УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБУЧЕНИЯ ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБУЧЕНИЯ ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ

Земцов Д.В. 1
1Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Обучение обществознанию имеет фундаментальную роль в системе школьного образования. Особенностью этого предмета является то, что он включает в себя сферы жизни общества, с которыми ребенок непосредственно сталкивается в течение всей своей жизни. Это социология, которая позволяет ребенку осознать собственное месте в социуме, как взаимодействовать с другими людьми и быть самодостаточным членом общества, политология, которая позволяет ученику иметь представление о государственном устройстве, как протекают внешние и внутренние политические процессы и на каких принципах осуществляется власть, экономика – дает представление о мировых экономических процессах, что такое производство материальных благ и их распределение, духовная сфера – затрагивает различные формы общественного сознания, а также правовой блок, который дает представление о том, что такое закон, почему его нужно соблюдать и нельзя нарушать.

На данный момент система образования Российской Федерации претерпевает серьезные изменения, которые непосредственно касаются и учебно-методического обеспечения обучения обществознанию. Федеральный государственный образовательный стандарт обязателен к применению в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [1] и представляет собой перечень установок и требований к формированию учебного процесса, который основательно отличается от Государственного образовательного стандарта от 2004 года. Основными отличиями являются: преемственность образовательных программ, единство образовательного пространства и ориентация на универсальные учебные действия (УУД), В связи с этим на сегодняшний день стоит острая проблема соответствия учебно-методического комплекта (УМК) с Федеральным государственным образовательным стандартом, так как учебники, которыми обеспечены большинство Российских школ, этим стандартам не соответствуют, а обеспечение новыми учебниками является тяжелой задачей по ряду причин: во-первых, утверждение нового образовательного стандарта подразумевает под собой создание абсолютно нового методического комплекта, во-вторых, финансирования бюджетных образовательных организаций может не хватать для приобретения полного УМК. Исходя из этого, стоит вопрос о том, какой учебно-методический комплект лучше всего подходит для формирования учебного процесса в соответствии с ФГОС [2], для этого нам необходимо рассмотреть учебники по обществознанию, рекомендуемые к использованию, в соответствии с федеральным перечнем учебников.

Учебно-методический комплекс представляет собой сложную систему, состоящую из множества взаимосвязанных элементов [4]. Традиционное линейное взаимодействие между отдельными элементами внутри ядра или внутри каждой оболочки (например, учебник — рабочая тетрадь; учебник — книга для учителя и т.п.) в современном УМК дополняется радиальными связями с элементами вспомогательных и дополнительных ресурсов (например, рабочая программа — учебник — развивающие дидактические игры — интернет-ресурсы).

На основе этих связей возможно создание качественно новых продуктов. Учителя и методисты могут, например, соединять разные виды средств и источников, входящие в УМК, для разработки проблемно-тематических кейсов, документально-методических комплексов, рабочих листов и т.п., а школьники — становиться авторами персональных портфолио, информационных, творческих и исследовательских проектов.

Таким образом, современные УМК — это многокомпонентные образовательные конструкции, которые представляют школьникам возможность изучать разные учебные предметы в едином информационном поле, осваивать информационно-коммуникативные умения. Они также меняют роль и функции учителя: от носителя и транслятора информации — к организатору ИОС и учебной деятельности, и учащихся: от пассивного слушателя — к активному исследователю.

Рассмотрим структуру и содержание современных УМК более подробно.

Первый компонент УМК — нормативный — определяет цели и содержание образования с учетом запросов общества, государства и личности, а также уровня кадрового и материально-технического обеспечения общеобразовательных учреждений.

Второй компонент УМК — учебный — направлен на реализацию системно-интегративной функции УМК и отвечает за содержательное наполнение предмета или курсов, включает учебные пособия и материалы, необходимые для освоения программы на базовом или углубленном уровнях.

Сегодня учебник нового поколения позиционируется, в первую очередь, как основа формирования навыков самообразования, инструмент организации активной познавательной деятельности учащихся, средство демонстрации применения новых технологий, которые мотивируют школьника на обновление знаний в соответствии со своими потребностями. Учебник будущего — это система дифференцированных заданий по поиску, анализу и обобщению учебной информации, представленной в различной форме (текстовой, иллюстративной, графической, статистической и др.) на различных носителях (печатных, электронных).

По мнению А.В. Хуторского, учебник — это комплексная информационно-деятельностная модель образовательного процесса, происходящего в рамках соответствующей дидактической системы и включающего необходимые условия для его осуществления.

Учебник нового поколения трансформируется в новую конструкцию (модульный, электронный учебник и т. д.), обеспечивающую ему более успешное решение задач, поставленных перед школой в условиях открытой информационной среды. Например, в модульном учебнике каждый блок содержания представлен по минимуму, а в специальных приложениях дан расширенный и углубленный учебный материал. Возможности электронного учебника состоят в расширении информационного поля ученика, организации диалога, внедрении системы тренингов и контроля, подвижности информации: перемещения, компоновка, моделирование и пр.

Вторым элементом учебного компонента УМК является рабочая тетрадь на печатной основе, под которой понимается разновидность учебного пособия с заданиями для самостоятельной работы в ней учащихся. Тетрадь выполняет функции управления самостоятельной деятельностью, методической помощи в формировании учебных умений и навыков, интеграции элементов УМК (в первую очередь: программа — учебник — тетрадь).

В учебном компоненте УМК появились электронные тренажеры [5], специальные цифровые издания, позволяющие учить школьников выполнять действия, необходимые для формирования специальных и метапредметных умений с помощью информационно-компьютерных технологий.

Как дополнение к учебнику в учебный компонент входит также хрестоматия (книга для чтения). Хрестоматией (от греч. «полезный» и «учиться») традиционно называется учебная книга, представляющая собой сборник системно подобранных материалов по какой-либо отрасли знания — художественных, мемуарных, научных, публицистических произведений или отрывков из них, а также различных документов. Как правило, материалы подбираются в соответствии с целями учебного предмета. Содержание хрестоматии предназначено, в первую очередь, для самостоятельного расширения кругозора школьников, индивидуальных заданий, подготовки рефератов, сообщений на конференциях, предметных вечерах, неделях, заседаниях кружка, для повторения при подготовке к зачетам и контрольным работам, экзаменам. Все это помогает осуществлять дифференцированный подход в обучении.

Самыми распространенными вспомогательными элементами учебного компонента УМК являются дидактические материалы, содержащие исходную информацию в самых разных видах (карты, таблицы, наборы карточек с текстом, цифрами или рисунками, реактивы, модели и т. п.), на основе которой учащиеся конструктивно работают над учебными и игровыми задачами. Дидактические материалы бывают демонстрационными и раздаточными, поскольку рассчитаны на непосредственную работу с ними самих школьников на самых разных этапах обучения: при изучении и закреплении нового учебного материала, для самоконтроля и т.д.

Кроме этого, в учебном компоненте УМК можно выделить группу дополнительных ресурсов, к которым относятся энциклопедии, художественная и научно-популярная литература, развивающие игры, пособия для поступающих в вузы, Интернет-курсы, коллекции видео- и фотоматериалов, натуральные объекты, экспонаты музеев, материалы СМИ (ТВ, газеты, журналы и др.). Дополнительные и вспомогательные ресурсы учебного компонента должны соотноситься с программой и концепцией (нормативный компонент).

Основным элементом методического компонента УМК является методическое пособие. В соответствии с поставленной целью и определенными условиями оно предлагает учителям рекомендации по изучению курса на обязательных или факультативных занятиях, на базовом или углубленном уровне и т.п. В состав большинства пособий включаются тематическое планирование, рекомендации к отдельным урокам, справочные и занимательные материалы. Это самые важные материалы, обеспечивающие методическую поддержку педагога. В состав некоторых методических пособий включаются также дидактические материалы, список литературы, словарь. Дидактические материалы представлены разнопланово: в одних случаях это занимательные игры, вопросы викторины, опорные логические схемы, картосхемы, дидактические игры и кроссворды, в других — рекомендуемые формы организации обучения, карточки с заданиями разного уровня сложности.

Таким образом, УМК нового поколения как компонент информационно-образовательной среды изменился не только количественно и содержательно. Он сохранил трехуровневую структуру: инвариантное ядро и две вариативные оболочки. В нем сделан акцент на взаимосвязи, взаимопроникновении и взаимодействии основных элементов, вспомогательных и дополнительных ресурсов в таких комбинациях и пропорциях, которые отвечают специфике учебно-воспитательного процесса в конкретных образовательных учреждениях. УМК нового поколения позволяет педагогу учесть уровень подготовки и образовательные запросы школьников. Его применение обеспечивает проектирование индивидуальных образовательных траекторий в условиях информационно-открытого мира.

Современный УМК является навигатором в образовательной среде, показывая педагогам и школьникам взаимосвязь образовательных ресурсов, которые могут быть привлечены для изучения темы, раздела, учебного курса в целом. Инструментами (внешними символами) этих взаимосвязей являются прямые ссылки и указатели в учебных пособиях на другие элементы УМК [4].

В соответствии с ФГОС, УМК по обществознанию должны быть построены так, чтобы учебный процесс позволял в полной мере раскрывать функцию системно-деятельностного подхода, предполагающего, что знания дети добывают самостоятельно [3]. Это приводит к тому, что мы развиваем полноценную личность, способствуя процессу социализации, которая в полном объеме сможет взаимодействовать с другими людьми и самосовершенствоваться. Одной из особенностей нового стандарта, является использование универсальных учебных действий (УУД). Универсально-учебные действия – это компонент образовательного процесса, функция которого научить учиться, то есть, способность учащегося самостоятельно организовывать учебную деятельность. Этому понятию уделяется на данный момент очень много внимания преподавателей, так как для создания учебного процесса им необходимо прописывать в технологическую карту, какие именно УУД формируются на конкретном уроке. Виды УУД [2]:

­ Познавательные – умение обозначить проблему, поставить учебную задачу и найти способ ее решить;

­ Личностные – предполагает ценностную ориентацию ученика и его нравственно-этическое оценивание;

­ Коммуникативные – умение работать в коллективе;

­ Регулятивные – целеполагание, планирование учебной деятельности и составление плана.

Исходя из этого, новый учебник должен соответствовать определенным критериям:

1. Он должен учитывать психологические особенности учащегося. Содержание учебника, в соответствии классом, должно быть написано языком, понятным для ученика, исключая сложную научную терминологию и теоретику, которую школьники не в состоянии усвоить;

2. Учебник должен обладать мотивирующими возможностями, определять, какие вопросы он должен оставлять открытыми, он не должен отвечать на все вопросы, мотивируя учащегося отвечать на них самостоятельно и вовлекать его в активную деятельность по решению задач;

3. Учебник должен обладать развивающими возможностями, включая в себя: хорошие иллюстрации, карты, интересные задания, чтобы ученикам можно было наглядно воспринимать материал и развивать мышление.

Таким образом, учебник должен представлять собой инструмент, позволяющий учителю достойно организовать учебную деятельность в соответствии с Федеральным образовательным стандартом.

В связи с активными преобразованиями Российской системы образования и введением нового Федерального образовательного стандарта, УМК по обществознанию в современной школе должны соответствовать ряду определенных критериев. Организация учебного процесса должна учитывать возрастные особенности учеников, не перегружая содержание терминологией и теорией, которые ученики не смогут усвоить; учебник должен быть интересным и побуждать ученика на самостоятельную работу и мотивировать его на саморазвитие, ставя перед ним открытые вопросы, а также оформление учебника должно быть устроено так, чтобы максимально точно раскрывать содержание учебника в такой форме, в которой ученику будет интересно воспринимать информацию и легче усваивать, а также соблюдать преемственность всей учебной программы, чтобы обучаемый усваивал знания в единую, целостную и взаимосвязанную систему. УМК должен быть инструментом учителя для эффективной организации учебного процесса, поэтому помимо учебника в УМК входят: рабочие программы, электронные пособия, атласы, хрестоматии, рабочие тетради, словари.

К этим требованиям лучше всего подходят учебники издательства «Просвещение». На официальном сайте издательства «Просвещение» в открытом доступе есть список документов, входящих в перечень учебно-методического обеспечения к учебнику и примерная рабочая программа по работе с учебником.

В качестве вывода, можно сказать, что УМК по обществознанию под издательством «Просвещение», является средством педагога для осуществления педагогической деятельности, полностью соответствующий требованиям ФГОС, однако, нельзя полностью полагаться на учебник, не учитывая профессиональный уровень преподавателя по обществознанию, так как компетенции педагогического работника должны быть на достаточно высоком уровне, чтобы организовать образовательный процесс, в полном объеме раскрывая содержание УМК, который, в свою очередь, является лишь инструментом педагога.

Список литературы:
  1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012г. № 273-ФЗ (в ред. от 31.12.2014 № 519-ФЗ).//СЗ РФ. – 05.01.2015. – № 1 (часть I). – Ст. 72

  2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. №413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования» //Российская газета. - 2012. - № 5812

  3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. №1897 «Об утверждении Федерального Государственного Образовательного Стандарта основного общего образования» //Российская газета. – 2010 г. - №34.

  4. Паневина Г.Н. Учебно-методический комплекс как историко-педагогический феномен. — Хабаровск: ХК ИРО, 2011

  5. Теоретические и методические основы преподавания права в школе: курс лекций. / под ред.В. В. Спасской. - М.: Новый учебник, 2002. - с.225

  6. Хуторской А.В. Место учебника в дидактической системе // Педагогика, М.: 2005, № 4, С. 13.

Просмотров работы: 3353