ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ЗАНЯТИЯХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ И СПОРТОМ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ЗАНЯТИЯХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ И СПОРТОМ

Тимошкин В.В. 1
1УлГПУ имени И.Н.Ульянова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ЗАНЯТИЯХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ И СПОРТОМ

Тимошкин В.В.

УлГПУ имени И.Н.Ульянова

Ульяновск, Россия

THE USED OF INFORMATION TECHNOLOGIES AT THE LESSONS OF PHYSICAL CULTURE AND SPORTS

Timoshkin V. V.

ULSPU named after I. N. Ulyanov

Ulyanovsk, Russia

Современный период развития общества характеризуется сильным влиянием на него компьютерных технологий, которые проникают во все сферы человеческой деятельности, обеспечивают распространение информационных потоков в обществе, образуя глобальное информационное пространство. В условиях модернизации образования на современном этапе учебный процесс не может обходиться без опоры на информационно- коммуникационные и другие инновационные технологии 2. Все больше отмечается применение ИКТ на уроках и во внеурочной деятельности.

В последние годы термин «информационные технологии» часто выступает синонимом термина «компьютерные технологии», так как все информационные технологии в настоящее время так или иначе связаны с применением компьютера. Однако, термин «информационные технологии» намного шире и включает в себя «компьютерные технологии» в качестве составляющей. При этом, информационные технологии, основанные на использование современных компьютерных и сетевых средств, образуют термин «Современные информационные технологии».

И.В. Роберт под средствами современных информационных и коммуникационных технологий понимает программные, программно-аппаратные и технические средства, а так же устройства, функционирующие на базе микропроцессорной, вычислительной техники, а также современных средств и систем транслирования информации, информационного обмена, обеспечивающие операции по сбору, продуцированию, накоплению, хранению, обработке, передаче информации и возможность доступа к информационным ресурсам компьютерных сетей (в том числе глобальных) 1.

К средствам современных информационных и коммуникационных технологий относятся ЭВМ, ПЭВМ, комплекты терминального оборудования для ЭВМ всех классов, локальные вычислительные сети, устройства ввода-вывода информации, средства ввода и манипулирования текстовой и графической информацией, средства архивного хранения больших объемов информации и другое периферийное оборудование современных ЭВМ; устройства для преобразования данных из графической или звуковой формы представления данных в цифровую и обратно; средства и устройства манипулирования аудиовизуальной информацией (на базе технологий «Мультимедиа» и «Виртуальная реальность»); системы искусственного интеллекта; системы машинной графики, программные комплексы (языки программирования, трансляторы, компиляторы, операционные системы, пакеты прикладных программ и пр.) и др.; современные средства связи, обеспечивающие информационное взаимодействие пользователей как на локальном уровне (например, в рамках одной организации или нескольких организаций), так и глобальном (в рамках всемирной информационной среды).

В настоящее время применение ИКТ на уроках является неотъемлемой частью учебного процесса, однако еще не все могут это организовать. Неиспользование ИКТ на уроках объясняется недостаточным количеством оборудования в школе, отсутствием необходимых навыков у учителей или неумением применить ИКТ на своем уроке. Если первую проблему должна решать школа, то две последние – профессиональные образовательные учреждения 3.

Как правило, с отсутствием ИКТ мы встречаемся на уроках физической культуры. Специалисты в области физической культуры (М. Я. Виленский, Ю. А. Копылов, В. П. Лукьяненко и др.) отмечают, что традиционный урок физической культуры решает в основном две задачи – оздоровительную и тренирующую 2. Из-за недостаточности внимания к общеобразовательной направленности произошло его «выпадение» из системы общего образования; одновременно с этим задачи урока физической культуры решаются не в полном объеме, что сказывается на результативности физической культуры в школе. Учитывая современные требования образования, учитель должен развивать необходимые УУД. В образовательной практике многие трудности, с которыми учитель сталкивается во время проведения уроков физической культуры, связаны с недостаточным развитием у обучающихся УУД: нежелание слушать задание, понимать цель его выполнения, неумение работать в команде, группе; учащиеся не обращают внимание на ключевые моменты в изучаемом двигательном действии и не могут сравнивать с уже изученными движениями и др. В связи с этим, выполнение движения происходит не точно, детали техники игнорируются, либо находятся причины для невыполнения, что приводит к снижению качества образования по предмету.

Мы считаем, что применение ИКТ позволит повысить эффективность занятий физической культурой и спортом. Проникновение современных информационных технологий в сферу образования позволяет педагогам качественно изменить содержание, методы и организационные формы обучения по физической культуре. Целью этих технологий является усиление интеллектуальных возможностей учащихся в информационном обществе, а также гуманизация, индивидуализация процесса обучения и повышение качества обучения на всех ступенях образовательной системы.

Во- первых, уроки физической культуры включают большой объем теоретического материала, на который выделяется минимальное количество часов, поэтому использование современных информационных технологий позволит эффективно решить эту проблему. Это можно осуществить через разработку презентаций, обучающих видеороликов, проектную деятельность. Причем, этим может заниматься как учитель, так и ученики. Тем самым, привлекая их к самостоятельной исследовательской деятельности. Можно затронуть следующие темы: «Нормы ГТО», «История Олимпийских игр», «Виды спорта в России», «Олимпийские чемпионы». Кроме того, ИКТ позволяет реализовать себя ученикам с творческой стороны и проявить свои личные качества. Например, подготовить презентацию или видеоролик на тему «Мой любимый вид спорта».

Во- вторых, ИКТ можно использовать в организации контроля знаний учащихся: олимпиады, тестирования, викторины. Это позволит выяснить, как дети усваивают теоретический материал.

В- третьих, ИКТ упрощает сбор информации об учащихся, их показателях здоровья и т.д. Проведение компьютерной диагностики позволяет не только высвободить время, затрачиваемое на обработку данных, но и производить сравнение с результатами обучающихся предыдущего учебного года, делать определенные выводы.

С практической точки зрения ИКТ можно использовать в тренировочном процессе. В настоящее время разработаны и внедрены в учебный процесс обучающие системы по пулевой стрельбе, гимнастике, лыжному спорту, физиологии, спортивно-педагогическим дисциплинам, математической статистике, спортивной метрологии, биомеханике, восточным единоборствам.

Эффективность использования ИКТ на уроках физической культуры объясняется рядом факторов:

  • Наглядность;

  • Повышение интереса учащихся;

  • Разнообразие учебного материала;

  • Межпредметная связь;

  • Развитие творческого потенциала учащихся.

Мы считаем, что использование ИКТ приведет к повышению познавательной активности учащихся и их учебной мотивации. В дальнейшем это позволит достигать высоких результатов в процессе формирования необходимых УУД.

Литература:

  1. Бальсевич В. К. Основные положения Концепции интенсивного инновационного преобразования национальной системы физкультурно-спортивного воспитания детей, подростков и молодежи России / В. К. Бальсевич // Теория и практика физической культуры. - 2002. - № 3. – С.33-35.

  2. Баранов А. А. Формирование у подростков умения сотрудничать в процессе физкультурно-оздоровительных занятий / А. А. Баранов, М. Ю. Зайцева // Физическая культура. – 2006. - №5. – С. 15-18.

  3. Лукьяненко В. П. Концепция модернизации системы среднего физкультурного образования в России / В. П. Лукьяненко. – М.: Советский спорт, 2007. – 120с.

  4. Примерные программы основного общего образования. Физическая культура. – М.: Просвещение, 2010. – 64с.

  5. Федеральные государственные стандарты общего образования второго поколения. Пояснительная записка. – М.: Просвещение, 2008. – 14с.

Просмотров работы: 1492