Ломать сложившуюся архитектурную среду — это то же самое, что резать человека по живому. Вся эта погоня за наживой, за деньгами превращает наши улицы, наши архитектурные комплексы в безликие пространства. Туристы, посещающие наш город, в первую очередь любуются «застывшей музыкой» — архитектурой. Продолжается варварское уничтожение того, что еще можно было бы спасти.Такое отношение приводит к тому, что разрушается наша культура в целом, происходит эрозия сознания молодого поколения. Уже поэтому надо обращать внимание на вопросы сохранения архитектуры. Ведь культура — это часть экономики и политики.
Проблема.Сложившийся архитектурный образ города зачастую разрушается архитекторами не учитывающими стилистику и особенности общегородской застройки. В погоне за деньгами, или под давлением заказчика, или по причине не достатка знаний уничтожают архитектурное наследие.
Цель.Призвать архитекторов к сознательному подходу в застройке города, с учетом сложившегося образа и сохранению архитектурных памятников путем реставрации.
Объект исследования.Улицы Днепропетровска.
Задания работы.
- Изучить исторически складывающийся образ города.
- Изучить сложившееся состояние архитектурных ансамблей на сегодняшний день.
- Проанализировать мнения молодых архитекторов по вопросу сохранения архитектурных памятников.
Основная часть.
Днепропетровск имеет насыщенную архитектурную историю.
КЛАССИЦИЗМ. Екатеринослав возник в эпоху становления и расцвета русского классицизма и длительное время застраи- вался в соответствии с его канонами, заимствованными из анти- чной и древнеримской архитектуры. Завершенные архитектур- ные формы, парадность художественных образов достигаются четкостью и строгостью композиций, господством прямых линий фасадов в сочетании с колоннами, пилястрами, разной фак- турой стен нижних и верхних этажей, при этом первые этажи часто выполнены с рустовкой – расшивкой под грубо отесанную лицевую поверхность. Наиболее ясными сооружениями этого стиля являются Преображенский собор, Потемкинский дворец (Дворец студентов), прядильный корпус суконной фабрики (хлебозавод № 1 на пр.К.Маркса, 106). Близки к классицизму 3-х этажный корпус Земской больницы (больница им.Мечникова), 2-я женская гимназия (военный госпиталь на ул.Комсомольской) и др. РУССКО-ВИЗАНТИЙСКИЙ СТИЛЬ, в котором были построены два крупнейших храма Екатеринослава (Троицкий и Успенс- кий), характерен монументальностью, пятиглавием, килеоб- разными очертаниями фронтонов (верхнего завершения стен), шлемовидными главами. С середины XIX века классическая застройка города насы- щается признаками других стилей. НЕОГОТИКА нашла отражение в стилевом решении Дома губернатора (угол проспекта и ул. Ленина), лютеранской кир- хи на пр. К. Маркса, жилого дома №3 по ул. Горького и др. Готический стиль появился в западноевропейской застройке XII–XVI веков и слабо распространен в православных странах Восточной Европы. Для екатеринославских зданий с чертами готического стиля общим является вертикальность отделки фа- садов, стрельчатые окна. МОДЕРН. К лучшим сооружениям в стиле модерн (с черта- ми классицизма) относятся Коммерческий клуб (ул.Дзержин- 37 ского, №23), здание Управления Екатерининской железной дороги и зимнего театра (до их реконструкции), жилой дом по ул.Комсомольской, № 7. Этот стиль был распространен в конце XIX – начале XX в.в. Характерными его чертами являются: использование криволинейных контуров оконных и дверных проемов, роскошь символических орнаментов и скульптуры, применение новых для того времени материалов и конструкций железобетона, металла. НЕОКЛАССИКА – стиль в архитектуре XX века, связанный с применением форм классицизма. В этом стиле построены здания исторического музея, многие здания по проектам ар- хитекторов Д. С. Скоробогатова, А. Л. Красносельского (см. в тексте книги), здания построенные в период с середины 1930-х гг. по 1954 год. КОНСТРУКТИВИЗМ. Распространился в застройке города в 1920-х – нач. 1930-х годов. Характерен строгостью и геометри- ческой чистотой форм при отсутствии декора. Лучшими зда- ниями этого стиля в Днепропетровске являются построенные в 1930 и 1931 годах корпуса строительного института и института инженеров железнодорожного транспорта. ЭКЛЕКТИКА – соединение в одном сооружении разнородных элементов, приемов, стилей. Характерна для переходных пери- одов, когда сохраняются два или несколько стилей, сменяющих друг друга по времени (большая часть застройки города). Характерной особенностью архитектурно-строительной школы Екатеринослава является формирование “кирпично- го стиля”, когда из кирпича со скульптурной пластичностью выполнялись колонны, полуколонны, оконные наличники, ка- пители, фронтоны (дома на ул. Харьковской,6, Серова,14, Самарского, 15,ул. Глинки, 15 и многие другие). Здания имели, как правило, неоштукатуренные фасады и благодаря декоративному кирпичному убранству выглядели разнообразно из-за применения профильного кирпича (лекаль- ного, радиального, облицовочного и т.д.) Здания «кирпичного стиля» в художественно–стилевом отно- шении относятся к эклектике, сочетая мотивы разных архитек- турных стилей. «Кирпичный стиль» господствовал в застройке Екатеринослава в 1880 – первой половине 1900 годов.
Многие здания Днепропетровска разрушаются или не используются по назначению, но при этом город постепенно насыщают модные новостройки.
ЦЫРК
Архитектор: П. Ниринберг, С. ЗубаревГод постройки: 1980Адрес: ул. Набережная Ленина, 33Опасность: постепенное разрушение
РЕЧНОЙ ВОКЗАЛ
Архитектор: В. ВеснинГод постройки: 1983Адрес: пл. Десантников, 1Опасность: здание не используется по назначению
КИНОТЕАТР «САЛЮТ»
Архитектор: О.Б. ПетровГод постройки: начало 1980-хАдрес: ул. Набережная Победы, 128Опасность: здание не используется по назначениюЛЕТНИЙ ТЕАТР ПАРКА ИМ. ЛАЗАРЯ ГЛОБЫ
Архитектор: О.Б. ПетровГод постройки: 1978Адрес: парк им. Лазаря ГлобыОпасность: постепенное разрушение
Мнения молодых архитекторов разделяются и не все уважительно относятся к памятникам архитектуры, есть даже такие что считают необходимым наполнить город новыми формами не ограничивая их существующей застройкой, но большинство все таки чтят историю города и в поисках компромисса не просто наполняют старую форму новым содержанием, а создают некое индивидуальное творение.
Вывод. Город создавался сотнями лет, наполняясь уникальными зданиями и рядовыми, он приобретал свою особенную архитектуру диктующую настроение города, и это касается не только Днепропетровска, а в принципе любого города на планете. Современные здания способны как обезличить, так и придать уникальность городу. Главное чтобы новое творение вписалось в общий ансамбль, не затмевая существующую архитектуру, подчеркивало и продолжало ритм этого города. Вместо того чтобы уничтожать уникальные здания, необходимо заполнить пробелы в застройке, создавать новое не вместо шедевра, а на пустырях заброшенных и превращенных в свалки, на месте хаотичного «самостроя» переполняющего город. Предоставить людям более качественную жилую и окружающую среду - вот первая и главная задача архитектора.