ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ. - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ.

Каримова А.К. 1, Салаватова С.С. 1
1СФ БашГУ, г. Стерлитамак
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Исторически так сложилась, школа выполняет не только задачи обучения детей основам наук, но и является плацдармом подготовки подрастающего поколения к самостоятельной жизни в обществе. Условия, диктуемые современным временем, реализуются с помощью развивающих технологий, главная цель которых это не только донесение знаний до школьников, а выявление, рост творческих интересов и способностей каждого школьника, развитие, а также стимулирование его самостоятельной продуктивной учебной деятельности.

Одной из развивающей технологий является технология проектного обучения, которая представляет собой совместную учебно-познавательную деятельность учащихся, где определена общая цель, согласованные способы деятельности. Обязательным условием проектной деятельности считается наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования и реализации.

Актуальность метода проектов для педагога определена, прежде всего, потребностью самостоятельно ставить профессиональные цели и задачи, продумывать способы их осуществления и не случайно один из параметров нового качества образования - способность проектировать

Под методом проектов подразумевается способы организации самостоятельной деятельности учащихся по достижению определенного результата, который ориентирован на интерес, на творческую самореализацию развивающей личности ученика, развитие его интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в деятельности по решению какой-либо интересующей его проблемы.

Основные цели введения проектной деятельности на уроках математики:

- развивать интерес к предмету математики;

- поднять уровень знания учащихся;

- использовать исследовательский опыт, умения ученика (группы), приобретенные на уроках математики.

Процесс проектной деятельности по предмету математика способствует развитию образовательного кругозора учащихся, возрастает стойкий познавательный интерес к предмету, формируется исследовательский навык. Ученик способный к такой исследовательской деятельности способен занять определенную жизненную позицию при оценке любой социальной ситуации.

Организуя работу над проектом на уроках математики нужно соблюдать некоторые условия:

1. Тематика проектов должна быть известна заранее. Учащиеся должны быть ориентированы на сопоставление и сравнение некоторых фактов, фактов из истории математики и жизни ученых математиков, подходов и решений тех или иных проблем, например: тема: «Проценты», исследовательская работа: «Где, когда, зачем ввели, какова необходимость?»

2. Проблема, предлагаемая ученикам, формулируется так, чтобы ориентировать учеников на привлечение фактов из смежных областей знаний и разнообразных источников информации.

3. Необходимо вовлечь в работу над проектом как можно больше учеников класса, предложив каждому задание с учетом уровня его математической подготовки.

Проекты бывают:

1) краткосрочные проекты (это могут быть проекты, предусмотренные для проведения на уроке или во внеурочное время для решения небольшой проблемы);

2) долгосрочные, предусматривающие решение достаточно сложной проблемы, требующей длительного наблюдения, постановки экспериментов, опытов, сбор данных, их обработка. Такие проекты могут предусматривать серию подпроектов, которые могут образовывать целую программу. Длительность таких проектов может быть от месяца до года и даже более.

Типы проектов:

а) исследовательские. Пример: проекты для старшеклассников: эссе, исследовательские рефераты.

б) творческие. Пример: газета, видеофильм, спортивная игра, подготовка выставки.

в) игровые. Пример: сценарий праздника эпохи, фрагмент урока, кроссворды.

г) информационные. Пример: различные сообщения, доклады.

д) практико-ориентированные. Пример: проект закона, справочный материал, программа действий, совместная экспедиция, наглядное пособие.

Метод проектирования некоторые можно использовать также в виде домашнего задания, соответствии чего ученик на следующем уроке представляет свой проект. Учащимся предлагаются задания в виде мини-проектов с учетом уровня их математической подготовки и физической возможности. Например, при изучении темы «Многоугольники» ученику предлагается найти различные виды многоугольников в быту (исследовательский проект). При изучении темы «Объемные фигуры» в 9 классе можно предложить сделать макеты прямоугольного параллелепипеда, конуса, призмы и цилиндра (прикладной проект). При изучении темы «Проценты» - проект « Мой рецепт», где ученик должен узнать, сколько каких продуктов уходит на приготовление блюда, и записать рецепт в процентах. При изучении темы «Треугольники. Четырехугольники» проект состоял в том, чтобы нарисовать рисунок, используя только геометрические фигуры (творческий проект).

Главной чертой реализации проектной деятельности на уроках математики является то, как организуется сама деятельность. Для этого нужно выбрать тему проекта, выделить в ней проблемы, наметить направление и ход ее разработки, наполнить ее интересным материалом и содержанием, логически ее завершить, продемонстрировать свою эрудицию в предмете исследования. В процессе проектной деятельности по предмету математика расширяется образовательный кругозор учащихся, возрастает стойкий познавательный интерес к предмету, формируется исследовательский навык. Ученик способный к такой исследовательской деятельности способен занять определенную жизненную позицию при оценке любой социальной ситуации.

Таким образом, проектная деятельность формирует интеллектуальный рост учащихся, расширяет мировоззрение, как в области предмета, так и в окружающей действительности, дает возможность раскрыть творческий потенциал учащегося.

Использованная литература:

1. Арцев М.Н. Учебно-исследовательская работа учащихся. //Завуч. – 2005. - № 6

2. Математика.9-11 классы: проектная деятельность учащихся /авт.- сост. М. В. Величко. - Волгоград: Учитель, 2007.

3. Новикова Т.Н. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. // Народное образование. - 2000. - № 7

4. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений.-3-е изд., испр. и доп.-М.:АРКТИ, 2006

5. Пахомова Н.Ю. Метод учебных проектов в образовательном учреждении: пособие для учителей и студентов педагогических вузов. – М.:АРКТИ, 2003. – 112 с

6. http://festival.1september.ru/articles/614616/

Просмотров работы: 2187