СОЗДАНИЕ ТРАЕКТОРИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РОСТА ДЛЯ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

СОЗДАНИЕ ТРАЕКТОРИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РОСТА ДЛЯ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ

Басирова Э.А. 1
1БГПУ им.М.Акмуллы
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
На современном этапе экономического развития России возрос интерес общества и каждого конкретного гражданина к вопросам стратегического планирования и формирования профессиональной карьеры.

Исследователь М. В. Александрова определяет термин «профессиональная карьера», как процесс профессионального роста человека, роста его влияния, авторитета, статуса в среде, выраженный в его продвижении по ступе­ням иерархии, квалификационной лестнице, пре­стижа [1].

В настоящее время карьера – это сбалан­сированное отношение, взаимодействие процессов внутреннего развития человека и его внешнего движения в освоении социального пространства [2]. Достаточно часто термины «карьера» и «ка­рьерный рост» употребляют в качестве синонимов.

Перспективы карьеры имеют важное значение и для молодого учителя, так как профессиональное развитие не будет эффективным, если ограничены возможности учителя получить продвижение по службе. То, что раньше в образовательной среде отождествлялось с карьеризмом, теперь является важным показателем развития педагога в социуме, становления его профессиональной компетентности, повышения уровня профессионализма.

Общеизвестно, что карьерный рост условно можно подразделить на «горизонтальный» (качест­венно новые обязанности и проекты, что позволяет расширить профессиональный кругозор, приобре­тение статуса высококлассного специалиста) и «вертикальный» (переход на следующую ступень карьерной лестницы, более высокую ступень структурной иерархии – служебная лестница), а также «центростремительный» (допуск сотруд­ника к принятию важных для компании/организа­ции, движение к руководству организации), реше­ний при условии прежней должности без повыше­ния). Карьерный рост предполагает движение в не­скольких возможных направлениях:

– властной карьере, предполагающей рост фор­мального (управление) или неформального (авто­ритет) влияния в организации;

– квалификационной карьере, предполагающей профессиональный рост;

– статусной карьере, предполагающей упрочне­ния статуса (присвоение ранга, почетного звания);

– монетарной карьере, предполагающей повы­шение уровня вознаграждения (уровень оплаты труда, объем и качество социальных льгот) [3].

Карьера/карьерный рост предполагает опреде­ленные показатели оценивания успешности или неудачи карьерного продвижения. Кроме субъек­тивных оценок (уровня образования, квалифика­ции, опыта, личных качеств человека) существуют объективные показатели:

– высшая точка карьеры – высший пост, суще­ствующий в конкретной рассматриваемой органи­зации;

– длина карьеры – количество позиций на пути от первой позиции, занимаемой индивидуумом в организации, до высшей точки;

– показатель уровня позиции – отношение чи­сла лиц, занятых на следующем иерархическом уровне, к числу лиц, занятых на том иерархиче­ском уровне, где находится индивидуум в данный момент своей карьеры;

– показатель потенциальной мобильности – от­ношение (в некоторый определенный период вре­мени) числа вакансий на следующем иерархиче­ском уровне к числу лиц, занятых на том иерархи­ческом уровне, где находится индивидуум [4].

Очевидно, что штатная структура далеко не ка­ждой организации может удовлетворить карьерные притязания работника. Тем более, говоря о карьере педагога, стоит отметить ограниченное количество руководящих должностей в образовательных учре­ждениях, минимальную длину вертикальной ка­рьеры и низкий показатель потенциальной мобиль­ности.

Исследовательские работы, связанные с рассмо­трением вопросов карьерного роста чаще всего за­трагивают те отрасли и социальные группы, где наиболее очевидной, исторически сложившейся является вертикальная траектория карьерного ро­ста (государственные служащие, военные, пред­приниматели). Педагогические исследования к во­просам карьеры и карьерного роста подходят с определенной долей осторожности, так как педа­гогическая карьера очень специфична.

В отечественной психологии и педагогике до недавнего времени понятие «карьера» практически не использовалось. Становление профессиональной карьеры педагога в первую очередь предполагало, что для каждого его этапа характерны свои вершины профессионализма, достижение которых следует рассматривать как освоение определенного уровня профессионального мастерства. В связи с этим выпускник вуза, педагог в процессе своей профессиональной деятельности должны быть способны проектировать, адекватно

оценивать и анализировать процесс становления своей карьеры как достижение все более высоких профессиональных вершин, вершин педагогического мастерства.

Советские педагоги и психологи, опираясь на определение педагогического мастерства как совокупности определенных качеств личности преподавателя, представляли структурные элементы педагогического мастерства в виде определенных качеств личности педагога-мастера: высокая идейно-нравственная подготовленность, глубокое знание предмета, постоянное стремление к самообразованию, счастливое сочетание любви и требовательности к обучаемым, хорошо развитое чувство меры и владение педагогическим тактом, личный пример, выдержка, терпение, объективность, чуткость, доброжелательность. Также важны: наблюдательность, находчивость, умение пользоваться голосом, дикцией, непосредственное эмоционально-волевое влияние на студента, предвидение своих действий [5].

Впервые вопросы карьерного роста педагога в своей работе рассмотрела О.М.Симановская, обосновав термин «горизонтальная профессио­нальная карьера учителя» и обратив внимание на особенность учительской карьеры. Данный тип карьеры отражает профессиональный рост через результаты деятельности, которые оценива­ются как достижения, формальные и неформаль­ные показатели внешнего признания успешности деятельности. При этом индивидуальная карьера каждого учителя может иметь свои особенности и отличаться как продолжительностью этапов, так и качественными характеристиками. Раз­витие профессиональной горизонтальной карье­ры, с точки зрения

О. М. Симановской, является средством стимулирования эффективной профес­сиональной деятельности учителя, поскольку этот процесс связан с личностной реализацией и про­фессиональным ростом [6].

Педагогическая ка­рьера в ее горизонтальном аспекте была проана­лизирована в диссертационном исследовании Т. Н. Крисковец и определена ею как передвиже­ние внутри профессии, карьера становления про­фессионала, а также была раскрыта сущность раз­вития профессиональной горизонтальной карье­ры учителя как осознанный профессиональный рост, определяющий профессиональную уверен­ность и повышающий ответственность учителя за результаты собственной деятельности, что де­лает его конкурентоспособным [7].

Карьера пе­дагога в авторской интерпретации М. В. Алексан­дровой – это «осознанное отношение к собствен­ному движению по ступеням профессионального становления, характеризующим уровни достиже­ний в различных видах деятельности (профессио­нальной, управленческой, общественной и др.), и повышение его статуса в социально-образова­тельной среде» [8]. Исследователь С. В. Кутняк описывает карьеру учителя как процесс целена­правленного и последовательного профессио­нального развития, роста авторитета, статуса в социальной, экономической, нравственной сфе­рах, выраженный в продвижении по ступеням ие­рархии, квалификационной лестницы, в повыше­нии престижа, построении целостного образа себя в качестве компетентного профессионала [9].

Очевидно, что карьерный рост станет возможным лишь в том случае, если сотрудник будет стремить­ся приобретать все новые компетенции для перехо­да на следующую ступень профессионализма и, соответственно, выхода на более высокий уровень ответственности. Развитие спо­собности рассматривать собственную карьеру в постоянно меняющемся контексте сегодняшнего рынка труда, изменчивой социальной, политиче­ской и организационной реальности становится необходимостью. В свою очередь, это требует от сотрудников способности к саморазвитию, при­чем она должна проявляться таким образом, чтобы они не только поддерживали ее на надлежащем уровне, но и совершенствовали свою конкуренто­способность.

Стремительные изменения в мире, изменения среды жизнедеятельности человека, специфика развития самого человека выдвигают новые требования к компетенциям современного педагога. Педагог сегодня — это профессия, в которой важнейшую роль играет определенное мировоззрение, модель социального поведения и коммуникативная компетентность. Интегративным началом всего выступает качество личности. В сфере педагогического труда оно значит исключительно много. Знаковым в этом плане является утверждение приказом Минтруда РФ от 18.10.2013 г. Профессионального стандарта педагога, в котором предъявляется более пятидесяти требований к профессиональной компетенции педагога.

Таким образом, процессы модернизации в стране поставили и систему образования в новые условия. В документах по модернизации российского образования последовательно реализуется идея совершенствования педагогических кадров и педагогического образования. Все более четко формулируется требование того, чтобы молодой учитель сам формировал умения управления собственной карьерой, определял траекторию своего профессионального роста и при этом был способным продемонстрировать:

  1.  
    • понимание необходимости нести ответственность за свое профессионально- личностное развитие;

    • способность взять на себя управление собственной карьерой, способность ставить реалистичные и достижимые цели, а также определять и расширять возможности карьерной занятости;

    • переносимость профессиональных навыков в другие рабочие среды и способность видеть широкий спектр возможностей внутри образовательного учреждения и за его пределами;

    • собственные навыки, личные возможности и опыт работы посредством использования портфолио/паспорта профессиональной карьеры.

Молодой учитель с первых лет работы в школе имеет возможность выстраивать стратегию собственной карьеры, которая свидетельствует о его дальнейших намерениях. Карьерная стратегия понимается в основном как разработанная и реализуемая учителем индивидуальная программа, соответствующая его карьерным мотивам и целям. В сложившихся условиях постоянной модернизации образования начинающим педагогам не так-то и просто наметить стратегию развития собственной профессиональной карьеры, так как для них четкое изложение условий достижения тех или иных результатов является средством осознания мотивов профессиональной карьеры, определение предпосылок (наличие определенных средств, поддержки, возможностей консультироваться, обсуждать, советоваться и т. п.), без которых не справиться с заданием по достижению ожидаемого результата.

В современной школе важным источником содействия молодому учителю в планировании и развитии карьеры становится педагогическое сообщество, в котором он начинает свои первые профессиональные шаги. По моему мнению, содействие профессиональной карьере молодого учителя со стороны педагогического сообщества первоначально должно проявляться:

  1.  
    • возрождении института наставничества, ускоряющего процесс «взращивания» духовно-нравственного и инновационного потенциалов личности учителя, его компетентности и мастерства;

    • предоставлении стажировки, для «вхождения» в профессию непосредственно на рабочем месте;

    • делегировании определенных полномочий молодому учителю, выполнения им новых профессиональных ролей (должностей).

Создание условий для самореализации в процессе освоения профессионально педагогической деятельности молодым учителем является важным этапом его жизнедеятельности, так как именно в этот период он решает остаться ему в этой профессии или предпринять действия, направленные на перемены.

Но не только молодые учителя сталкиваются с проблемами в процессе реализации стратегии своего профессионального развития. Особенностью системы общего образования в нашей стране является то, что доля учителей пенсионного возраста составляет 17%, предпенсионного — 30%, 50% учителей имеют стаж работы более 20 лет. Профстандартом перед педагогом поставлен ряд таких задач, которые он не решал ранее. Всему этому он должен научиться. Ведь нельзя от педагога требовать того, что он не умеет. Поэтому предстоит большая работа по оказанию помощи педагогам со стажем по доведению их квалификации до уровня требований профстандарта. К сожалению, стандарт предусматривает как раз обратную последовательность: сначала в действие вводится стандарт, а потом уж изменяются педагогическое образование и система переподготовки учителя.

Еще одним противоречием современной системы подготовки педагогических кадров в нашей стране является то, что, несмотря на постоянную ее модернизацию на протяжении последних двадцати лет, все отчетливее проявляется тенденция причисления педагогических вузов к числу непристижных. Это факт, который можно объяснять многими причинами — непрестижностью учительской профессии, низкой заработной платой, высокой интенсивностью труда и т. д. С другой стороны, непосредственно педагоги оказываются востребованными в других сферах — бизнесе, правоохранительных органах, СМИ, учреждениях культуры, в органах государственной власти, системе вооруженных сил и т. д. Во всех отмеченных случаях необходима педагогическая компетентность. Кто и как ее сегодня формирует и формирует ли? Есть ли фильтры, которые обеспечивают допуск к педагогической профессии компетентных людей? Пока этого нет. Данную функцию и должен осуществлять профессиональный стандарт педагога, на основе которого педагог сформирует стратегию своего профессионального роста. Сейчас важно то, чтобы с его введением действительно последовали качественные изменение в системе подготовки и повышения квалификации педагогов, в понимании изменения роли педагога в образовательном процессе и, как следствие, в росте качества образовательных услуг. Хочется искренне в это верить, иначе учитель и учащийся рискуют снова стать заложниками множества экспериментов и «недоделок».

Примечания

1. Александрова М. В. Становление карьеры педагога в территориальной образовательной системе. Новгородский государственный уни­верситет им.Ярослава Мудрого. Великий Новгород, 2007. 238 с.

2. Могилевкин Е. А. Карьерный рост: диагностика, технологии, тренинг.Санкт-Петербург: Речь, 2007.336 с.

3. Базаров Т. Ю., Еремина Б. Л. Управление персоналом.М.: ЮНИТИ, 2002.560 с.

4. Базаров Т. Ю., Еремина Б. Л. Управление персоналом.М.: ЮНИТИ, 2002.562 с.

5.Александрова М. В. Становление карьеры педагога в территориальной образовательной системе. Новгородский государственный уни­верситет им.Ярослава Мудрого. Великий Новгород, 2007. 180 с.

6. Симановская О. М. Организационно-педагогические условия управления профессиональной карьерой учителя средней общеобразова­тельной школы: дис.… канд.пед.наук.СПб., 1998.196 с.

7. Крисковец Т. Н. Организационно-педагогические условия управления профессиональной карьерой учителя: дис.… канд.пед.наук.Оренбург, 2005. 208 с.

8. Александрова М. В. Становление карьеры педагога в территориальной образовательной системе: автореф.дис.… д-ра пед.наук.Ве­ликий Новгород, 2007.44 с.

9. Кутняк С. В. Становление карьеры будущего учителя в процессе профессиональной подготовки // Изв.РГПУ им. А. И. Герцена.2010.№ 125.С.120–126.

Список литературы

  1. Александрова М. В. Становление карьеры педагога в территориальной образовательной системе. Новгородский государственный уни­верситет им.Ярослава Мудрого. Великий Новгород, 2007.

  2. Базаров Т. Ю., Еремина Б. Л. Управление персоналом.М.: ЮНИТИ, 2002.

  3. «Как сделать профессию учителя — профессией будущего! Уроки со всего мира».Аналитический доклад международного саммита, посвященного профессии учителя — Перевод с англ. Л.И. Заиченко, ред. Н.А. Заиченко. — СПб.: Отдел оперативной полиграфии НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург, 2011. — 144 с.

  4. Кутняк С. В. Становление карьеры будущего учителя в процессе профессиональной подготовки // Изв.РГПУ им. А. И. Герцена.2010.№ 125.С.120–126.

  5. Синякова М.Г. Педагог в поликультурной образовательной среде: субъектно-средовой подход. Монография. М., 2011.

  6. Соломин В. П., Гончаров С.А. Педагогические кадры: новый образ, новое образование. Вестник Герценовского университета. Выпуск № 2 / 2013. С. 3-11.

  7. Яровых Ю. В. Карьерный рост педагога: типологизация, проблемы, перспективы. Вестник ТГПУ. 2014. 5 (146).

Список интернет-ресурсов

  1. http://www.akvobr.ru/profstandart_pedagoga.html

Просмотров работы: 3325