Освоение метода анализа ситуаций, умение их решать есть необходимое условие эффективного обучения в гражданско-правом образовании школьников. Такая практика существует в психологии, маркетинге, педагогике, конфликтологии и других дисциплинах.
Для российских образовательных практик использование ситуационных задач в гражданско-правовом образовании школьников является в значительной степени инновационным. Однако это не означает, что он не применяется в качестве обучающего метода или метода исследования. Алгоритм разбора ситуационных задач порой не всегда ясен, так как чаще всего даются уже готовые задачи или задачи вообще отсутствуют, и предлагается осуществить анализ самостоятельно[2, c. 49].
Работа над ситуационными задачами в гражданско-правом образовании может осуществляться как индивидуально, так и в учебной группе в форме соревнования. Моделирование ситуации с распределением ролей в гражданско-правовом образовании также возможно. Используется и сочетание нескольких методов обучения гражданского права в школе, к ним относятся: индивидуально и в ролевой группе.
Ситуационная задача в гражданском праве всегда предполагает определенную ролевую систему. «Образование поздно пришло к идее работать в группе, – указывает Л.Д. Джолифи, – в то время как в промышленности уже давно поняли важность работы в группе – и в теории, и в практике» [1, c. 164].
Роль – это сумма всех требований, предъявляемых к личностям определенного социального статуса. Ситуационный метод обучения, обеспечивающий в своем роде разноплановые роли в «проигрывании» ситуации, соединяет в себе как собственно интеллектуальную игру, так и систему контроля и оценки достигаемых результатов, и оценки не только специалиста, но и самогокласса, коллег.
Отечественные ученые разработали свою методику подготовки к анализу ситуации. Они рекомендуют:
1) прочесть всю имеющуюся информацию, для создания целостного представление о ситуации;
2) при повторном ознакомлении с исходной информацией, необходимо графически выделить наиболее важные фрагменты;
3) разделить информацию на первостепенную и второстепенную, записать основную проблему, если таковая имеется;
4) зафиксировать фактологический материал, касающийся данной ситуационной задачи [1, с. 560].
Высокий потенциал ситуационных задач как средства формирования компетенций определяется их условиемпредставленном в виде событий или обстоятельств, имитирующих деятельность в профессиональной сфере. Основной целью решения ситуационных задач в гражданско-правом образовании школьниковявляется усвоение знаний и приобретение умений на основе деятельности в условиях, приближенных к реальной профессиональной деятельности. В учебно-методической литературе недостаточно рассмотрены вопросы использования подобных задач в гражданско-правовой сфере.
Использование ситуационных задач в гражданско-правом образовании, позволяет оптимизировать учебный процесс, интегрировать знания, улучшить усвоение значительного объема информации за ограниченный период времени, развить навыки логического мышления и способность принимать ответственные решения, повышает самооценку школьников [2, с. 72].
Решение ситуационных задач в гражданско-правовом образовании способствует формированию и развитию учебных навыков, а вместе с тем и исследовательских и творческих способностей учащихся, что стоит в основе стандартного требования нового поколения и запросов общества сегодня. Потому как возникает острая необходимость не только в знающих, но и самостоятельно мыслящих людях. Современные задания КИМов ЕГЭ, ГИА, PISA и других мониторингов гипотезы и их решать по заданным конкретным ситуациям
Ситуационные задачи применимы в учебных предметах любого типа и могут использоваться для школьников любого возраста, при этом они отличаются характером проблем, решение которых необходимо найти.
Содержание ситуационной задачи имеет следующую структуру:
- мотивационно-проблемный блок, назначение которого состоит в том, чтобы сориентировать ученика на понимание и осознание важности задачи;
- блок ресурсного обеспечения процесса поиска, предназначенный для глубокого проникновения в суть проблемы;
- дидактический блог (задания и вопросы, требующие выполнения ответа);
- критериально-оценочный блог, основная цель которой сообщить ученику информацию о том, насколько найденное им решение ситуационной задачи соответствовало целям и вопросу, поставленным в начальном блоке [3, c.154].
ЛИТЕРАТУРА
1. Зайцев Л. Г., Соколова М. И. Организационное поведение. - М.:2006.
2. Маткаримова Д. Ш. Технология конструирования ситуационных задач в содержании практического обучения / Д. Ш. Маткаримова // Молодой ученый. – 2012. – №4. – С. 434-437.
3. Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты / Интернет-журнал «Эйдос». – 2002 – 23 апреля.