Ценностные ориентации личности - одна из общенаучных проблем, исследуемых в настоящее время на философском, социальном, педагогическом, индивидуально-психологическом и социально-психологическом уровнях. Ее значимость определяется тем, что ценностные ориентации выполняют функции регуляторов человеческого поведения и всех видов человеческой деятельности.
Система ценностных ориентаций определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее отношений к окружающему миру, к другим людям, к себе самой, основу мировоззрения и ядро мотивации жизнедеятельности, основу жизненной концепции и «философии жизни». Таким образом, ценностные ориентации представляют собой общечеловеческие принципы, в соответствии с которыми строится поведение индивида в различных жизненных ситуациях. Ценностные ориентации можно обозначить как фундамент, определяющий качество жизни человека. Определение ценностных ориентаций позволяет выявить индивидуальную и групповую направленность на те или иные общечеловеческие ценности, цели и средства жизнедеятельности, выявить степень их значимости для человека и общую установку на определенный тип поведения.
Особую значимость в образовательном процессе приобретает решение вопросов о том, какой должна быть фундаментальная подготовка будущих специалистов, какую роль играют предметы гуманитарного цикла в становлении выпускников вузов как высококвалифицированных специалистов, способных выходить за рамки решения только узкопрофессиональных задач.
В исследованиях ценностных ориентаций К. В. Рубчевского, И. П. Селезнёвой, А. В. Соколова, И. А. Щербаковой и др. показано, что профессиональная деятельность влияет на иерархическую структуру ценностных ориентаций.
Мы поставили перед собой цель выявить уровень сформированности ценностных ориентаций студентов технического вуза и колледжа культуры и искусства. Была использована методика «Ценностные ориентации» М. Рокича, с помощью которой исследуются терминальные и инструментальные ценности.
Терминальные ценности - убеждения в том, что конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться; инструментальные - убеждения в том, что какой-то образ действий или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации. Это деление соответствует традиционному делению на ценности-цели и ценности-средства.
Анализ результатов показал, что студенты колледжа на первое место поставили «здоровье». А у студентов технического вуза «здоровье» имеет один из самых низких рангов, т. е. является незначимой на данный момент ценностью.
В число предпочитаемых ценностей у студентов колледжа входят свобода, независимость, интересная работа, активная жизнь, ответственность, аккуратность, жизнерадостность, воспитанность, терпимость к взглядам других и умение прощать другим их ошибки и заблуждения, широта взглядов.
У студентов-технарей предпочитаемыми являются богатство и власть - материальная и статусная составляющие деятельности, ее внешние признаки, а также непримиримость к недостаткам в себе и других.
Студенты технического вуза в иерархии инструментальных ценностей на последние места ставят широту взглядов, терпимость, чуткость, высокие запросы; студенты колледжа: твердую волю, исполнительность, непримиримость к недостаткам в себе и в других.
У студентов технического вуза и колледжа незначительные отличия в системе терминальных ценностей.
Таким образом, мы можем сделать вывод, что гуманитарная среда колледжа больше способствует развитию у студентов духовной составляющей. Поэтому в технических вузах большое внимание должно уделяться гуманитарным дисциплинам.