BIM-ТЕХНОЛОГИИ В КОНТЕКСТЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

BIM-ТЕХНОЛОГИИ В КОНТЕКСТЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ

Кондакова Ю.В. 1, Бочкарев Д.Н. 1
1ФГБОУ ВПО УралГАХА
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

BIM-ТЕХНОЛОГИИ В КОНТЕКСТЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ

Ю.В. Кондакова,

к.ф.н., профессор каф. социальных наук УралГАХА, Екатеринбург

[email protected]

Д. Н. Бочкарев,

студент факультета архитектуры УралГАХА, Екатеринбург

[email protected]

BIM-TECHNOLOGY IN THE SCOPE OF SOCIOLOGICAL KNOWLEDGE

Ms. Yulia V. Kondakova,

Candidate of Philology, professor of the Department of Social Sciences, USAAA, Ekaterinburg

[email protected]

Mr. Dmitry N. Bochkarev,

Student of Architectural faculty, USAAA, Ekaterinburg

[email protected]

В течение последних сорока лет в мире в проектной среде архитекторов, инженеров и производителей наблюдается тенденция расширения влияния и совершенствования BIM-технологий. В России данное направление начало позиционироваться как высокоорганизованный уровень развития проектирования лишь 4-5 лет назад. Это связано с тем, что в нашей стране уровень обновления программ для проектирования еще недостаточно высок, а также во многом и с тем, что имеет место недостаточность стремления работников и работодателей активно переходить к более совершенным методам проектирования.

В современных условиях требуется создание уже не просто проекта возводимого здания, а содержащей всю необходимую информацию модели объекта, которая может быть востребована в течение всего периода его существования. Причем эта модель должна быть не выполненным с помощью компьютера аналогом обычного картонного макета, дающего представление о формах объекта и его пространственной композиции, а полноценной виртуальной копией здания со всей его «начинкой», с количественными геометрическими и технологическими характеристиками конструкций, материалов и оборудования. Следует также отметить, что «все данные об объекте должны быть не просто собраны воедино (например, в виде некой таблицы или справочника), а являться параметрами модели, корректировка которых с учетом существующих между ними зависимостей влечет за собой автоматическое изменение всей модели» [1].

История BIM-технологий, как отмечает В.В. Талапов, один из самых авторитетных специалистов в этой области в России, начинается с конца ХХ - начала XXI вв. Этот период связан с бурным развитием информационных технологий, ознаменовался появлением принципиально нового подхода в архитектурно-строительном проектировании, заключающемся в создании компьютерной модели нового здания, несущей в себе все сведения о проектируемом объекте. Это стало своеобразной реакцией человека на кардинально изменившуюся информационную насыщенность окружающей нас жизни. В современных условиях стало невозможно эффективно обрабатывать прежними средствами обрушившийся на проектировщиков поток информации, предваряющей и сопровождающей само проектирование. С каждым годом информации становится всё больше, что усложняет работу проектировщиков обычным способом.

Следует отметить, что поток этой информации не прекращается даже после того, как здание уже спроектировано и построено, поскольку объект вступает в стадию эксплуатации, происходит его взаимодействие с другими объектами и окружающей средой, то есть начинается «активная стадия жизни» здания. Таким образом, «возникшая в результате реакции на сложившееся положение концепция информационного моделирования здания – это намного больше, чем просто новый метод в проектировании. Это также принципиально иной подход к возведению, оснащению, обеспечению эксплуатации и ремонту здания, к управлению жизненным циклом объекта, включая его экономическую составляющую, к управлению окружающей нас рукотворной средой обитания» [1]. Это изменившееся отношение к зданиям и сооружениям со стороны проектировщиков, строителей и заказчиков. Наконец, это новый взгляд на окружающий мир и переосмысление способов воздействия человека на него. [2]

Обратим внимание и на то, что «подход к проектированию зданий через их информационное моделирование предполагает прежде всего сбор и комплексную обработку в процессе проектирования всей архитектурно-конструкторской, технологической, экономической и иной информации о здании со всеми ее взаимосвязями и зависимостями, когда здание и все, что имеет к нему отношение, рассматриваются как единый объект». [3] Правильное определение этих взаимосвязей, а также точная классификация деталей здания, хорошо организованное структурирование и достоверность используемых данных – залог успеха информационного моделирования.

Если внимательно приглядеться, то нетрудно увидеть, что при такой концепции принципиальные решения по проектированию снова остаются в руках человека, а компьютер опять выполняет лишь порученную ему техническую функцию по обработке, хранении и систематизации информации. Но главное отличие нового подхода от прежних методов проектирования заключается в том, что возникающий объем этой технической работы, выполняемой компьютером, носит принципиально иной характер, и человеку самому с ним уже не справиться. [3]

Современная ситуация ставит перед проектировщиками зданий и сооружений новые задачи и предъявляет совершенно иные, ранее не возникавшие требования. Можно перечислить ключевые из ряда тех, которые в своих публикациях приводит В.В. Талапов:

  • широкомасштабная реконструкция или реставрация ранее построенных объектов;

  • высокие темпы строительства и необходимость быстрого проектирования новых или реконструируемых объектов;

  • высокая насыщенность новых зданий и окружающей их инфраструктуры инженерными коммуникациями и оборудованием, высокая плотность строительства

  • возрастающая важность юридического обеспечения проекта и увеличение объема рабочей документации;

  • необходимость энергоэффективного и экологичного проектирования с учетом постоянно возрастающих требований к создаваемым объектам, а также появления новых технологий и материалов;

  • необходимость рассчитывать при проектировании нового объекта его эксплуатационные (прежде всего экономические) характеристики;

  • высокая информационная насыщенность зданий, широкое распространение и внедрение в строительную практику концепции «умного дома»;

  • необходимость быстрого и эффективного поиска, а также квалифицированного заказа оборудования, необходимого для оснащения здания; оптимизация проекта по различным видам параметров;

  • потребность сделать само проектирование менее затратным и более эффективным, более гибким и устойчивым к кризисным явлениям в экономике.

Все перечисленное приводит к пониманию, что в современных условиях требуется уже не простой проект здания, а содержащая всю необходимую информацию модель объекта, которая может быть востребована в любой момент времени: от начала проектирования, до сноса или реконструкции здания. [3]

Что касается содержания, то сегодня информационная модель здания — это хорошо скоординированная, согласованная, взаимосвязанная, поддающаяся расчетам и анализу, имеющая геометрическую привязку числовая информация о проектируемом или уже существующем объекте, которая используется для:

  • принятия конкретных проектных решений;

  • создания высококачественной проектной документации;

  • предсказания эксплуатационных качеств объекта;

  • составления смет и строительных планов;

  • заказа и изготовления материалов и оборудования;

  • управления возведением здания;

  • управления и эксплуатации самого здания и средств технического оснащения в течение всего жизненного цикла;

  • управления зданием как объектом коммерческой деятельности;

  • проектирования и управления реконструкцией или ремонтом здания;

  • сноса и утилизации здания; иных связанных со зданием целей.

Другими словами, BIM — это всё имеющееся числовое описание и нужным образом организованная информация об объекте, используемая как на стадии проектирования и строительства, так и в период его эксплуатации и даже сноса здания. [3]

Универсальность и эффективность BIM как нового подхода к проектированию зданий, гарантирует ему в ближайшем будущем определяющее положение в архитектурно-строительной отрасли. Многие известные архитекторы используют BIM-технологии, как метод архитектурного проектирования, а архитектурные бюро активно внедряют BIM-технологии в свою структуру для проектирования. Среди них, к примеру, известный португальский архитектор Луис Ребелео де Андраде, который проектирует и строит экологически устойчивые здания. Луис Ребелео де Андраде и его бюро использует в проектировании BIM-технологии, так как он считает, что они реализуют энергоэффективное и экологичное проектирование с учетом постоянно возрастающих требований к создаваемым объектам.

Тем не менее, несмотря на явное наличие объективных положительных факторов использования BIM-технологий в проектировании, это не гарантирует возможность скорого перехода проектно-строительной отрасли на технологию BIM. Большое значение имеют также качество и сроки внедрения этих технологий в отрасль, причем эта проблема носит интернациональный характер. [4]. Как и всякое новое дело, массовое внедрение технологии информационного моделирования зданий в проектно-строительную практику – процесс длительный, сложный и противоречивый. Поэтому он в основном проходит по общим для таких процессов законам, и в итоге обречен на победу. Вопрос только во времени. А времени с начала внедрения информационного моделирования прошло сравнительно немного – ведь еще десять лет назад широкие массы проектировщиков даже не слышали термина BIM.

Обратимся к исследованиям, проведенным компанией McGraw-Hill Construction. При его проведении совершенно логично все опрошенные делились на начинающих пользователей и тех, кто уже имеет хороший опыт работы с BIM (так называемых «экспертов»). У этих двух категорий сотрудников попытались выяснить, насколько, по их мнению, технология BIM эффективна для работы самого специалиста. Полученная разница в ответах весьма показательна и говорит сама за себя (Рис.1).

Рис.1. Различие в осознании эффективности BIM для собственной работы начинающими пользователями и «экспертами».

И это еще раз наводит на мысль о том, что при внедрении BIM желательно в помощь персоналу привлекать более опытных пользователей или BIM-консультантов - их услуги полностью себя оправдают.

Так как «в строительной отрасли усиливается тенденция к внедрению IPD, университеты США стали реализовывать такое обучение, которое дает студентам понимание концепции IPD и возможностей технологии, предоставляя практический опыт междисциплинарного проектирования и совместной работы с использованием программного обеспечения для BIM» [2]. Подобные спецкурсы дают возможность студентам изучать междисциплинарное проектирование, совершенствуя при этом навыки профессиональной коммуникации и командообразования.

В 2015 году в УралГАХА среди студентов 3 курса факультета архитектуры было проведено анкетирование на предмет знакомства с BIM-технологиями и желание использовать эти технологии в учебном, а затем и в рабочем проектировании. Ниже представлены таблицы и выводы по проведённому исследованию.

Вопрос №1:

Формулировка:

Знаете ли Вы что такое ГОСТы?

 

Ответы:

Да, дают верное, точное определение

62%

 

Да, но дают неточное определение

24%

 

Нет

14%

Вопрос №2:

Формулировка:

Вы знаете, что такое BIM-технологии?

 

Ответы:

Да, дают верное, точное определение

32%

 

Да, но дают неточное определение

4%

 

Нет

64%

Вопрос №3:

Формулировка:

Знаете ли Вы программы, работающие

с BIM - технологиями?

 

Ответы:

Да

40%

 

Нет

60%

Вопрос №4:

Формулировка:

Как Вы считаете, BIM-технологии это новое или «Запад» повторяет успехи СССР?

 

Ответы:

  1. Да, я абсолютно уверен в том, что западные страны полностью скопировали эти технологии у СССР;

6%

 

б) Да, я уверен в том, что западные страны скопировали эти технологии у СССР как основу, но качественно переработали их для современного времени. Это необходимость развития;

30%

 

в) Нет, я считаю, что BIM-технологии - это качественно новое явление в строительной индустрии. Глупо обвинять другие страны в плагиате;

32%

 

г) У меня есть своя точка зрения. Я считаю…

32%

Вопрос №5:

Формулировка:

Хотели бы Вы использовать BIM-технологии в проектировании?

 

Ответы:

  1. Да, конечно. Это очень удобно. Это качественно новый метод проектирования;

52%

 

б) Нет. Мне это не нужно. Я за «классику»;

20%

 

в) Да, так как…

14%

 

г) Нет, так как…

14%

Вопрос №6:

Формулировка:

Знаете ли Вы архитекторов или проектные мастерские, работающие с этими технологиями?

 

Ответы:

а)Да, конечно.

16%

 

б)Нет. Я этим не интересовался/интересовалась

84%

В целом, по результатам анкетирования можно твёрдо сказать, что BIM-технологии набирают популярность среди студентов 3 курса факультета архитектуры УралГАХА. Студенты интересуются этими программами, но к сожалению, не владеют ими. Это связано во многом с их малодоступностью. Немногие образовательные центры проводят спецкурсы по обучению использованию этих программ, данные курсы не всегда ориентированы на студентов, наблюдается и невовлеченность студентов в инновационное проектирование, ориентация большей степени на классическое (ручное) или устоявшееся (вычерчивание по отдельности всех деталей проекта) проектирование. «Выходом из тупика» послужило бы открытие курсов или включение в образовательный процесс обучение BIM-технологиям в рамках спецкурсов или таких дисциплин, как «Основы профессиональных коммуникаций (цифровые средства)».

Сейчас BIM-технологи успешно пропагандируются по всему миру в различных отраслях, например: архитектурное проектирование, инженерия, строительство, производство и т.д. В 2015 году Министерство строительства Российской Федерации начало разработку программ по внедрению BIM-технологий в проектирование гражданских и промышленных зданий. Кроме того, в 2015 г. на сайте Министерства опубликовано постановление, что с 2017 г. часть государственного заказа на проектно-изыскательские работы планируется выполнять с использованием технологий информационного моделирования зданий (Building Information Modeling), что даст толчок внедрению BIM-технологий в проектирование и строительство. Пожалуй, это станет дополнительной мотивацией к изучению BIM-технологий молодыми специалистами в ВУЗе, чтобы в будущем развитие строительных технологий в России набирало темпы роста.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Владимир Талапов. BIM: что под этим обычно понимают. / В. Талапов — URL: http://isicad.ru/ru/articles.php?article_num=14078. (Дата обращения: 01.11.15).

  2. Владимир Талапов. Информационное моделирование зданий — современное понимание. / В. Талапов. — URL: http://www.cadmaster.ru/magazin/articles/cm_54_info_model_build.html.

(Дата обращения: 01.11.15).

  1. Талапов, В., Золотов, А. Технология BIM – инструмент для интегрированного выполнения проекта / В. Талапов, А.Золотов — URL: http://www.moluch.ru/information/biblio/ (дата обращения: 10.01.2016).

  2. Александр Бауск. Менее оптимистичный взгляд на BIM. / А. Бауск — URL: http://dwg.ru/pub/46. (Дата обращения: 01.11.15).

  3. Владимир Талапов. Что влияет на внедрение BIM в России. / В. Талапов. — URL: http://dwg.ru/pub/39. (Дата обращения: 01.11.15).

  4. Вадим Кормильцын. Десть лучших архитектурных проектов 2013 года – результаты голосования «ArchDaily. / В. Кормильцын. — URL: http://starsbrandsmagazine.com/desyat-luchshix-arxitekturnyx-proektov-2013-goda-rezultaty-golosovaniya-archdaily/.

(Дата обращения: 01.11.15).

  1. Официальный сайт Министерства строительства Российской Федерации. С 2017 года часть госзаказов на проектирование планируется перевести на BIM-технологии. — URL:

http://www.minstroyrf.ru/press/s-2017-goda-chast-goszakazov-na-proektirovanie-planiruetsya-perevesti-na-bim-tekhnologii/. (Дата обращения: 22.10.15).

  1. Талапов. В.В. Основы BIM: введение в информационное моделирование, 2011, Москва, Издательство ДМК Пресс.

  2. Тощенко Ж.Т. Социология: учебник для студентов, обучающихся по направлению подготовки бакалавров и магистров «Социология», 2012, Москва, Юнити.

  3. Тоффлер А. Футурошок. СПб.: Лань, 1997г.

  4. Технология BIM для архитекторов: Autodesk Revit Architecture 2010. Официальный учебный курс. Autodesk, Inc. All right reserved, 2010, Москва, Издательсво ДМК Пресс.

  5. Эдвард Голдберг. Для архитекторов: Revit Architecture 2009/2010. Самоучитель по технологии BIM. Перевод Талапов В.В., 2010, Москва, Издательство ДМК Пресс.

Просмотров работы: 995