ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ КАК ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ КАК ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС

Кирдяшкина Т.С. 1, Джишкариани Т.Д. 1
1Шуйский филиал Ивановского государственного университета
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Мир, в котором мы живём, постоянно развивается, привнося в нашу жизнь невероятное количество нового и удивительного. Нововведения, или инновации, окружают нас повсюду. Они изменяют не только образ жизни людей, но и их профессиональную деятельность.

Инновационные изменения не могут не отразиться и на деятельность современного педагога, что требуют от него уже иной степени ответственности и иной степени образованности. Иными словами, педагогическая деятельность, «идя в ногу со временем», становится инновационной.

Но не всем педагогам легко справиться с таким изменением их привычной деятельности. И зачастую они просто не понимают всех тех требований, которые встают перед ними сейчас, да и зачастую просто не знают, в чём заключается эта инновационность, и что она привносит в их педагогическую деятельность.

В связи с этим для изучения данной проблемы нами была поставлена цель: изучение инновационной деятельности педагога как проявления его профессионального творчества. Предметом для исследования обозначили инновационная педагогическая деятельность.

Для реализации поставленной цели были решены следующие задачи: определенысущность понятий «педагогическое творчество», «новация», «инновация», «инновационная педагогическая деятельность»; проанализированы содержание и этапы инновационной деятельности педагога; изучены методы диагностики готовности к инновационной деятельности педагога в сфере образования; проведено исследование готовности учителей к инновационной деятельности на базе средней школы №8 г.о. Шуя.

Термин «инновация» происходит от латинского «novatio», что означает «обновление» (или «изменение»), и приставки «in», которая переводится с латинского как «в направление». Если переводить дословно «Innovatio» — «в направлении изменений». Само понятие «инновация» (англ. «innovation») впервые появилось в научных исследованиях XIX в. со значением «введение некоторых элементов одной культуры в другую.[1]

Но нужно отличать понятия «новация» и «инновация». Новация – это вид частных изменений, находящихся в рамках существующих теорий и ограниченных по времени и масштабу. Тогда как инновация – это вид изменений, которые выходят за рамки существующих теорий, порой даже противоречат принятым «нормам» науки. Инновация не ограничена, она имеет целостный и продолжительный характер, диктуя преобразования в рамках той или иной системы.

Иначе можно сказать, что новация – это средство (новый метод, методика, технология, программа и т.д.), а инновация – это процесс освоения этого средства.[20]

В отношении педагогического процесса термин «инновация» означает введение нового в цели, содержание, метода и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности учителя и учащегося.[3]

Об инновациях в российской системе образования заговорили с 80-х гг. XX века. Именно в это время проблема инноваций и её понятийное обеспечение стали предметом специальных исследований в педагогике. Педагогическая инновация – это нововведение в педагогическую деятельность, изменения в содержании и технологии обучения и воспитания, имеющие целью повышение их эффективности. [2]

Инновационная педагогическая деятельность направлена на обновление системы образования. Эта деятельность охватывает процесс развития и преобразования объекта, на перевод его в качественно новое состояние. Конечно, эта деятельность – особый вид творчества, что объединяет различные операции и действия, направленные на получение новых знаний, технологий, систем. Инновационная педагогическая деятельность – это особый вид педагогического творчества. А что же такое педагогическое творчество?

Педагогическое творчество – это особая деятельность педагога, заключающаяся в постоянном поиске и нахождении чего-то нового, либо для себя, либо для себя и других. Педагогическое творчество заключается ещё и в нестандартных вариантах решения педагогических задач, создании новых оригинальных подходов в обучении и отдельных приёмов, перестраивающих известный педагогический опыт.

Творческий характер педагогической деятельности является важнейшей её характеристикой. Ведь многообразие педагогических ситуаций и их неоднозначность требуют вариативных подходов к анализу и решению вытекающих из них задач.

Анализ практического исследования инновационной деятельности учителей. Целью нашего практического исследования стало определение готовности современного педагога к инновационной деятельности, его готовности к педагогическим инновациям.

Результатом педагогических инноваций должно стать использование новшеств на практике - в целостном педагогическом процессе. Это подчёркивает важность деятельности не только по созданию, но и по освоению этих новаций. Потому учитель легко может выступать не только в роли новатора, автора и разработчика каких-то педагогических инноваций, но и тем, кто работает на практике с инновациями своих коллег или учёных.

Можно выделить три основных компонента готовности к инновациям:

  • Психологический (личная потребность, мотивация к внедрению чего-то нового);

  • Теоретический (система знаний об осваиваемых инновациях, о технологиях их внедрения и т.д.);

  • Практический (совокупность умений реализовывать эти новшества).

В нашем практическом исследовании мы постарались оценить готовность к инновациям у педагогов со стороны всех данных компонентов. Большой акцент делался на психологическом компоненте готовности, потому что мотивация педагога к внедрению новшеств в образовательный процесс является самым главным звеном на пути к становлению у педагога инновационной деятельности.

Мы решили проверить не столь степень готовности каждого педагога, сколько уровень новаторства во всём педагогической деятельности. Мы посчитали более важным оценить, именно, общий уровень новаторства в среднестатистической школе.

Среди проведённых нами методик являлись следующие:

  • Карта педагогической оценки и самооценки способностей учителя к инновационной деятельности. Главной целью проведения данной методики стало выявление оценки педагогов собственных возможностей среди 5 показателей: мотивационно – творческая направленность личности, креативность, оценка профессиональных способностей учителя к осуществлению инновационной деятельности, индивидуальные особенности личности учителя.

  • Восприимчивость педагогов к новому. Целью проведения этой методики стало определение восприимчивости педагогов к новшествам, инновациям, а также оценка их научной деятельности в области инновационной сфере образования.

  • Барьеры, препятствующие освоению инноваций. На пути развития любой отрасли деятельности у человека всегда вставали различные препятствия, или барьеры. Путь к становлению инновационной деятельности у педагога тоже не избегает этих препятствий. Потому целью данной методики стало определение тех барьеров, что стоят на пути у педагога во время перехода к инновационной педагогической деятельности.

  • Уровень новаторства учителей в школьном коллективе. Наверное, эта методика стала самым важным, но и завершающим звеном в нашем исследовании. Целью этой несложной методики стало выявление преобладающей группы педагогов из следующих пяти:

  1. Новаторы – первыми воспринимают новое. Считают, что новое хорошо уже потому, что оно – новое;

  2. Реализаторы – следуют за новаторами. Первыми осуществляют практическую проверку ценности инноваций в конкретной среде;

  3. Предварительное большинство – осуществляют новшество после восприятия его большей частью коллег;

  4. Позднее большинство – сомневающиеся. Отдают старому большее предпочтение;

  5. Колеблющиеся – принимают инновации в числе последних. Крепко связаны со старыми традициями. Консервативны в вопросах нововведений.

Данные методики, проведённые на базе средней общеобразовательной школы №8 города Шуи Ивановской области в общем плане, позволили выявить уровень новаторства в педагогическом коллективе, определить слабые позиции готовности и выработать рекомендации по дальнейшей работе над формированием готовности к реализации инновационной педагогической деятельности. Всего в исследовании участвовало 10 учителей. Общая характеристика участников исследования представлена в таблице ниже.

Педагогический коллектив, участвовавший в этом исследовании, по большей части женского пола. Участвовали педагоги с разным стажем: от 1 года до 42 лет. И предметы, которые преподают данные педагоги, тоже абсолютно разные.

На основе проведённого практического исследования можно сделать следующие выводы:

  1. Личные и профессиональные качества учителей развиты на допустимом уровне, что позволяет им осуществлять инновационную деятельность. Низкие показатели по некоторым качествам обусловлены недостаточным или очень большим стажем работы. Ниже всех показателей стоит креативность, значит, учителям нужно поработать над развитием творческого мышления, научиться применять креативность в учебном процессе в решении педагогических задач.

  2. Восприимчивость к нововведениям также находится на допустимом уровне, что говорит о готовности большинства учителей к введению инновации в педагогический процесс и пониманию важности инновационной педагогической деятельности.

  3. Основные барьеры, стоящие на пути к инновационной деятельности у тих педагогов, это отсутствие материальных стимулов и большая учебная нагрузка. Хорошим показателем является общая информированность педагогов об инновациях и наличие помощи со стороны руководителей в процессе их внедрения.

  4. Общий уровень новаторства в этом педагогическом коллективе средний. Можно сказать, что эти учителя в основном готовы осуществлять инновационную педагогическую деятельность. Не все среди них новаторы, но все из них готовы идти за теми, кто внедряет инновации, и никто из них не будет препятствовать этому ввиду своей приверженности к старому типу преподавания или сомнениях в деятельности новаторов.

Рекомендации по совершенствованию готовности педагога к инновационной деятельности. Современно образование нуждается в успешных педагогах. Ведь только успешная личность сможет воспитать саморазвивающуюся личность, настроенную на успех в любой области приложения своих усилий и возможностей.

Успех в инновационной деятельности педагога зависит от многих факторов: направленности или характера мотивации его педагогической деятельности, креативности педагога, уровня развития его личных и профессиональных качеств, от наличия или отсутствия определённых барьеров на пути у педагога и от психологического климата в педагогическом коллективе.[4]

Все эти факторы должны быть учтены педагогом и теми, кто руководит его деятельностью при повышении его готовности к инновационной педагогической деятельности. Ни один из факторов не должен игнорироваться, ведь все из них составляют общую систему требований к педагогу на пути к становлению его новаторства.

В процессе подготовки к инновационной деятельности и её реализации педагог нуждается в специальной системе сопровождения, осуществляемой либо в индивидуальном порядке, либо в рамках коллектива.

Специфика индивидуального подхода состоит в адресной помощи, оказываемой психологом каждому педагогу, тесном сотрудничестве с администрацией школы, помощи со стороны директора.

Но есть возможность совместной работы в рамках коллектива. Среди них:

  • Участие в педагогических советах и методических объединениях с выступлениями на актуальные темы;

  • Проведение семинаров;

  • Проведение психолого-педагогических консилиумов с целью обсуждения динамики развития учащихся и эффективности применяемых методов обучения и воспитания, а также проблем, возникающих в ходе образовательного процесса;

  • Посещение компетентными лицами уроков с целью психолого-педагогического анализа эффективности применяемых технологий в обучении. По итогам такого посещения проводится беседа с учителем, и даются рекомендации;

  • Проведение сеансов психологической разгрузки;

  • Организация круглых столов, дискуссий, направленных на оптимизацию взаимоотношений в педагогическом коллективе;

Важно, чтобы проведение вышеназванных мероприятий становилось нормой профессиональной деятельности в рамках образовательного учреждения, ведь это помогает педагогу в осуществлении его инновационной педагогической деятельности.

Проведенное исследование позволили нам изучить возможности повышения уровня готовности педагога к инновационной деятельности. Также разработанные рекомендации, помогут не только повысить уровень готовности педагога к инновационной деятельности, но и помочь ему в её осуществлении и даже улучшить общий психологический климат в коллективе.

Литература

  1. Друкер П. Бизнес и инновации. — М.: Вильямс, 2007. — 432 с.

  2. Рапацевич, Е. С. Педагогика. Большая современная энциклопедия [Текст] /Е. С. Рапацевич.- Минск: Современное слово. – 2005

  3. Сластенин В. А., Подымова Л. С. Педагогика: инновационная деятельность. — М.: Магистр, 1997.

  4. Трифонова С. А. Диагностика формирования готовности педагогов к реализации инновационной деятельности [Текст] / С. А. Трифонова // Актуальные задачи педагогики: материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Чита, декабрь 2011 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2011.

  5. Шмелева, Е.А., Кисляков П.А., Джишкариани Т.Д. и др. Социально-образовательное проектирование в духовно-нравственном становлении будущего педагога. Методическое пособие/ Под редакцией П.А. Кислякова, Е.А. Шмелевой. - Шуя: Издательство ШФ ИвГУ, 2016.- 83с.

Просмотров работы: 2953