СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ: «НЕЗАВИСИМАЯ ОЦЕНКА КАЧЕСТВА РАБОТЫ ОРГАНИЗАЦИЙ, ОКАЗЫВАЮЩИХ СОЦИАЛЬНЫЕ УСЛУГИ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ» - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ: «НЕЗАВИСИМАЯ ОЦЕНКА КАЧЕСТВА РАБОТЫ ОРГАНИЗАЦИЙ, ОКАЗЫВАЮЩИХ СОЦИАЛЬНЫЕ УСЛУГИ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ»

Сердюкова В.А. 1
1БГУ имени академика И. Г. Петровского
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Аннотация

Особенность современной эпохи заключается в том, что она является ареной сразу двух революций, ментальной и технологической: вторая связана с последствиями техногенного взрыва в сфере коммуникаций. Происходящие общественные трансформации влияют на библиотеки, что меняют не только всю систему библиотечного труда и библиотечных ресурсов, но и впервые ставят вопрос о «границах» библиотечного пространства и самих основ существования традиционных библиотек и их функций.1

В соответствии с указом Президента Российской Федерации от 12 июня 2014 г. № 426 2015 год в России объявлен Годом литературы «в целях привлечения внимания общества к литературе и чтению».2 О развитии библиотек и о том, как делать их более удобными и современными, в ушедшем году говорили много и часто на различных уровнях управления. Не секрет, что электронные книги уверенно теснят печатные издания, и в этих условиях необходимо превратить библиотеки из обычных пунктов выдачи книг в комфортные досуговые центры.3 К обсуждению этой проблемы решили привлекать и горожан, запустив в нескольких субъектах Российской Федерации специальный проект "Моя библиотека", в рамках которого высказывались предложения по работе этих учреждений. Это позволяет сделать вывод, что проблема социокультурных трансформаций современной библиотеки как социального института в условиях формирования общества знаний является актуальной темой социально-гуманитарных исследований.

В Брянской области в сентябре - ноябре 2015 г. был разработан проект4 по изучению степени удовлетворенности пользователей библиотечным обслуживанием, в результате которого были проанализированы ассортимент и качественный уровень предоставления библиотечных услуг, составлен рейтинг библиотек области.

Социологический подход необходим для осмысления реального места библиотеки вообще и каждой библиотеки в частности в постоянно меняющейся социокультурной среде. Поскольку библиотека как любое учреждение культуры относится к социально значимым организациям бюджетной сферы, нами преследовались цели:

установить качество и доступность, обеспечение пользователей библиотек полной, актуальной и достоверной информацией, в т. ч. в электронной форме;

определить эффективность работы библиотек в современных условиях (в т. ч. с учетом модернизации бюджетной сферы), стимулирование усилий библиотек по повышению качества оказываемых услуг и удовлетворенности пользователей;

состояние общественной активности пользовательской;

установить зависимость качества услуг от потребительского мнения, участие заведений в публичных рейтингах.

Объект исследования: учреждения, предоставляющие социальные услуги в сфере культуры: библиотеки.

Предмет исследования: качество работы организаций, оказывающих социальные услуги в сфере культуры.

Цели и задачи исследования

Цели исследования:

– оценка качества работы организаций, оказывающих социальные услуги в сфере культуры - библиотеки;

– разработка технологии и формирование итогового рейтинга организаций в соответствии с критериями качества их работы.

Задачи исследования:

 анализ нормативных правовых актов, устанавливающих значения параметров эффективности деятельности организаций, оказывающих социальные услуги в сфере культуры;

 анализ интернет-сайтов заявленных учреждений;

 проведение экспертного опроса с целью составления предварительного перечня проблем для изучения;

 проведение социологического опроса получателей социальных услуг;

разработка рекомендаций по улучшению качества работы библиотечных учреждений.

Методика исследования и выборка

Исследование проводилось в несколько этапов:

Напервом этапе проводился анализ показателей оценки качества деятельности организаций, в соответствии с утвержденными рекомендациями методическими рекомендациями по проведению независимой системы оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги в сфере культуры г. Брянска и Брянской области.

Оценка качества услуг проведена в строгом соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 «О мерах по реализации государственной социальной политики» и в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2014 г. № 256-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам проведения независимой оценки качества оказания услуг организациями в сфере культуры, социального обслуживания, охраны здоровья и образования». При проведении социологического исследования мы руководствовались методическими рекомендациями Министерства по проведению независимой оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги, утвержденными нормативными актами, а также на основе консультаций, которые были проведены с отделом мониторинга Управления госслужбы по труду и занятости населения Брянской области:

- Приказом Минкультуры России от 30 сентября 2013 г. № 1505 «О методических рекомендациях по формированию независимой системы оценки качества работы государственных (муниципальных) учреждений, оказывающих социальные услуги в сфере культуры».

Второй этап - анализ интернет-сайтов учреждений.

Характеристика анализа интернет-сайтов учреждений

В соответствии с общими показателями качества работы организаций, а в частности, с первым показателем (открытость и доступность информации об организации) осуществлялась оценка следующих параметров:

•уровень рейтинга на сайте www.bus.gov.ru (от 0 до 1);

• полнота, актуальность и понятность информации об организации, размещаемой на официальном сайте (баллы);

• наличие и доступность способов обратной связи с получателями социальных услуг (балл). Исследование интернет-сайтов учреждений осуществлялось методом сплошного просмотра содержимого страниц web-ресурса (скрининг наличия) с выявлением и фиксацией признаков наличия соответствующих текстов (контент-анализ), качества их содержания, удобства доступа к текстам для посетителя Интернет-сайта.

На третьем этапе осуществлялась разработка программы и модели исследования.

Ключевыми критериями независимой оценки качества работы организаций, признаны:

открытость и доступность информации об организации и ее деятельности доля лиц, которые считают информирование о работе организации и порядке предоставления социальных услуг достаточным, от числа опрошенных (%);

комфортность условий и доступность получения услуг, удовлетворенность условиями (помещение, имеющееся оборудование, мебель, мягкий инвентарь, хранение личных вещей и т.п.) предоставления социальных услуг (%), в т. ч. для граждан с ограниченными возможностями здоровья;

время ожиданияпри получении услуги:

доля получателей услуг, оценивающих время ожидания получения социальных услуг как незначительное, от числа опрошенных (%);

доброжелательность, вежливость и компетентность персонала:

доля получателей услуг, которые высоко оценивают доброжелательность, вежливость и внимательность работников организаций, от числа опрошенных (%);

удовлетворенность качеством обслуживания:

доля получателей услуг, удовлетворенных качеством обслуживания в организации, от числа опрошенных (%);

доля получателей социальных услуг, которые готовы рекомендовать организацию друзьям, родственникам, знакомым, от числа опрошенных (%);

удовлетворенность качеством проводимых мероприятий, имеющих групповой характер (досуговых и пр.).

Данные показатели отражены в вопросах анкет. (См.: Приложение 2) Анализ результатов опроса получателей услуг в итоге позволил сформировать суммарную оценку качества работы организации и присвоить интегральное рейтинговое значение. Также были разработаны рекомендации интервьюерам (последовательность задаваемых вопросов, описание вариантов поведения в зависимости от ответов респондентов, порядок опроса).

Четвертый этап - выделение субъектов (районов) Брянской области.

Маршрут исследования строится в соответствии с перечнем организаций, представленным в техническом задании таким образом, чтобы все заявленные учреждения г. Брянска и Брянской области. (См.: Приложение 1) В целях оптимизации транспортных расходов разработаны следующие маршруты исследования:

г. Брянск:

районы:

• Советский - Глинищево,

• Фокинский,

• Володарский,

• Бежицкий – Дарковичи.

Брянская область:

• Брянск – Навля – Брасово – Комаричи,

• Брянск – Навля – Суземка – Севск,

• Брянск – Выгоничи – Трубчевск,

• Брянск – Жирятино – Почеп – Погар – Стародуб,

• Брянск – Почеп – Унеча – Клинцы – Новозыбков – Злынка – Климово,

• Брянск – Сельцо – Жуковка – Дубровка,

• Брянск – Жуковка – Клетня – Мглин – Сураж,

• Брянск – Дятьково,

• Брянск – Карачев.

На пятом этапе непосредственно проведение социологического опроса получателей социальных услуг. Основным методом исследования является социологический опрос (индивидуальное интервью), проводимый специально подготовленной группой интервьюеров в учреждениях культуры г. Брянска и Брянской области. Получатели услуг выбираются для формирования репрезентативной выборки, приближенной к случайной.

Генеральную совокупность исследования составляют получатели социальных услуг в сфере культуры. Респондентами выступают совершеннолетние получатели услуг (или родители несовершеннолетних).

Объем выборочной совокупности. Выборка исследования представлена фактическим числом получателей социальных услуг в каждом исследуемом учреждении (сплошное исследование). Данный тип выборки обеспечивает уровень достоверности 0,95, а доверительный интервал ±5 %, что позволяет перенести результаты исследования на всю генеральную совокупность.

Репрезентативность социологической информации обеспечивалась использованием многоступенчатой районированной выборки.

Шестой – завершающий этап исследования- анализ данных и подготовка отчетных документов.

Анализ результатов исследования

Результаты исследования:

В опросе получателей социальных услуг в сфере культуры, а конкретно, посетители библиотек, приняли участие 193 респондента из 10 районов Брянской области:

Таблица №1

п/п

Наименование учреждения

Число респондентов (%)

 

Библиотеки

МБУК «Межпоселенческая библиотека им. Н.И. Родичева» Брасовского района

17 (8,8%)

МБУК «ЦБС Выгоничского района»

20 (10,3%)

МБУК «Межпоселенческая централизованная районная библиотека» Дятьковского района Брянской области

19 (9,8%)

МБУК «Климовская межпоселенческая центральная библиотека»

19 (9,8%)

МБУК «Межпоселенческая библиотека Навлинского района»

20 (10,3%)

РМБУК «Почепская централизованная библиотечная система»

20 (10,3%)

МБУК «Централизованная библиотечная система» Севского муниципального района

20 (10,3%)

МБУК «Стародубская межпоселенческая районная библиотека»

19 (9,8%)

МБУК «Межпоселенческая центральная библиотека Трубчевского района»

19 (9,8%)

МБУК «Централизованная библиотечная система» г.Сельцо Брянской области

20 (10,3%)

Основная часть опрошенных респондентов –это женщины и мужчины в возрастной категории: 30-49 лет-36%.

До 18 лет -12 %

18-29 лет – 20% опрошенных

50-59 лет – 17%

Старше 60 лет – 15% опрошенных.

66,4% опрашиваемых составили женщины (Рис.1, Рис.2)

Таблица №2

Наименование учреждения

Число респондентов (%)

Библиотеки

Жен.

Муж.

МБУК «Межпоселенческая библиотека им. Н.И. Родичева» Брасовского района

64,7% (11)

35,2% (6)

МБУК «ЦБС Выгоничского района»

60% (12)

40% (8)

МБУК «Межпоселенческая централизованная районная библиотека» Дятьковского района Брянской области

52,6% (10)

47,3% (9)

МБУК «Климовская межпоселенческая центральная библиотека»

57,8% (11)

42,1% (8)

МБУК «Межпоселенческая библиотека Навлинского района»

70% (14)

30% (6)

РМБУК «Почепская централизованная библиотечная система»

80% (16)

20% (4)

МБУК «Централизованная библиотечная система» Севского муниципального района

60% (12)

40% (8)

МБУК «Стародубская межпоселенческая районная библиотека»

84,2% (16)

15,7% (3)

МБУК «Межпоселенческая центральная библиотека Трубчевского района»

57,8% (11)

42,1% (8)

МБУК «Централизованная библиотечная система» г.Сельцо Брянской области

75% (15)

25% (5)

Общее число опрошенных:

66,4% (128)

33,6%

Рис.1

Рис.2

Опрошенные респонденты чаще указывали «среднее профессиональное образование» - 39% и высшее -31%, представители рабочего класса -26% и люди пенсионного возраста- 24%. (Рис.3) Нами выявлено, что библиотеки посещают граждане, занимающиеся различными видами деятельности: учащиеся и студенты -17%, домохозяйки и предприниматели- 6%, и безработные - 2%. (Рис.4)

Рис.3

Рис.4

Основной процент опрашиваемых 67% -это пользователи услугами библиотек со стажем более 5 лет, а также 15%- «от двух до пяти лет». (Рис.5)

Рис.5

88% респондентов высоко оценили свою информированность о работе библиотеки и порядке предоставления услуг, лишь 2 % опрашиваемых посчитали, что совсем не владеют информацией об услугах библиотеки. (Рис.6)

Рис.6

Респонденты предпочитают получать информацию об услугах в самом учреждении, которое находятся в районе проживания- 59%. Меньше всего опрошенных респондентов узнают информацию через интернет -12%. 63% опрашиваемых не обращались на официальный сайт библиотеки. (Рис.7,Рис.8)

Рис.7

Рис.8

Респонденты удовлетворены состоянием помещения библиотеки и дают хорошую -34% и удовлетворительную оценку состоянию помещений -28%. Оценили состояние помещения 18% -на «отлично» и 16%- «скорее хорошее», 4 % опрошенных не удовлетворены состоянием помещения. 34% опрошенных считают, что состояние инвентаря «хорошее» и 23% могут его назвать «скорее хорошим». (Рис.9, Рис.10)

Рис.9

Рис.10

Посетители библиотек довольны полностью графиком работы учреждения- 89%. Ответ: «частично удовлетворен» дали лишь 8% опрашиваемых и 3% -затруднились при ответе на данный вопрос. (Рис.11) 86% посетителей, получающих библиотечные услуги «полностью удовлетворены условиями ожидания» при получении услуг. (Рис.12) В среднем, время обслуживая посетителя библиотеки «до 10 минут» - 89%. (Рис.13)

Рис.11

Рис.12

Рис.13

Опрошенные респонденты высоко оценили «доброжелательность, вежливость и внимательность» работников библиотеки -89%, лишь 2% посетителей остались «не удовлетворены». (Рис.14) 93% опрошенных полностью удовлетворены компетентностью работников библиотеки. (Рис.15)

Рис.14

Рис.15

58% и 23% опрошенных «полностью» или «частично удовлетворены» удобством поиска необходимого издания. (Рис.16) Также 85% опрошенных считают, что библиотечные учреждения предоставляют популярную литературу, пользующуюся спросом. (Рис.17) Но качеством фондов библиотек большая часть респондентов удовлетворены лишь «частично» - 54%, и меньше 37% - «удовлетворены полностью». (Рис.18)

Рис.16

Рис.17

Рис.18

Часть посетителей библиотек пользуются платными услугами учреждения -40%. (Рис.19) Большинство из них не смогли оценить стоимость платных услуг, а 21% и 24% опрошенных считают стоимость услуг «низкой» или «среднего ценового сегмента». (Рис.20)

Рис.19

Рис.20

Рис.22

75 % опрошенных отмечают, что библиотека находится в шаговой доступности и 18 % пользователей услуг также отвечают, что «до учреждения легко добраться общественным транспортом». (Рис.21) 58% респондентов «полностью удовлетворены» уровнем безопасности библиотеки и 23% «частично удовлетворены» соблюдением техники охраны, 10% оказались «не удовлетворены» соблюдением правил безопасности. (Рис.22)

Рис.21

Респонденты указали все перечисленные проблемы доступности библиотеки для людей с ограниченными способностями. Наиболее проблемным моментом опрашиваемые считают «отсутствие необходимых пандусов, поручней, электрических подъемников, лифтов» -39%. (Рис.23)

Рис.23

Большинство посетителей библиотек готовы рекомендовать данное учреждение родственникам и знакомым -86%. (Рис.24)

Рис.24

Выводы

Рассмотрение библиотеки в общекультурном, социальном контексте позволило обнаружить такие свойства, которые являются с одной стороны следствием глобальных перемен, связанных с развитием общества знаний, а с другой – необходимым условием развития библиотеки как социального института воспроизводства знаний. Библиотека, являясь относительно устойчивой формой организации социальной жизни, обеспечивающей устойчивость связей и отношений в рамках общества, с полным основанием может быть определена как социальный институт.

По мнению Ю. Хабермаса, деятельность современных социальных институтов должна быть направлена, прежде всего:

- на воспроизводство культурного наследия, что может стать важнейшим способом социализации и существенно оздоровить структуру общества, явиться мощным средством его просвещения и гуманизации;

- на создание условий для усвоения веками выработанных культурных ценностей, для освоения социальной реальности через литературу и искусство, являющихся эффективным средством не только познания духовной жизни человека, истинной человечности, но и методом исследования социального действия, в частности побудительных мотивов поступков и социального поведения человека, обнаруживающих скрытые причины разного рода воздействий, которые проявляются как в общественной, так и в личной жизни человека.5 В них подчеркивается особая роль библиотек для обеспечения непрерывного обучения, самостоятельного принятия решений и культурного развития граждан и социальных групп, расширения возможностей для широко информированных граждан осуществлять свои демократические права и играть активную роль в обществе.6

Фундаментальные положения, на которых базируется деятельность современных библиотек, закреплены, прежде всего, в международных и национальных нормативно-правовых актах, регламентирующих деятельность современных библиотек, решениях и рекомендациях общественных, в том числе профессиональных объединений и ассоциаций. Среди них – Манифест ЮНЕСКО о публичных библиотеках (1994), Копенгагенская декларация о публичных библиотеках (1999), Руководство ИФЛА/ЮНЕСКО для развития службы публичных библиотек (2001), Манифест ИФЛА об Интернет (2002), Александрийский манифест (2005), Материалы Всемирного саммита по информационному обществу (2003, 2005).7 Особое место в этом мире занимают региональные библиотеки. В данном случае понятие «регион» означает особый тип территории внутри государства, характеризуемый географическим, экономическим и административным единством. Специфика региональной библиотеки всегда определялась региональным масштабом ее деятельности, подчиненностью региональным интересам.

В соответствии с целью проведенного исследования в опросе получателей социальных услуг в сфере культуры, а конкретно, посетители библиотек, приняли участие 193 респондента из 10 районов Брянской области. Клиенты, обратившиеся в учреждения, предоставляющие социальные услуги в сфере культуры: библиотеки относятся к разным возрастным группам. Независимая оценка качества социальных услуг, предоставляемых библиотеками, показала хорошие результаты. Самые высокие баллы получил показатель «Доброжелательность, вежливость и компетентность работников организации» - 95,3% и показатель «Время ожидания в очереди при получении социальной услуги» - 95,2%, в среднем, время обслуживая посетителя библиотеки до 10 минут, показатель «Удовлетворенность качеством обслуживания в организации» - 91,6%.

В целом высокая оценка клиентов показывает хороший уровень работы учреждений, оказывающих услуги в сфере культуры и высокий сервис организации. Но также хотели обратить внимание на негативные факторы, отмеченные опрашиваемыми. К ним относятся: частичная удовлетворенность качеством фондов библиотек респондентами, невозможность высказать собственное мнение по качеству предоставляемых услуг, отсутствие информации об услугах в сети Интернет, не информированность о данных сайтах посетителей. Для библиотек самым большим качественным дефицитом является открытость и доступность информации об организации 61% от возможного максимума. Проблемы доступности библиотеки для людей с ограниченными способностями.

Результаты рейтингования по критерию интегральной оценки для библиотек представлены на рисунке 25.

Рис 25.

Библиотеки являются распространителями научных знаний, источником просветительства. Сегодня библиотеки могут выполнять информационно-ресурсную функцию, культурно-досуговую, коммуникационную и функцию социализации. Необходимо поддерживать и развивать привлекательный образ современной модели библиотеки, усиливая ее прогрессивное воздействие на культурное и духовное развитие личности, не ограничивалась ее территорией, но и на виртуальных и внешних площадках, представляющих интерес для молодежи. Особое внимание уделить проблемам, связанным с доступом в данные учреждения людям со специальными потребностями, с ограниченными физическими возможностями. Продолжать совершенствование деятельности библиотек, освоение новшеств, непрерывное образование библиотечных работников, направленное на повышение квалификационного уровня - непременные составляющие методической деятельности. Основными инструментами развития обслуживания являются комплексная автоматизация и компьютеризация всех информационных и библиотечных процессов.

Современная библиотека – институт консолидации общества. В данных учреждениях проводятся и необходимо продолжать традиции в проведении: деловых игр, круглых и дискуссионных столов, дней творческих идей, индивидуальные консультации, дней поэзии. Особенно библиотеки малых городов и сел. Сегодня, в период стремительно меняющихся требований общества необходимо повышенное внимание государства и всего общества к деятельности и существованию библиотечных фондов. Средством продвижения услуг библиотеки, не требующим дополнительных финансовых затрат, могут стать рекомендации самих пользователей. В том числе, в сети Интернет.

Таким образом, реализация современной модели библиотеки формирующегося общества знаний позволит региональной библиотеке адекватно отвечать на требования, предъявляемые современным общественным развитием, превращает ее в социальный институт, обеспечивающий воспроизводство знания, основного ресурса построения нового общества.

Список литературы:

  1. Берестова Т.Ф. Государственная информационная политика – инструмент обеспечения единства информационного пространства / Т.Ф. Берестова // Научные и технические библиотеки. – 2006. – № 8. – С. 15-28.

  2. Берестова Т.Ф. Общедоступная библиотека как часть информационного пространства: теоретико-методологические аспекты: монография / Т.Ф. Берестова; Моск. гос. ун-т культуры и искусств, Челябинская гос. акад. культуры и искусств. – Челябинск: Челябинская гос. акад. культуры и искусств, 2004. – 461 с

  3. Ванеев А.Н. Развитие библиотековедческой мысли в России (XI – начало XX в.) / А.Н. Ванеев. - М.: Пашков дом, 2003. – 304 с.

  4. Викулова В.П. Основные источники получения знаний в современном обществе / В.П. Викулова // Библиотеки и информационные ресурсы в современном мире науки, культуры, образования и бизнеса [Электронный ресурс]: материалы 13-й международ. конф. «Крым 2006». – М.: ГПНТБ России, 2004. – 1 эл. опт. диск (CD-ROM).

  5. Горшков М.К. Российское общество и вызовы времени. Книга первая/М.К. Горшков [и др.]; под ред. Горшкова М.К., Петухова В.В.; Институт социологии РАН. - М.: Издательство «Весь Мир», 2015. - 336 с.

  6. Гудков Л. Российские библиотеки в системе репродуктивных институтов: контекст и перспективы / Л. Гудков, Б. Дубин // Новое литературное обозрение. – 2005. – № 74. – С. 166-202.

  7. Кирилина Т.Ю. Отечественная социология морали: прошлое, настоящее, будущее//Социологические исследования. 2013. №6.С.22.

  8. Библиотечный фонд в терминах и определениях. Научно-практическое пособие. / Составители: Н.З. Стародубова, Е.И. Ратникова. Доступ: http://www.rsl.ru/datadocs/doc_7252ca.pdf (дата обращения: 05.01.16)

  9. В помощь библиотекам и библиотечным системам: информ. список лит. по основным направлениям библ.-библиогр. деятельности. Вып. 40 / сост. Л. Ю. Зозуля; отв. ред.; Л. В. Лапина. – Омск: ОГОНБ им. А. С. Пушкина, 2010. – 40 с

  10. Данные общероссийского опроса ВЦИОМ: Как пройти в библиотеку? Пресс-выпуск №2850 от 05.06.2015//ВЦИОМ. Доступ: http://wciom.ru/index.php?id=236&uid=115279 (дата обращения 14.01.15)

  11. Данные общероссийского опроса ВЦИОМ: Как часто россияне читают печатные и электронные СМИ? Пресс-выпуск № 2749 от 12.01.2015 //ВЦИОМ. Доступ: http://wciom.ru/about/contact_us/ (дата обращения 17.01.16.)

  12. Информационно-библиотечная сфера: международные акты и рекомендации: сб. справочно-норматив. и рек. материалов – М.: Либерея, 2001. – С. 272

  13. Концептуальная модель современной библиотеки: социально-философский анализ [Рукопись]: диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук: [специальность] 09.00.11 − Социальная философия: защищена 13.03.2007 / И.П. Тикунова; науч. руководитель М.Ю. Опенков; Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования «Помор. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова». − Архангельск: [б.и.], 2007. − 129 с.

  14. Исследование ВЦИОМ: Тенденции чтения в России в 2014 году. [Электронный ресурс] // Центр гуманитарных технологий. — 02.06.2014. URL: http://gtmarket.ru/news/2014/06/02/6790 (дата обращения 16.01.16.)

  15. Российская библиотечная ассоциация Доступ: http://www.rba.ru/content/news/god_literaturi.php (дата обращения: 16.01.16.)

  16. Указ Президента Российской Федерации от 12.06.2014 г. № 426 «О проведении в Российской Федерации Года литературы». См.: Официальном сайте Президента России. От 13 июня 2014 года. Доступ: http://www.kremlin.ru/acts/bank/38558 (дата обращения: 16.01.16.)

1 Концептуальная модель современной библиотеки: социально-философский анализ [Рукопись]: диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук: [специальность] 09.00.11 − Социальная философия: защищена 13.03.2007 / И.П. Тикунова; науч. руководитель М.Ю. Опенков; Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования «Помор. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова». − Архангельск: [б.и.], 2007. − 129 с.

2 Указ Президента Российской Федерации от 12.06.2014 г. № 426 «О проведении в Российской Федерации Года литературы». См.: Официальном сайте Президента России. От 13 июня 2014 года. Доступ: http://www.kremlin.ru/acts/bank/38558 (дата обращения: 16.01.16.)

3 Общественные опросы ВЦИОМ показывают, что российские библиотеки продолжают терять аудиторию. Популярность печатной литературы снижается, тогда как электронные форматы, напротив, используются все чаще. См.: Как пройти в библиотеку? Пресс-выпуск №2850 от 05.06.2015//ВЦИОМ. Доступ: http://wciom.ru/index.php?id=236&uid=115279 (дата обращения 14.01.15)

4 Исследование выполнено на кафедре Социологии и социальной работы БГУ имени академика И. Г. Петровского совместно с УПРАВЛЕНИЕМ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ПО ТРУДУ и ЗАНЯТОСТИ населения Брянской области: «НЕЗАВИСИМАЯ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА РАБОТЫ ОРГАНИЗАЦИЙ, ОКАЗЫВАЮЩИХ СОЦИАЛЬНЫЕ УСЛУГИ В СФЕРЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ, ОБРАЗОВАНИЯ, КУЛЬТУРЫ, СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ, ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА». Доступ: http://www.rabota-bryanskobl.ru/home/info/terrorg.aspx (дата обращения 21.01.2016)

5 Хабермас Ю. Философский дискурс о модерне. – М., 2003.

6 Манифест о публичной библиотеке ИФЛА/ЮНЕСКО // Через библиотеки – к будущему. – Ч.1. – М., 2004. – С. 157.

7 Информационно-библиотечная сфера: международные акты и рекомендации: сб. справоч.-норматив. и рек. материалов – М. : Либерея, 2001. – С. 272

Просмотров работы: 2428