ГРАЖДАНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМАХ СТРАН ШОС(НА ПРИМЕРЕ СТРАН УЗБЕКИСТАН, КЫРГЫЗСТАН, КАЗАХСТАН) И БРИКС (НА ПРИМЕРЕ КИТАЯ). - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ГРАЖДАНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМАХ СТРАН ШОС(НА ПРИМЕРЕ СТРАН УЗБЕКИСТАН, КЫРГЫЗСТАН, КАЗАХСТАН) И БРИКС (НА ПРИМЕРЕ КИТАЯ).

Закирова Р.И. 1
1БГПУ им.М. Амуллы
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В данной статье ставится задача рассмотреть теоретические основы гражданского образования, целевое и функциональное значение гражданского образования, практику развития гражданского образования в Узбекистане, Кыргызстане, Казахстане и Китае. Проведен сравнительный анализ реализации гражданского образования в странах ШОС (на примере стран Узбекистан, Кыргызстан, Казахстан) и БРИКС (на примере Китая).

Ключевые слова: гражданское образования, образовательная система, социальная практика, правовая культура.

Гражданин – это одна из основных социальных ролей человека, которая охватывает широкую сферу социальных отношений: личность – государство, государственные структуры, личность – общество, общественные институты, личность – другие граждане.

Педагогическая деятельность по формированию гражданина охватывает все уровни учебно-воспитательного процесса современной школы и составляет сущность гражданского обучения школьников, которое осуществляется методами внеклассной и внешкольной работы и через содержание учебного материала при реализации воспитывающей функции обучения.

Таким образом, изучение данного вопроса остается довольно актуальной темой.

Гражданское образование –новое течение педагогической практики, содержание которого состоит в обучении детей ценностям и нормам жизни путем формирования у школьников гражданских качеств личности, гражданской культуры и гражданских компетенций. Оно осуществляется средствами урочной и внеурочной учебной деятельности.

Проблеме гражданского образования уделено внимание ещё в трудах древнегреческих учёных (Сократа, Платона, Аристотеля). Значительный вклад в её разработку внесли как зарубежные (И. Гербарт, А. Дистервег,

И. Кант, Я. А. Коменский, С.И. Гессен, Д. Дьюи, Ж-Ж. Руссо), так и отечественные исследователи (H.JI. Данилевский, И.Л. Ильин, В.О. Ключевский, В.Ю.Кричевский, А.Н. Острогорский, JI.H. Толстой, К.Д. Ушинский, A.С. Макаренко, В.А.Сухомлинский).

Впервые о гражданском образовании в России заговорили в конце 90 годов прошлого века. Возможно, главным толчком для этого послужило вступление России в Совет Европы. Именно тогда в России впервые было сформулировано новое определение гражданского образования - как системы воспитания и обучения, ориентированной на создание комплекса педагогических условий для формирования совокупности позитивных и гражданских свойств личности. При этом указывалось, что гражданское образование — это многосторонний процесс формирования у школьников компетенций, который подразумевает единство учебного и воспитательного процесса.

Под гражданским образованием понимается процесс подготовки личности к ответственному участию в демократическом развитии общества, основанном на уважении прав человека, равенстве, плюрализме, справедливости. С целью повышения осознания гражданами их прав и обязанностей в демократическом обществе необходимо инициировать гражданское образование. Исходя из того, что гражданское образование это «...общественно-государственная, социально ориентированная система непрерывного обучения и воспитания, направленная на формирование гражданской компетентности, демократической культуры, удовлетворение потребностей в социализации, в интересах личности, гражданского общества и правового государства» , ее эффективность заключается:

- в знаниях (о правах человека, государстве, обществе и т.п.);

- в умениях (юридически мыслить, анализировать, сотрудничать с другими людьми);

- в ценностях (уважение к правам других, толерантность, нравственная устойчивость и т.п.) [1, с.121].

Эффективность гражданского образования учащихся достигается путем соединения соответствующего содержания с активными методами его освоения (тренинги, деловые игры, дискуссии, мозговой штурм, интерактивные методики и т.д.). Кроме того, в гражданском образовании часто используются методы формирования сознания личности (беседа, диспут, пример, инструктаж, разъяснение и пр.), организации и активизирования поведения и деятельности школьников (требования, общественное мнение, воспитывающие ситуации, поощрение, наказание).

К наукам, составляющим предметную (содержательную) область гражданского образования, относятся: история, политология, культурология, социология, правоведение, экономика, этика, педагогика, психология.

Главной целью гражданского образования можно считать развитие гражданских качеств на основе новых знаний, умений и ценностей, помогающих школьникам решать возникающие проблемы, адаптироваться к изменяющимся социальным, экономическим и политическим условиям, а также защищать свои права и интересы, уважая интересы и права других людей.

Сегодня выделяют следующие составные части системы гражданского образования в школе [2, с.378]:

-Этико-правовое воспитание и образование

-Овладение навыками и способностями для отстаивания активной гражданской позиции

-Социальная практика.

Работу в этом направлении активно поддерживает Совет Европы, одной из задач которого является воспитание молодого поколения в направлении демократической гражданственности на основе приоритета прав человека, а также другие международные организации. Эта работа связана и с образованием самих педагогов, поэтому в нашей стране постепенно создается целая сеть инициативных групп педагогов, в том числе и тех, которые работают в системе переподготовки учителей средних школ.

Преподавание социально-гуманитарных предметов в образовательных системах стран ШОС(на примере Китая).

В Китае ценят oбрaзoвaние, в прямoм и перенoснoм смысле. Всё образование платное. Даже за начальное школьное (не говоря уже про ВУЗы) приходится платить, на что у семей обычно уходит треть семейного дохода. Школы в Китае проводят двенадцатилетнее образование, которое разделено на три уровня: начальная школа и две ступени средней школы. Чтобы ребенок получил хотя бы обязательное среднее образование, он должен проучиться в школе как минимум 9 лет: 6 лет в начальной школе и три года первой ступени средней школы [3, с. 94].

Главное отличие китайских школ от русских - это сильная загруженность уроками.

За последние 40 с лишним лет китайский народ накопил богатый опыт и достиг значительных успехов в поисках правильного курса в деле развития социологического образования. Одновременно с изменениями в области политики и экономики в Новом Китае после 1949 г. образование прошло четыре основных исторических этапа.

В течение 7 лет после основания КНР страна завершила социалистические преобразования в сфере собственности на средства производства и шаг за шагом осуществила переход к социалистическому обществу. Преобразования охватили все сферы общественной жизни, включая и систему образования. В декабре 1949 г. министерство образования создавало в Пекине Первый национальный конгресс по вопросам образования, на котором были сформулированы общие принципы развития национальной системы образования на базе положений «Общей программы народного политического консультативного совета Китая» (НПКСК) от 29 сентября 1949 г.

В этой программе содержались следующие основные положения:

  • Образование в КНР ставит целью повысить образовательный уровень народа, готовить квалифицированные кадры для национального строительства, служить народу, преодолевая остатки феодальной, компрадорской и фашистской идеологии; оно основывается на принципе связи теории с практикой; образование призвано служить интересам рабочих, крестьян, солдат и служащих.

  • В процессе образовательных реформ и накопления положительного опыта следует стремиться к достижению эффективного результата; новая система образования в КНР должна развиваться на базе признания опыта в области образования, накопленного в старых освобожденных и опорных революционных районах, а также на основе использования всего положительного в прежней системе образования. Особое внимание должно быть уделено передовому опыту Советского Союза в области просвещения.

Эти общие принципы развития образовательной системы КНР соответствовали задачам общественного развития страны в тот период.

Преподавание социально-гуманитарных предметов в образовательных системах ШОС (на примере стран Узбекистан, Кыргызстан, Казахстан)

В Узбекистане для создания постоянно действующей системы формирования правовой культуры определены основные задачи на пути достижения правовой грамотности и более высокого уровня правосознания. Данные задачи предполагают усовершенствование системы правового обучения и правового воспитания; достижение уважительного отношения к закону и праву со стороны всех государственных органов, должностных лиц и граждан; увеличения правовой грамотности населения; обеспечение социально-правовой активности граждан.

В Узбекистане исследованы и разработаны, а также совершенствуются правовые механизмы по достижению высокой правовой культуры общества на уровне всей страны, в которых активно участвуют государственные органы, образовательные учреждения, национальные центры по правам человека и институты гражданского общества.

Разработана правовая база, в частности, приняты Национальная программа повышения правовой культуры в обществе, Национальная программа по подготовке кадров, законы об образовании и гарантиях прав ребенка и другие нормативно-правовые акты.

Огромное внимание в системе правового образования уделяется воспитанию законопослушного и всесторонне развитого молодого поколения. Осуществляются организационно-правовые меры, направленные на усвоение положений Основного закона нашей страны. В частности, разработаны требования, предъявляемые к соответствующим учебным программам, утверждены учебные курсы «Изучение Конституции Республики Узбекистан», организовано издание учебников и специальной литературы для всех ступеней образования с учетом возрастных особенностей школьников. Кроме этого, подготовлены кадры преподавателей.

Сегодня система подготовки и повышения квалификации юридических кадров включает в себя Ташкентский государственный юридический университет, Академию Министерства внутренних дел, юридические факультеты высших образовательных учреждений, специализированные колледжи, а также Центр повышения квалификации юристов при Министерстве юстиции, Высшие учебные курсы Генеральной прокуратуры. Подготовка соответствующих современным требованиям юридических кадров является одной из задач судебно-правовой реформы, успешная реализация которой обеспечит защиту прав и законных интересов граждан.

В соответствии с поставленными целями гражданского образования в Кыргызстане педагоги заняты решением следующих методических проблем- это развитие у учащихся и студентов:

- навыков социального общения;

- гражданской ответственности;

- гражданской грамотности;

-критического мышления и навыков дискуссии.

В Казахстане Фондом социально-культурного развития «ТӨБЕ» при финансовой поддержке Фонда Сорос-Казахстан, в рамках проекта «Молодые исследователи», было проведено исследование в целях изучения уровня гражданского образования среди подростков Алматы. В исследовании приняли участия молодые люди в возрасте 13-17 лет из каждого района Алматы, которые в рамках дискуссии рассказывали о своем видении образа современного казахстанского гражданина.

Принадлежность к какой-либо стране явилось ключевым фактором для определения «гражданин» . Большое количество респондентов имеет размытое понимание слова "гражданство". Также некоторые участники использовали термин «гражданин города". Не смотря на то, что молодые люди хорошее понимают, что гражданин имеет права, некоторые респонденты определяют их как своего рода обмен с государством («Полноправный житель государства, обеспечиваемый медицинской помощью и образованием. В обмен на это он должен быть активен и патриотичен, всячески помогать, поддерживать порядок и не нарушать закон».)

В своих ответах большое количество участников дискуссий подчеркнули важность соблюдения и использования собственных прав гражданина. Были отмечены такие важные права, как право на свободу, в том числе свободу выбора и свободу слова («Гражданин должен не бояться высказывать свое мнение»), а также право находиться под защитой страны, чьим гражданином он является. Важно, что некоторые респонденты к правам гражданина отнесли его право «помогать и делать хорошие вещи», нежели к его обязанностям.

Проведенное исследование подтверждает, что сегодня подростки, проживающие в городе Алматы имеют хорошие знания о правах и обязанностях гражданина, а также имеют позитивный образ гражданина Казастана. Однако, результаты исследования также говорят о том, что знания не являются показателем формирования гражданской культуры на практике.

Таким образом, весь опыт гражданского образования в странах, входящих в ШОС и БРИКС говорит о недостаточности предметного подхода. Конечно, в школах этих стран есть учебные предметы, обсуждающие политические, правовые, социальные вопросы. Однако все более распространенным становится подход, когда гражданское образование понимается как обширная воспитательно-образовательная программа, направленная на формирование у будущих граждан представлений о современных социальных проблемах и путях их решения. В целом разнообразие подходов показывает, что не существует одной правильной системы гражданского образования, что в самом подходе к этой проблеме должна реализовываться ценность плюрализма. В то же время в опыте различных стран можно увидеть некоторые общие установки. Это, по-видимому, говорит об устойчивых тенденциях, которые не могут игнорироваться любой страной, вступающей на путь построения системы демократического гражданского образования [4, с.272].

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Специальная литература

  1. Аксенова Э.А. Педагогические инновации в гражданском образовании школьников за рубежом // Школьные технологии. – 2010. - № 4. С. 121

  2. Модзалевский Л. Очерк истории воспитания и обучения с древнейших до наших времен. – М.: Книга по требованию, 2011. –378 с.

  3. Су Цзюньянь, Сяо Су. Основные формы и тенденции развития системы инспектирования и оценки школ в Китае // Педагогика. – 2011. - № 1. 94 с.

  4. Вормс Р. Общественный организм. // пер. Травческий А. С. – М.: Либроком, 2012. – 272 с.

Просмотров работы: 1085