BIM-ТЕХНОЛОГИИ В КОНТЕКСТЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ
Ю.В. Кондакова,
к.ф.н., профессор каф. социальных наук УралГАХА, Екатеринбург
Д. Н. Бочкарев,
студент факультета архитектуры УралГАХА, Екатеринбург
BIM-TECHNOLOGY IN THE SCOPE OF SOCIOLOGICAL KNOWLEDGE
Ms. Yulia V. Kondakova,
Candidate of Philology, professor of the Department of Social Sciences, USAAA, Ekaterinburg
Mr. Dmitry N. Bochkarev,
Student of Architectural faculty, USAAA, Ekaterinburg
В течение последних сорока лет в мире в проектной среде архитекторов, инженеров и производителей наблюдается тенденция расширения влияния и совершенствования BIM-технологий. В России данное направление начало позиционироваться как высокоорганизованный уровень развития проектирования лишь 4-5 лет назад. Это связано с тем, что в нашей стране уровень обновления программ для проектирования еще недостаточно высок, а также во многом и с тем, что имеет место недостаточность стремления работников и работодателей активно переходить к более совершенным методам проектирования.
В современных условиях требуется создание уже не просто проекта возводимого здания, а содержащей всю необходимую информацию модели объекта, которая может быть востребована в течение всего периода его существования. Причем эта модель должна быть не выполненным с помощью компьютера аналогом обычного картонного макета, дающего представление о формах объекта и его пространственной композиции, а полноценной виртуальной копией здания со всей его «начинкой», с количественными геометрическими и технологическими характеристиками конструкций, материалов и оборудования. Следует также отметить, что «все данные об объекте должны быть не просто собраны воедино (например, в виде некой таблицы или справочника), а являться параметрами модели, корректировка которых с учетом существующих между ними зависимостей влечет за собой автоматическое изменение всей модели» [1].
История BIM-технологий, как отмечает В.В. Талапов, один из самых авторитетных специалистов в этой области в России, начинается с конца ХХ - начала XXI вв. Этот период связан с бурным развитием информационных технологий, ознаменовался появлением принципиально нового подхода в архитектурно-строительном проектировании, заключающемся в создании компьютерной модели нового здания, несущей в себе все сведения о проектируемом объекте. Это стало своеобразной реакцией человека на кардинально изменившуюся информационную насыщенность окружающей нас жизни. В современных условиях стало невозможно эффективно обрабатывать прежними средствами обрушившийся на проектировщиков поток информации, предваряющей и сопровождающей само проектирование. С каждым годом информации становится всё больше, что усложняет работу проектировщиков обычным способом.
Следует отметить, что поток этой информации не прекращается даже после того, как здание уже спроектировано и построено, поскольку объект вступает в стадию эксплуатации, происходит его взаимодействие с другими объектами и окружающей средой, то есть начинается «активная стадия жизни» здания. Таким образом, «возникшая в результате реакции на сложившееся положение концепция информационного моделирования здания – это намного больше, чем просто новый метод в проектировании. Это также принципиально иной подход к возведению, оснащению, обеспечению эксплуатации и ремонту здания, к управлению жизненным циклом объекта, включая его экономическую составляющую, к управлению окружающей нас рукотворной средой обитания» [1]. Это изменившееся отношение к зданиям и сооружениям со стороны проектировщиков, строителей и заказчиков. Наконец, это новый взгляд на окружающий мир и переосмысление способов воздействия человека на него. [2]
Обратим внимание и на то, что «подход к проектированию зданий через их информационное моделирование предполагает прежде всего сбор и комплексную обработку в процессе проектирования всей архитектурно-конструкторской, технологической, экономической и иной информации о здании со всеми ее взаимосвязями и зависимостями, когда здание и все, что имеет к нему отношение, рассматриваются как единый объект». [3] Правильное определение этих взаимосвязей, а также точная классификация деталей здания, хорошо организованное структурирование и достоверность используемых данных – залог успеха информационного моделирования.
Если внимательно приглядеться, то нетрудно увидеть, что при такой концепции принципиальные решения по проектированию снова остаются в руках человека, а компьютер опять выполняет лишь порученную ему техническую функцию по обработке, хранении и систематизации информации. Но главное отличие нового подхода от прежних методов проектирования заключается в том, что возникающий объем этой технической работы, выполняемой компьютером, носит принципиально иной характер, и человеку самому с ним уже не справиться. [3]
Современная ситуация ставит перед проектировщиками зданий и сооружений новые задачи и предъявляет совершенно иные, ранее не возникавшие требования. Можно перечислить ключевые из ряда тех, которые в своих публикациях приводит В.В. Талапов:
широкомасштабная реконструкция или реставрация ранее построенных объектов;
высокие темпы строительства и необходимость быстрого проектирования новых или реконструируемых объектов;
высокая насыщенность новых зданий и окружающей их инфраструктуры инженерными коммуникациями и оборудованием, высокая плотность строительства
возрастающая важность юридического обеспечения проекта и увеличение объема рабочей документации;
необходимость энергоэффективного и экологичного проектирования с учетом постоянно возрастающих требований к создаваемым объектам, а также появления новых технологий и материалов;
необходимость рассчитывать при проектировании нового объекта его эксплуатационные (прежде всего экономические) характеристики;
высокая информационная насыщенность зданий, широкое распространение и внедрение в строительную практику концепции «умного дома»;
необходимость быстрого и эффективного поиска, а также квалифицированного заказа оборудования, необходимого для оснащения здания; оптимизация проекта по различным видам параметров;
потребность сделать само проектирование менее затратным и более эффективным, более гибким и устойчивым к кризисным явлениям в экономике.
Все перечисленное приводит к пониманию, что в современных условиях требуется уже не простой проект здания, а содержащая всю необходимую информацию модель объекта, которая может быть востребована в любой момент времени: от начала проектирования, до сноса или реконструкции здания. [3]
Что касается содержания, то сегодня информационная модель здания — это хорошо скоординированная, согласованная, взаимосвязанная, поддающаяся расчетам и анализу, имеющая геометрическую привязку числовая информация о проектируемом или уже существующем объекте, которая используется для:
принятия конкретных проектных решений;
создания высококачественной проектной документации;
предсказания эксплуатационных качеств объекта;
составления смет и строительных планов;
заказа и изготовления материалов и оборудования;
управления возведением здания;
управления и эксплуатации самого здания и средств технического оснащения в течение всего жизненного цикла;
управления зданием как объектом коммерческой деятельности;
проектирования и управления реконструкцией или ремонтом здания;
сноса и утилизации здания; иных связанных со зданием целей.
Другими словами, BIM — это всё имеющееся числовое описание и нужным образом организованная информация об объекте, используемая как на стадии проектирования и строительства, так и в период его эксплуатации и даже сноса здания. [3]
Универсальность и эффективность BIM как нового подхода к проектированию зданий, гарантирует ему в ближайшем будущем определяющее положение в архитектурно-строительной отрасли. Многие известные архитекторы используют BIM-технологии, как метод архитектурного проектирования, а архитектурные бюро активно внедряют BIM-технологии в свою структуру для проектирования. Среди них, к примеру, известный португальский архитектор Луис Ребелео де Андраде, который проектирует и строит экологически устойчивые здания. Луис Ребелео де Андраде и его бюро использует в проектировании BIM-технологии, так как он считает, что они реализуют энергоэффективное и экологичное проектирование с учетом постоянно возрастающих требований к создаваемым объектам.
Тем не менее, несмотря на явное наличие объективных положительных факторов использования BIM-технологий в проектировании, это не гарантирует возможность скорого перехода проектно-строительной отрасли на технологию BIM. Большое значение имеют также качество и сроки внедрения этих технологий в отрасль, причем эта проблема носит интернациональный характер. [4]. Как и всякое новое дело, массовое внедрение технологии информационного моделирования зданий в проектно-строительную практику – процесс длительный, сложный и противоречивый. Поэтому он в основном проходит по общим для таких процессов законам, и в итоге обречен на победу. Вопрос только во времени. А времени с начала внедрения информационного моделирования прошло сравнительно немного – ведь еще десять лет назад широкие массы проектировщиков даже не слышали термина BIM.
Обратимся к исследованиям, проведенным компанией McGraw-Hill Construction. При его проведении совершенно логично все опрошенные делились на начинающих пользователей и тех, кто уже имеет хороший опыт работы с BIM (так называемых «экспертов»). У этих двух категорий сотрудников попытались выяснить, насколько, по их мнению, технология BIM эффективна для работы самого специалиста. Полученная разница в ответах весьма показательна и говорит сама за себя (Рис.1).
Рис.1. Различие в осознании эффективности BIM для собственной работы начинающими пользователями и «экспертами».
И это еще раз наводит на мысль о том, что при внедрении BIM желательно в помощь персоналу привлекать более опытных пользователей или BIM-консультантов - их услуги полностью себя оправдают.
Так как «в строительной отрасли усиливается тенденция к внедрению IPD, университеты США стали реализовывать такое обучение, которое дает студентам понимание концепции IPD и возможностей технологии, предоставляя практический опыт междисциплинарного проектирования и совместной работы с использованием программного обеспечения для BIM» [2]. Подобные спецкурсы дают возможность студентам изучать междисциплинарное проектирование, совершенствуя при этом навыки профессиональной коммуникации и командообразования.
В 2015 году в УралГАХА среди студентов 3 курса факультета архитектуры было проведено анкетирование на предмет знакомства с BIM-технологиями и желание использовать эти технологии в учебном, а затем и в рабочем проектировании. Ниже представлены таблицы и выводы по проведённому исследованию.
Вопрос №1:
Формулировка: | Знаете ли Вы что такое ГОСТы? | |
Ответы: | Да, дают верное, точное определение | 62% |
Да, но дают неточное определение | 24% | |
Нет | 14% |
Вопрос №2:
Формулировка: | Вы знаете, что такое BIM-технологии? | |
Ответы: | Да, дают верное, точное определение | 32% |
Да, но дают неточное определение | 4% | |
Нет | 64% |
Вопрос №3:
Формулировка: | Знаете ли Вы программы, работающие с BIM - технологиями? | |
Ответы: | Да | 40% |
Нет | 60% |
Вопрос №4:
Формулировка: | Как Вы считаете, BIM-технологии это новое или «Запад» повторяет успехи СССР? | |
Ответы: |
| 6% |
б) Да, я уверен в том, что западные страны скопировали эти технологии у СССР как основу, но качественно переработали их для современного времени. Это необходимость развития; | 30% | |
в) Нет, я считаю, что BIM-технологии - это качественно новое явление в строительной индустрии. Глупо обвинять другие страны в плагиате; | 32% | |
г) У меня есть своя точка зрения. Я считаю… | 32% |
Вопрос №5:
Формулировка: | Хотели бы Вы использовать BIM-технологии в проектировании? | |
Ответы: |
| 52% |
б) Нет. Мне это не нужно. Я за «классику»; | 20% | |
в) Да, так как… | 14% | |
г) Нет, так как… | 14% |
Вопрос №6:
Формулировка: | Знаете ли Вы архитекторов или проектные мастерские, работающие с этими технологиями? | |
Ответы: | а)Да, конечно. | 16% |
б)Нет. Я этим не интересовался/интересовалась | 84% |
В целом, по результатам анкетирования можно твёрдо сказать, что BIM-технологии набирают популярность среди студентов 3 курса факультета архитектуры УралГАХА. Студенты интересуются этими программами, но к сожалению, не владеют ими. Это связано во многом с их малодоступностью. Немногие образовательные центры проводят спецкурсы по обучению использованию этих программ, данные курсы не всегда ориентированы на студентов, наблюдается и невовлеченность студентов в инновационное проектирование, ориентация большей степени на классическое (ручное) или устоявшееся (вычерчивание по отдельности всех деталей проекта) проектирование. «Выходом из тупика» послужило бы открытие курсов или включение в образовательный процесс обучение BIM-технологиям в рамках спецкурсов или таких дисциплин, как «Основы профессиональных коммуникаций (цифровые средства)».
Сейчас BIM-технологи успешно пропагандируются по всему миру в различных отраслях, например: архитектурное проектирование, инженерия, строительство, производство и т.д. В 2015 году Министерство строительства Российской Федерации начало разработку программ по внедрению BIM-технологий в проектирование гражданских и промышленных зданий. Кроме того, в 2015 г. на сайте Министерства опубликовано постановление, что с 2017 г. часть государственного заказа на проектно-изыскательские работы планируется выполнять с использованием технологий информационного моделирования зданий (Building Information Modeling), что даст толчок внедрению BIM-технологий в проектирование и строительство. Пожалуй, это станет дополнительной мотивацией к изучению BIM-технологий молодыми специалистами в ВУЗе, чтобы в будущем развитие строительных технологий в России набирало темпы роста.
ЛИТЕРАТУРА
Владимир Талапов. BIM: что под этим обычно понимают. / В. Талапов — URL: http://isicad.ru/ru/articles.php?article_num=14078. (Дата обращения: 01.11.15).
Владимир Талапов. Информационное моделирование зданий — современное понимание. / В. Талапов. — URL: http://www.cadmaster.ru/magazin/articles/cm_54_info_model_build.html.
(Дата обращения: 01.11.15).
Талапов, В., Золотов, А. Технология BIM – инструмент для интегрированного выполнения проекта / В. Талапов, А.Золотов — URL: http://www.moluch.ru/information/biblio/ (дата обращения: 10.01.2016).
Александр Бауск. Менее оптимистичный взгляд на BIM. / А. Бауск — URL: http://dwg.ru/pub/46. (Дата обращения: 01.11.15).
Владимир Талапов. Что влияет на внедрение BIM в России. / В. Талапов. — URL: http://dwg.ru/pub/39. (Дата обращения: 01.11.15).
Вадим Кормильцын. Десть лучших архитектурных проектов 2013 года – результаты голосования «ArchDaily. / В. Кормильцын. — URL: http://starsbrandsmagazine.com/desyat-luchshix-arxitekturnyx-proektov-2013-goda-rezultaty-golosovaniya-archdaily/.
(Дата обращения: 01.11.15).
Официальный сайт Министерства строительства Российской Федерации. С 2017 года часть госзаказов на проектирование планируется перевести на BIM-технологии. — URL:
http://www.minstroyrf.ru/press/s-2017-goda-chast-goszakazov-na-proektirovanie-planiruetsya-perevesti-na-bim-tekhnologii/. (Дата обращения: 22.10.15).
Талапов. В.В. Основы BIM: введение в информационное моделирование, 2011, Москва, Издательство ДМК Пресс.
Тощенко Ж.Т. Социология: учебник для студентов, обучающихся по направлению подготовки бакалавров и магистров «Социология», 2012, Москва, Юнити.
Тоффлер А. Футурошок. СПб.: Лань, 1997г.
Технология BIM для архитекторов: Autodesk Revit Architecture 2010. Официальный учебный курс. Autodesk, Inc. All right reserved, 2010, Москва, Издательсво ДМК Пресс.
Эдвард Голдберг. Для архитекторов: Revit Architecture 2009/2010. Самоучитель по технологии BIM. Перевод Талапов В.В., 2010, Москва, Издательство ДМК Пресс.