ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СИТУАЦИОННЫХ ЗАДАЧ В ГРАЖДАНСКОМ ПРАВОВОМ ОБРАЗОВАНИИ ШКОЛЬНИКОВ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СИТУАЦИОННЫХ ЗАДАЧ В ГРАЖДАНСКОМ ПРАВОВОМ ОБРАЗОВАНИИ ШКОЛЬНИКОВ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Формирование информационного общества и быстрое изменение информационных технологий ведущим компонентом структуры высококвалифицированных и конкурентоспособных специалистов является профессиональная мобильность. Выдвигаются новые требования к выпускникам школы: способность и готовность учащегося быстро и успешно овладевать новыми технологиями, приобретать знания и умения, применять их в задачахс нестандартной ситуацией, создавать требуемый способ действия, обеспечивать эффективность учебной деятельности. Поэтому система общеобразовательного образования нового поколения, ориентирована на формирование компетенций.

Освоение метода анализа ситуаций, умение их решать есть необходимое условие эффективного обучения в гражданско-правом образовании школьников. Такая практика существует в психологии, маркетинге, педагогике, конфликтологии и других дисциплинах.

Для российских образовательных практик использование ситуационных задач в гражданско-правовом образовании школьников является в значительной степени инновационным. Однако это не означает, что он не применяется в качестве обучающего метода или метода исследования. Алгоритм разбора ситуационных задач порой не всегда ясен, так как чаще всего даются уже готовые задачи или задачи вообще отсутствуют, и предлагается осуществить анализ самостоятельно[2, c. 49].

Работа над ситуационными задачами в гражданско-правом образовании может осуществляться как индивидуально, так и в учебной группе в форме соревнования. Моделирование ситуации с распределением ролей в гражданско-правовом образовании также возможно. Используется и сочетание нескольких методов обучения гражданского права в школе, к ним относятся: индивидуально и в ролевой группе.

Ситуационная задача в гражданском праве всегда предполагает определенную ролевую систему. «Образование поздно пришло к идее работать в группе, – указывает Л.Д. Джолифи, – в то время как в промышленности уже давно поняли важность работы в группе – и в теории, и в практике» [1, c. 164].

Роль – это сумма всех требований, предъявляемых к личностям определенного социального статуса. Ситуационный метод обучения, обеспечивающий в своем роде разноплановые роли в «проигрывании» ситуации, соединяет в себе как собственно интеллектуальную игру, так и систему контроля и оценки достигаемых результатов, и оценки не только специалиста, но и самогокласса, коллег.

Отечественные ученые разработали свою методику подготовки к анализу ситуации. Они рекомендуют:

1) прочесть всю имеющуюся информацию, для создания целостного представление о ситуации;

2) при повторном ознакомлении с исходной информацией, необходимо графически выделить наиболее важные фрагменты;

3) разделить информацию на первостепенную и второстепенную, записать основную проблему, если таковая имеется;

4) зафиксировать фактологический материал, касающийся данной ситуационной задачи [1, с. 560].

Высокий потенциал ситуационных задач как средства формирования компетенций определяется их условиемпредставленном в виде событий или обстоятельств, имитирующих деятельность в профессиональной сфере. Основной целью решения ситуационных задач в гражданско-правом образовании школьниковявляется усвоение знаний и приобретение умений на основе деятельности в условиях, приближенных к реальной профессиональной деятельности. В учебно-методической литературе недостаточно рассмотрены вопросы использования подобных задач в гражданско-правовой сфере.

Использование ситуационных задач в гражданско-правом образовании, позволяет оптимизировать учебный процесс, интегрировать знания, улучшить усвоение значительного объема информации за ограниченный период времени, развить навыки логического мышления и способность принимать ответственные решения, повышает самооценку школьников [2, с. 72].

Решение ситуационных задач в гражданско-правовом образовании способствует формированию и развитию учебных навыков, а вместе с тем и исследовательских и творческих способностей учащихся, что стоит в основе стандартного требования нового поколения и запросов общества сегодня. Потому как возникает острая необходимость не только в знающих, но и самостоятельно мыслящих людях. Современные задания КИМов ЕГЭ, ГИА, PISA и других мониторингов гипотезы и их решать по заданным конкретным ситуациям

Ситуационные задачи применимы в учебных предметах любого типа и могут использоваться для школьников любого возраста, при этом они отличаются характером проблем, решение которых необходимо найти.

Содержание ситуационной задачи имеет следующую структуру:

- мотивационно-проблемный блок, назначение которого состоит в том, чтобы сориентировать ученика на понимание и осознание важности задачи;

- блок ресурсного обеспечения процесса поиска, предназначенный для глубокого проникновения в суть проблемы;

- дидактический блог (задания и вопросы, требующие выполнения ответа);

- критериально-оценочный блог, основная цель которой сообщить ученику информацию о том, насколько найденное им решение ситуационной задачи соответствовало целям и вопросу, поставленным в начальном блоке [3, c.154].

ЛИТЕРАТУРА

1. Зайцев Л. Г., Соколова М. И. Организационное поведение. - М.:2006.

2. Маткаримова Д. Ш. Технология конструирования ситуационных задач в содержании практического обучения / Д. Ш. Маткаримова // Молодой ученый. – 2012. – №4. – С. 434-437.

3. Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты / Интернет-журнал «Эйдос». – 2002 – 23 апреля.

Просмотров работы: 816