ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СТРУКТУРЫ СОЦИАЛЬНОГО СОЗНАНИЯ В СТАРШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ: РЕЗУЛЬТАТЫ КЛАСТЕРНОГО АНАЛИЗА - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СТРУКТУРЫ СОЦИАЛЬНОГО СОЗНАНИЯ В СТАРШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ: РЕЗУЛЬТАТЫ КЛАСТЕРНОГО АНАЛИЗА

Шлетгауэр Т.В. 1, Маланчук И.Г. 1
1Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Исследования гендерных особенностей различных аспектов психического и психосоциального развития имеют существенное значение для организации процессов воспитания, обучения и развития. Проводимые нашей научной группой (Денисова А.Г., Замкина Т.Ю., Шлетгауэр Т.В., науч. рук. – И.Г. Маланчук) исследования способствуют развитию наукоемкости образовательных технологий и технологий экспертизы образовательных и социальных практик.

Данная статья посвящена описанию структуры и содержания социального сознания детей старшего дошкольного возраста в гендерном аспекте на основе данных кластерного анализа по возрастной выборке и по гендерным выборкам.

Нами использована технология анализа социальных представлений по речи и языку, формам речи, коммуникативному и поведенческому контексту [Замкина, 2015; Маланчук, 2003, 2005, 2009, 2013, 2014; Шлетгауэр, 2014, 2015]. Выделенная по высказываниям старших дошкольников совокупность социальных представлений проанализирована с помощью кластерного анализа по методу «дальнего соседа» (complete linkage).

Проанализировав результаты кластерного анализа, мы можем сформулировать, что социальное сознание мальчиков и девочек имеет специфические связи между социальными представлениями по сравнению с общей тенденцией по возрасту.

Рассмотрим данные о содержании кластеров – семантической структуре социального сознания у мальчиков и у девочек.

Социальное сознание как система социальных представлений мальчиков старшего дошкольного возраста представлена четырьмя кластерами.

Кластер 1 образуют представления с семантикой возможности управления ребенком своим речевым поведением и ментальным состоянием; компетентности другого понимать состояние ребенка; социально-значимых характеристик человека и оценки другого; социального взаимодействия вплоть до отказа от коммуникации с партнером для сохранения своей идентичности; представление о роли владельца объекта, в том числе потенциально; представление о временных перспективах; об эффективном управлении другими, а именно ментальным состоянием другого; о специфических характеристиках поведения в социальных ролях; представления с семантикой эмоций; потребностей другого и разницы в активности, интересах и ментальных состояниях ребенка и его партнера; управления партнером, включая его речевое поведение; представления о вкладе партнеров на эмоциональном и поведенческом уровне в создание и разрушение различных ситуаций взаимодействия, об эффективных способах управления партнером в интересах ребенка; представление о себе как субъекте познавательной активности; представление об эмоциях, которые являются причиной или результатом управления, в том числе на уровне речевого поведения партнерами друг другом.

Кластер 2 включает представления о социально-значимых характеристиках объектов, о системе «я – партнер» в аспектах качества отношений, значимости информации, представлений о социальной норме.

Кластер 3 имеет семантику компетентности ребенка как интегративного качества, включающего его эмоциональную компетентность, оценку своих социально-значимых качеств и поведения, возможностей влиять на ситуацию, в том числе возможности использовать механизмы косвенного влияния.

Кластер 4 характеризует семантическое поле речевого взаимодействия детей друг с другом; представления с семантикой социального статуса ребенка в коммуникативном пространстве, социально-значимые для организации ситуации и социального управления характеристики другого и отношения между партнерами, включая актуальность для ребенка собственной активности объектов.

Интересен факт, что в коммуникации мальчиков с разными субъектами вне системы отношений «мать – ребенок» не фиксируется социальное представление «мать как социально-значимый объект». Вероятно, это связано с задачами автономизации уже в детском возрасте мальчиков от женской реальности, позиционирования в мужской среде.

Структура социального сознания девочек представлена пятью кластерами.

Кластер 1 составляют социальные представления об управлении своими эмоциями; представления с семантикой роли взрослого, соотношения компетенций ребенка и другого; категоризации и оценки других людей и представлений о матери и взрослых как значимых и заботящихся; с семантикой коммуникативной активности ребенка; позиции владения объектом со стороны ребенка и партнера; представления о принадлежности людей друг другу, собственной уникальности; представления об эффективности / неэффективности частей тела в социальном поведении; представление о ментальных состояниях другого; пространственный и временной компоненты социальных отношений; представление об управлении партнером с помощью речи; о разнице значимости феноменов для разных партнеров по коммуникации; о потребностях другого; о возможности влиять на другого для сохранения своей позиции; об эмоциональных состояниях и их роли в коммуникации с акцентом на выбор позиции ребенка по отношению к партнеру; «симметрично» и со своими границами представлены детский и взрослый мир, направленность на организацию взаимодействия с партнером разными способами, с акцентом на статусные позиции партнеров.

Кластеры 2 и 3 содержат представления о факторах разрушения ситуации, в которую включены партнеры; об эмоциях как объекте управления и способе управления другим; информационный компонент коммуникации, ориентация на социальную норму и социально-значимые характеристики и свойства объекта.

Кластер 4 образован представлениями с семантикой компетентности ребенка в отношении оценки феноменов каждого уровня своей психической организации (эмоции, ментальные состояния, действия, поведение), компетентности в управлении своим ментальным состоянием и речевым поведением, организационной компетентности, а также представлениями о том, что поведение другого и качество отношений создают общую для партнеров ситуацию.

Кластер 5 отражает проблематику позиционирования, влияния на развитие ситуации, в том числе косвенного, социально-значимые отношения, характеристики детей, значимые для общения и значимость речи и языка в управлении ситуацией и партнером.

Более подробно семантика кластеров социальных представлений, образующих структуру социального сознания старших дошкольников в гендерном аспекте и данные о кластерной структуре социального сознания по выборке в целом описаны в нашей магистерской диссертации [Шлетгауэр, 2015].

Список литературы

Бендас Т.В. Гендерная психология: учебное пособие. СПб., 2005.

Берн Ш. Гендерная психология. СПб., 2001.

Воронина О.А. Теоретико-методологические основы гендерных исследований // Теория и методология гендерных исследований. Курс лекций / Под общ.ред. О.А. Ворониной. М.: Московский центр гендерных исследований, 2001. С.13–106.

Горошко Е. И. Гендерная проблематика в языкознании. http://www.owl.ru/ win/ books/articles/goroshko.htm

Замкина Т.Ю. Структура и содержание социального сознания детей младшего и среднего дошкольного возраста: психолингвистический анализ: магистерская дисс. Красноярск: КГПУ им. В.П. Астафьева, 2015.

Каменская О. Л. Гендергетика – наука будущего // Гендер как интрига познания. Пилотный выпуск. М.: Изд-во Рудомино, 2002. С. 13-20.

Маланчук И.Г. Актуальные задачи психологии речи // Актуальные проблемы современной науки: сб. статей 4-й международной конференции. Социальные и гуманитарные науки. Ч.32. Психология. Самара: Изд-во СамГТУ, 2003. С. 78–81.

Маланчук И.Г. База данных детских текстов (1–7,5 лет). Эл. архив И.Г. Маланчук, 2005.

Маланчук И.Г. Речь как психический процесс: монография. Красноярск, 2009.

Маланчук И.Г. Речь как психический процесс: монография. Изд-е 2-е, доп. Красноярск, 2013.

Маланчук И.Г. Социальное сознание и речевое поведение в дошкольном возрасте. Красноярск, 2014.

Потапов В.В. Современное состояние гендерных исследований в англоязычных странах // Гендер как интрига познания. Пилотный выпуск. М.: Изд-во Рудомино, 2002. С. 78-89.

Усачева Н.А. Теория и методология современных гендерных исследований. // http://giacgender.narod.ru/ n3m1 .htm

Шлетгауэр Т.В. Гендерные особенности структуры и содержания социального сознания в старшем дошкольном возрасте: психолого-лингвистическое исследование: магистерская дисс. Красноярск: КГПУ им. В.П. Астафьева, 2015.

Шлетгауэр Т.В. Развитие психосемантики во второй половине ХХ – начале ХХI века: области исследования и методы// http://www.scienceforum.ru/2015/1205/14062.

Просмотров работы: 693