ОТНОШЕНИЕ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ АРХИТЕКТОРОВ К АРХИТЕКТУРНОМУ НАСЛЕДИЮ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ОТНОШЕНИЕ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ АРХИТЕКТОРОВ К АРХИТЕКТУРНОМУ НАСЛЕДИЮ

Кузьма М.В. 1, Саньков П.Н. 2
1Приднепровская государственная академия строительства и архитектуры Днепропетровск , Украина
2Приднепровская государственная академия строительства и архитектуры, Днепропетровск, Украина
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Актуальность. Можно ли сказать ,что новое поколение архитекторов не преследует цель сохранять архитектурное наследие, уничтожают общестилевую композицию городского пространства? Портят ли новые стилевые решения образ создаваемый годами, или привносят свежий взгляд в уже примелькавшийся архитектурный ансамбль?

Ломать сложившуюся архитектурную среду — это то же самое, что резать человека по живому. Вся эта погоня за наживой, за деньгами превращает наши улицы, наши архитектурные комплексы в безликие пространства. Туристы, посещающие наш город, в первую очередь любуются «застывшей музыкой» — архитектурой. Продолжается варварское уничтожение того, что еще можно было бы спасти.Такое отношение приводит к тому, что разрушается наша культура в целом, происходит эрозия сознания молодого поколения. Уже поэтому надо обращать внимание на вопросы сохранения архитектуры. Ведь культура — это часть экономики и политики.

Проблема.Сложившийся архитектурный образ города зачастую разрушается архитекторами не учитывающими стилистику и особенности общегородской застройки. В погоне за деньгами, или под давлением заказчика, или по причине не достатка знаний уничтожают архитектурное наследие.

Цель.Призвать архитекторов к сознательному подходу в застройке города, с учетом сложившегося образа и сохранению архитектурных памятников путем реставрации.

Объект исследования.Улицы Днепропетровска.

Задания работы.

- Изучить исторически складывающийся образ города.

- Изучить сложившееся состояние архитектурных ансамблей на сегодняшний день.

- Проанализировать мнения молодых архитекторов по вопросу сохранения архитектурных памятников.

Основная часть.

Днепропетровск имеет насыщенную архитектурную историю.

КЛАССИЦИЗМ. Екатеринослав возник в эпоху становления и расцвета русского классицизма и длительное время застраи- вался в соответствии с его канонами, заимствованными из анти- чной и древнеримской архитектуры. Завершенные архитектур- ные формы, парадность художественных образов достигаются четкостью и строгостью композиций, господством прямых линий фасадов в сочетании с колоннами, пилястрами, разной фак- турой стен нижних и верхних этажей, при этом первые этажи часто выполнены с рустовкой – расшивкой под грубо отесанную лицевую поверхность. Наиболее ясными сооружениями этого стиля являются Преображенский собор, Потемкинский дворец (Дворец студентов), прядильный корпус суконной фабрики (хлебозавод № 1 на пр.К.Маркса, 106). Близки к классицизму 3-х этажный корпус Земской больницы (больница им.Мечникова), 2-я женская гимназия (военный госпиталь на ул.Комсомольской) и др. РУССКО-ВИЗАНТИЙСКИЙ СТИЛЬ, в котором были построены два крупнейших храма Екатеринослава (Троицкий и Успенс- кий), характерен монументальностью, пятиглавием, килеоб- разными очертаниями фронтонов (верхнего завершения стен), шлемовидными главами. С середины XIX века классическая застройка города насы- щается признаками других стилей. НЕОГОТИКА нашла отражение в стилевом решении Дома губернатора (угол проспекта и ул. Ленина), лютеранской кир- хи на пр. К. Маркса, жилого дома №3 по ул. Горького и др. Готический стиль появился в западноевропейской застройке XII–XVI веков и слабо распространен в православных странах Восточной Европы. Для екатеринославских зданий с чертами готического стиля общим является вертикальность отделки фа- садов, стрельчатые окна. МОДЕРН. К лучшим сооружениям в стиле модерн (с черта- ми классицизма) относятся Коммерческий клуб (ул.Дзержин- 37 ского, №23), здание Управления Екатерининской железной дороги и зимнего театра (до их реконструкции), жилой дом по ул.Комсомольской, № 7. Этот стиль был распространен в конце XIX – начале XX в.в. Характерными его чертами являются: использование криволинейных контуров оконных и дверных проемов, роскошь символических орнаментов и скульптуры, применение новых для того времени материалов и конструкций железобетона, металла. НЕОКЛАССИКА – стиль в архитектуре XX века, связанный с применением форм классицизма. В этом стиле построены здания исторического музея, многие здания по проектам ар- хитекторов Д. С. Скоробогатова, А. Л. Красносельского (см. в тексте книги), здания построенные в период с середины 1930-х гг. по 1954 год. КОНСТРУКТИВИЗМ. Распространился в застройке города в 1920-х – нач. 1930-х годов. Характерен строгостью и геометри- ческой чистотой форм при отсутствии декора. Лучшими зда- ниями этого стиля в Днепропетровске являются построенные в 1930 и 1931 годах корпуса строительного института и института инженеров железнодорожного транспорта. ЭКЛЕКТИКА – соединение в одном сооружении разнородных элементов, приемов, стилей. Характерна для переходных пери- одов, когда сохраняются два или несколько стилей, сменяющих друг друга по времени (большая часть застройки города). Характерной особенностью архитектурно-строительной школы Екатеринослава является формирование “кирпично- го стиля”, когда из кирпича со скульптурной пластичностью выполнялись колонны, полуколонны, оконные наличники, ка- пители, фронтоны (дома на ул. Харьковской,6, Серова,14, Самарского, 15,ул. Глинки, 15 и многие другие). Здания имели, как правило, неоштукатуренные фасады и благодаря декоративному кирпичному убранству выглядели разнообразно из-за применения профильного кирпича (лекаль- ного, радиального, облицовочного и т.д.) Здания «кирпичного стиля» в художественно–стилевом отно- шении относятся к эклектике, сочетая мотивы разных архитек- турных стилей. «Кирпичный стиль» господствовал в застройке Екатеринослава в 1880 – первой половине 1900 годов.

Многие здания Днепропетровска разрушаются или не используются по назначению, но при этом город постепенно насыщают модные новостройки.

ЦЫРК

Архитектор: П. Ниринберг, С. ЗубаревГод постройки: 1980Адрес: ул. Набережная Ленина, 33Опасность: постепенное разрушение

РЕЧНОЙ ВОКЗАЛ

Архитектор: В. ВеснинГод постройки: 1983Адрес: пл. Десантников, 1Опасность: здание не используется по назначению

КИНОТЕАТР «САЛЮТ»

Архитектор: О.Б. ПетровГод постройки: начало 1980-хАдрес: ул. Набережная Победы, 128Опасность: здание не используется по назначениюЛЕТНИЙ ТЕАТР ПАРКА ИМ. ЛАЗАРЯ ГЛОБЫ

Архитектор: О.Б. ПетровГод постройки: 1978Адрес: парк им. Лазаря ГлобыОпасность: постепенное разрушение

Мнения молодых архитекторов разделяются и не все уважительно относятся к памятникам архитектуры, есть даже такие что считают необходимым наполнить город новыми формами не ограничивая их существующей застройкой, но большинство все таки чтят историю города и в поисках компромисса не просто наполняют старую форму новым содержанием, а создают некое индивидуальное творение.

Вывод. Город создавался сотнями лет, наполняясь уникальными зданиями и рядовыми, он приобретал свою особенную архитектуру диктующую настроение города, и это касается не только Днепропетровска, а в принципе любого города на планете. Современные здания способны как обезличить, так и придать уникальность городу. Главное чтобы новое творение вписалось в общий ансамбль, не затмевая существующую архитектуру, подчеркивало и продолжало ритм этого города. Вместо того чтобы уничтожать уникальные здания, необходимо заполнить пробелы в застройке, создавать новое не вместо шедевра, а на пустырях заброшенных и превращенных в свалки, на месте хаотичного «самостроя» переполняющего город. Предоставить людям более качественную жилую и окружающую среду - вот первая и главная задача архитектора.

Просмотров работы: 731