 5%.

Большая проблема – определение перспектив инновационного развития региона. Экстраполяция неустойчивой тенденции повышения удельного веса инновационной продукции в общем объеме отгруженной продукции дает крайне неудовлетворительный результат – 11,1% к 2020 году, т.е. ниже, чем в 2009 году. Это особенно четко ставит проблему сценарного развития – инновационная политика Воронежской области должна отличаться системностью (охватывать различные отрасли, виды деятельности), многоуровневостью (реализовывать экономико-организационный потенциал всех уровней управления), комплексностью (основываться на использовании факторов и инструментов разной природы) и призвана обеспечить:

– сочетание имитационной («догоняющего развития») и инновационной («опережающего развития») стратегий. Учитывая значительный инновационный потенциал Воронежской области, следует постоянно расширять сферу реализации Стратегии, ориентированной на создание и внедрение собственных инноваций, конкурентоспособных на российском и мировом рынках продуктов и технологий;

– широкое вовлечение в инновационный процесс бизнеса и некоммерческих организаций. Активизация процессов инновационного развития действующих хозяйственных организаций, содействие появлению новых компаний, способных конкурировать на национальном и мировом рынках;

– устранение фрагментарности действующей в регионе инновационной системы, фокусирование внимания на инфраструктуре, развитие сетевой кооперации в инновационной сфере. Сбалансированное использование ресурсов, направляемых на поддержку высокотехнологичных секторов экономики, секторов новой технологической волны и инновационное обновление низкотехнологичных компаний;

– повышение экономической эффективности инновационной деятельности, извлечение дополнительной инновационной ренты;

– ориентацию на развитие социальных и инклюзивных инноваций, формирование инновационного мировоззрения [1].

Для решения таких проблем как низкие показатели развития социальной сферы, низкий уровень жизни и низкая эффективность труда, перспектив инновационного развития региона необходимо уделить внимание таким вопросам как: бюджетная политика; повышение эффективности государственных инвестиций и государственных закупок; оптимизация присутствия государства; развитие местного самоуправления; развитие общественных институтов. Это позволило бы сформировать в общем виде раздел стратегии, содержащий систему мер, обеспечивающих ее реализацию. Данный раздел фактически представляет собой проект институционального обеспечения стратегии.

Устранение вышеперечисленных недостатков социально-экономического развития региона повысит содержательность и обоснованность реализуемой стратегии и, как следствие, будет способствовать достижению главной цели – обеспечению роста качества жизни населения области на основе повышения конкурентоспособности экономики, создания потенциала опережающего развития региона.

Список используемой литературы

  1. Букреев А.М. Стратегия опережающего развития региона: опыт разработки и механизмы реализации стратегии социально-экономического развития воронежской области на период до 2020 года [Электронный ресурс] / А.М. Букреев, И.Е. Рисин, Ю.И. Трещевский, В.Н. Эйтингон. – Режим доступа: http://e.120-bal.ru/ekonomika/31795/index.html

  2. Закон о внесении изменений в закон воронежской области «О стратегии социально-экономического развития Воронежской области на долгосрочную перспективу» [Электронный ресурс]. – Режим доступа : официальный сайт / http://pochit.ru, свободный. – Загл. с экрана.

  3. Морковина С.С. Региональные аспекты развития малого предпринимательства в секторах экономики [Текст] : монография / С.С. Морковина, В.М. Бугаков, И.С. Зиновьева [и др.] – Воронеж: ВГЛТА, 2014. – 276 с.

  4. Сенчаков В.К. Бюджет России, развитие и обеспечение экономической безопасности [Текст] : монография / А.И. Архипов, Е.М. Бухвальт, А.Г. Зельднер. – М. : ИНФРА-М, 2015 – 384с.

  5. Терехин В.И. Эффективность управления социально- экономического развития административно территориальных образований [Текст] : учебник / И.В. Дуканова, Т.Н. Морозова, О.П. Суковатова, В.И. Терехин, Л.А. Чернобродова. – М.Москва, ИНФРА-М, 2013 – 316 с.

 

6

 

Просмотров работы: 4041