ПОЛИТИКА ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ: ВЫИГРЫШ И ИЗДЕРЖКИ В РАМКАХ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ПОЛИТИКА ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ: ВЫИГРЫШ И ИЗДЕРЖКИ В РАМКАХ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ

Жукова А.С. 1
1Орловский филиал Финансового университета при Правительстве РФ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Проблема импортозамещения не нова, но до настоящего времени остается дискуссионной. Сегодня, в условиях мирового кризиса и использования внешнеэкономических санкций как элемента политического давления в современном мире, данная проблема приобретает наибольшую актуальность.

Анализируя нынешнее состояние национальной экономики России можно с уверенностью сказать, что доля импорта практически во всех отраслях экономики чрезвычайно высока. Велика зависимость национальной экономики от зарубежных технологий и промышленной продукции, в том числе станко- и приборостроения, машиностроения и оборудования. По оценкам экспертов по состоянию на сентябрь 2015 года, именно эти отрасли с точки зрения импортозамещения являются наиболее перспективными. В станкостроение доля импорта в потреблении составляет более 90%, в машиностроение - 80%, в легкой промышленности - 90%, в фармацевтической промышленности -80% [4].

Ситуация при которой в ряде стратегических отраслей промышленности доля импортной продукции составляет более 80 % представляет очевидную угрозу для конкурентоспособности российской экономики и национальной безопасности страны.

Все это обуславливает необходимость принятия комплексных мер, направленных на реализацию политики импортозамещения, поддержки национальной промышленности, не сырьевых секторов экономики, производства наукоемких товаров и услуг, перехода на инновационную модель развития экономики.

На наш взгляд, сложившаяся сегодня геополитическая ситуация на фоне экономических санкций является реальной предпосылкой и катализатором реализации возможностей претворения в жизнь стратегии ускоренного подъема национального производства во многих отраслях промышленности, особенно в стратегически значимых. Но учитывая двойственность влияния импорта на экономику страны, который оказывает как отрицательный так и положительный эффект, необходимо проводить очень взвешенную, грамотную политику импортозамещения.

Импорт неоднозначно влияет на экономику страны. Положительное влияние выражается в том, что он способствует формированию конкурентных отношений, создает условия для противодействия монополизации, обеспечивает покрытие дефицита по товарам, которые отсутствуют на внутреннем рынке, создает стимулы для модернизации производственного процесса, снижает остроту инфляционных процессов для потребителей. Но велико и негативное влияние, представляющее угрозу экономической безопасности страны. Отрицательный эффект для экономики страны оказывают такие явления как зависимость отраслей промышленности от импортных товаров, вытеснение импортом продукции отечественного производства, недостоверное декларирование при таможенном оформлении, сохранение низкой эффективности производства в сельскохозяйственном секторе.

По нашему мнению, такое двойственное влияние импорта на национальную экономику с одной стороны обуславливает необходимость протекционистской политики, политики импортозамещения, с другой стороны не позволяет полностью отказаться от основополагающего принципа свободы торговли.

Под импортозамещением подразумевают рассчитанную на перспективу систему мер, обеспечивающих достижение намеченных целей по объемам и структуре производства отечественной продукции при одновременном снижении потребления импортных товаров [2].

Основными целями политики импортозамещения являются: улучшение конкурентоспособности экономики, развитие национального производства, обеспечение получения необходимых иностранных товаров, сырья, комплектующих.

По данным Федеральной таможенной службы России (табл. 1) общий объем импорта за 2 квартал 2015 года сократился по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Вместе с тем, очевидна высокая зависимость Российской экономики от ряда импортных товаров. Это касается поставок импортного оборудования, транспортных средств, машин, на которые во 2 квартале 2015 года приходится 44 % всего импорта, на продукцию химической промышленности приходилось 19, 6 % импорта [4].

Таблица 1 – Товарная структура импорта РФ в торговле со всеми странами, млн. долл. США [4].

Наименование товарной группы

Импорт

II кв. 2014

II кв. 2015

стоимость

в % к итогу

стоимость

в % к итогу

Всего:

В том числе:

75509,8

100,0

44647,0

100,0

Продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье (кроме текстильного)

10368,0

13,7

6641,2

14,9

Минеральные продукты

1926,7

2,6

1581,1

3,5

Топливно-энергетические товары

978,1

1,3

1020,5

2,3

Продукция химической промышленности, каучук

12130,2

16,1

8747,4

19,6

Кожевенное сырье, пушнина и изделия из них

269,9

0,4

165,3

0,4

Древесина и целлюлозно-бумажные изделия

1488,6

2,0

873,9

2,0

Текстиль, текстильные изделия и обувь

3382,0

4,5

2195,0

4,9

Драгоценные камни, драгоценные металлы и изделия из них

261,8

0,3

151,2

0,3

Металлы и изделия из них

5112,5

6,8

2915,5

6,5

Машины, оборудование и транспортные средства

37437,2

49,6

19654,7

44,0

Другие товары

3132,9

4,1

1721,5

3,9

По данным таможенной статистики (табл. 2) в январе-октябре 2015 года внешнеторговый оборот России составил 443,0 млрд. долл. США и по сравнению с январем-октябрем 2014 года снизился на 34,1%. Сальдо торгового баланса сложилось положительное в размере 138,7 млрд. долл. США, что на 39,8 млрд. долл. США меньше, чем в январе-октябре 2014 года.

Таблица 2 - Общие итоги внешней торговли РФ, млн. долл. США [4]

 

Январь-сентябрь 2014 г.

Январь-сентябрь 2015 г.

Темп роста, %

Оборот

672 000,50

443 003,00

65,9

Экспорт

425 287, 1

290 863,60

68,4

Импорт

246 713,50

152 139,3

61,7

Сальдо

178 573,60

138 724,30

-

За счет экспорта товаров топливно-энергетического комплекса извлекаются средства для импорта дешевого продовольствия и потребительских товаров. Происходит вытеснение отечественной продукции, что в конечном итоге приводит к сокращению национального производства.

Россия сильно отстает по производству наукоемкой продукции и услуг в то время, когда стоит задача скорейшего переход на инновационную модель развития экономики. На наш взгляд, этому может способствовать принятие мер по созданию льготных условий доступа на внутренний рынок уникальное оборудование и технологии. В данном случае целесообразно применение таможенных и налоговых льгот.

Сегодня в экономической политике России прослеживается определенный курс, направленный на снижение зависимости от импорта, особенно в стратегически важных отраслях промышленности. Еще 04.12.2014 года Президент РФ в послании Федеральному Собранию РФ обозначил тренд, направленный на снятие критической зависимости от зарубежных технологий и промышленной продукции, в том числе в станко- и приборостроении, энергетическом машиностроении, оборудовании для освоения месторождений и арктического шельфа. Президент предложил нашим промышленникам ориентироваться на отечественные сырьевые и инфраструктурные компании, формировать спрос на продукцию отечественного производства. На отечественных производителей следует ориентироваться и при обновлении жилищно-коммунального хозяйства, общественного транспорта, сельского хозяйства, других отраслей. Относительно импорта Президентом РФ отмечено, что за рубежом должно приобретаться действительное уникальное оборудование и технологии. В послании Президента РФ говорилось также, что продукция отечественных поставщиков должна отвечать жестким условиям как по качеству, так и по цене. Было подчеркнуто, что именно разумное импортозамещение - это наш долгосрочный приоритет, независимо от внешних обстоятельств.

Программы импортозамещения должны работать на создание в России массового слоя производственных компаний, способных быть конкурентными не только внутри страны, но и на международных рынках[5].

Распоряжениями Правительства РФ от 30.09.2014 № 1936-р, от 02.10.2014 №1948-р утверждены планы содействия импортозамещению в промышленности, в сельском хозяйстве. В соответствии с указанными распоряжениями Правительства РФ Минпромторгом России подготовлены и утверждены планы мероприятий по импортозамещению в различных отраслях промышленности, которые представляют перечень приоритетных для импортозамещения видов продукции и технологий по гражданским отраслям промышленности и предусматривают к 2020 году значительное сокращение доли импорта.

Вместе с тем на современном этапе развития российская экономика показала наличие слабостей в политике импортозамещения. Так Колесов В.П. выделяет следующие слабые стороны политики импортозамещения: отрицательное воздействие протекционизма на рост благосостояния, выражающееся в его замедлении или сокращении; отрицательное воздействие на занятость; ухудшение платежного баланса; подрыв сотрудничества и риск возникновения торговой войны [1].

На наш взгляд, нередко в результате применения государством протекционистских мер повышенной защите подвергаются интересы производителей, при одновременном игнорировании интересов всего общества в целом, интересов потребителей. Кроме того защита неэффективного производства только обострит проблему и в конечном итоге приведет к неконкурентоспособности национальных производств (как например, Российский автопром).

Подводя итог вышеизложенному, следует отметить, что положение России на международных рынках свидетельствует о том, что в ближайшем будущем не удастся нарастить объемы производства и экспорта наукоемкой продукции. Для этого необходим перевод национальной экономики на инновационный путь развития, что не имеет предпосылок в ближайшей перспективе. По мнению ряда авторов в отечественной практике внедряется только 1-2% новых научно-технических разработок, в то время как основная масса результатов научно-технической и инновационной деятельности остается только в составе нереализуемой проектно-технологической документации. Российская экономика все еще продолжает ориентироваться на экспорт энергетических ресурсов.

В условиях мирового экономического кризиса, международных экономических санкций в целях обеспечения безопасности национальной экономики страны необходима взвешенная политика импортозамещения, ориентированная на создание в России массового слоя производственных компаний, способных быть конкурентными не только внутри страны, но и на международных рынках, приобретение уникальных иностранных технологий, а также соблюдение баланса общественных интересов и интересов производителей при реализации указанной политики.

Список используемой литературы:

1. Международная экономика [Электронный ресурс]: Учебник / В.П. Колесов, М.В. Кулаков - Изд. испр. и доп. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 423 с. – Режим доступа: http://znanium.com/index.php

2. Торговая политика [Электронный ресурс]: учебное пособие /Е.Д.Халевинская - М.: Магистр, НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 304 с. – Режим доступа: http://znanium.com/index.php

3. Vestifinance [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://www.vestifinance.ru/infographics/5886.

4. Федеральная таможенная служба [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://stat.customs.ru.

5. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 04.12.2014 [Электронный ресурс]. - Режим доступа http://base.consultant.ru.

Просмотров работы: 1868