СОЦИАЛЬНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

СОЦИАЛЬНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Шлетгауэр Т.В. 1
1Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Социальное сознание является феноменом интегративного характера, с одной стороны, обусловленное качеством социальных взаимодействий, отношений, глубинными и развивающимися представлениями о себе, с другой стороны, определяющее характер социальных взаимодействий и отношений людей.

В своей магистерской диссертации (научный руководитель – И.Г. Маланчук) мы исследовали социальное сознание старших дошкольников как целостную структуру, представленную системой социальных представлений. Для этого на основе психолого-лингвистического анализа и анализа форм речи речевых продуктов старших дошкольников в их диалогах и ситуациях автокоммуникации мы выделили 90 социальных представлений.

Для проведения исследования мы использовали материалы, составляющие базу данных форм речи детей дошкольного возраста И.Г. Маланчук [Маланчук, 2005]. Из 6200 единиц речи для проведения исследования была сформирована случайная выборка N=320 (по 160 единиц речи мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста). Для каждой единицы речи определялся спектр эксплицированных и имплицитных социальных представлений.

Использованная нами технология анализа реконструкции социальных представлений по фактам речи и языка детей позволила сформировать список социальных представлений, характерных для старшего дошкольного возраста. Это:

СП1 – дети как социально-значимый объект;

СП2 – дети как откликающиеся, реагирующие;

СП3 – мать как социально-значимый объект;

СП4 – воспитатель как социально-значимый объект;

СП5 – брат социально-значимый объект;

СП6 – значимые социальные отношения;

СП7 – мои социально-значимые характеристики и свойства;

СП8 – социально-значимые характеристики и свойства другого человека;

СП9 – социально-значимые характеристики и свойства объекта;

СП10 – социально-значимые действия;

СП11 – могу управлять ситуацией;

СП12 – могу не говорить / не отвечать;

СП13 – могу проявлять заботу о другом доступными способами;

СП14 – могу за счет этого позиционироваться;

СП15 – могу управлять своими эмоциями;

СП16 – могу управлять своим поведением;

СП17 – могу управлять своим ментальным состоянием;

СП18 – могу управлять своим речевым поведением;

СП19 – могу управлять эмоциями другого;

СП20 – могу управлять поведением другого;

СП21 – могу управлять ментальным состоянием другого;

СП22 – могу управлять речевым поведением другого;

СП23 – могу управлять для получения преимущества;

СП24 – могу управлять для предотвращения ущерба;

СП25 – причина моей эмоции – управление мною;

СП26 – эффективнее предложить интересное;

СП27 – эффективнее предложить то, что удовлетворяет потребности;

СП28 – эффективнее создать группу для противостояния другим;

СП29 – эффективнее интриговать для привлечения внимания;

СП30 – части тела как эффективные / неэффективные в действиях и социальном поведении;

СП31 – представление об эффективном использовании объектов;

СП32 – представление о необходимости регулировать социальную дистанцию;

СП33 – представление о своей эмоции;

СП34 – представление о временных перспективах;

СП35 – представление о пространстве возможного присутствия;

СП36 – представление о социальной норме;

СП37 – представление о принадлежности объектов другому;

СП38 – представление о принадлежности людей друг другу;

СП39 – представление о собственном комфортном пространстве;

СП40 – представление о собственной уникальности;

СП41 – представление о праве автора;

СП42 – представление о Боге;

СП43 – представление о потребностях другого;

СП44 – чтобы получить что-то от другого, надо предъявить свои права;

СП45 – чтобы что-то получить, надо дать пояснение, для чего это нужно;

СП46 – для привлечения внимания конкретного человека, его необходимо назвать по имени;

СП47 – я как субъект познавательной активности;

СП48 – я говорящий / я слушающий;

СП49 – я говорящий и слушающий одновременно;

СП50 – я владелец информации;

СП51 – я владелец объекта;

СП52 – я некомпетентен, требуется апелляция к другому человеку;

СП53 – я компетентен в оценке других людей;

СП54 – я компетентен оценить себя, свои качества, действия;

СП55 – я могу организовать ситуацию;

СП56 – могу опосредствованно, косвенно влиять на ситуацию;

СП57 – мои характеристики могут менять мой статус;

СП58 – мое состояние дает возможность соглашаться или отказываться;

СП59 – вещи, объекты которыми я владею, говорят обо мне;

СП60 – собственная активность объекта, на которую я не могу повлиять;

СП61 – собственная активность объекта, на которую я могу повлиять;

СП62 – взрослый осуществляет заботу о ребенке;

СП63 – значимость атрибутов детского мира;

СП64 – ценности взрослого мира как значимые в детском мире;

СП65 – информация о человеке изменяет дистанцию между нами;

СП66 – негативные эмоции увеличивают дистанцию;

СП67 – выражение эмоции требует вмешаться в ситуацию;

СП68 – роль требует реализации специфических характеристик и поведения;

СП69 – поведение человека поддерживает ситуацию;

СП70 – поведение человека создает ситуацию;

СП71 – поведение человека разрушает ситуацию;

СП72 – отношения создают ситуацию;

СП73 – отношения разрушают ситуацию;

СП74 – речевое поведение создает ситуацию;

СП75 – речевое поведение разрушает ситуацию;

СП76 – отказ от коммуникации позволяет сохранить себя и свой мир;

СП77 – разная значимость феномена для меня и другого;

СП78 – другой человек думает об этой ситуации;

СП79 – другой человек думает, что владеет чем-либо;

СП80 – другого человека можно негативно оценивать;

СП81 – другому человеку приписываются свойства животного;

СП82 – другого человека можно позитивно оценивать;

СП83 – другой человек компетентен понимать мое состояние;

СП84 – другого человека можно отнести к определенной национальности;

СП85 – есть предпочитаемые национальности;

СП86 – функция денег, деньги должны быть;

СП87 – нужно ориентировать людей в своих действиях;

СП88 – нужно ориентировать людей в своих желаниях, эмоциях;

СП89 – действия другого изменяют его статус;

СП90 – речь и язык можно использовать в специальных целях.

Полученные социальные представления можно сгруппировать по семантическим сферам. Это позволяет представить графическую схему типологии социальных представлений, которая включает: социальные представления о себе, другом / других, об отношениях между партнерами по коммуникации, параметрах ситуации с участием ребенка, третьих лиц и значимых предметов реальности, а также в рамках образов себя и другого – параметры осмысления психологического и социально-психологического уровней себя и другого: эмоциональный, интенциональный, действий и поведения, речевого поведения, ментальный (см. Рисунок 1).

 

СОЦИАЛЬНО-ЗНАЧИМЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ И СВОЙСТВА

 

 

СИТУАЦИЯ

-МЕНТАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ

-РЕЧЕВОЕ ПОВЕДЕНИЕ

-ПОВЕДЕНИЕ И ДЕЙСТВИЯ

-ПОТРЕБНОСТИ

-ЭМОЦИИ

 

 

-МЕНТАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ

-РЕЧЕВОЕ ПОВЕДЕНИЕ

-ПОВЕДЕНИЕ И ДЕЙСТВИЯ

-ПОТРЕБНОСТИ

-ЭМОЦИИ

 

 

СОЦИАЛЬНО-ЗНАЧИМЫЕ ХАРАКТЕРИСТКИ И СВОЙСТВА

 

 

ОТНОШЕНИЯ

 

 

ПРЕДМЕТНЫЙ

МИР

 

Рис. 1. Типология социальных представлений

Технология реконструкции по речи и языку, возможности и теоретические задачи исследования социального сознания детей, практикоориентированные задачи диагностики социального сознания детей, в частности детей старшего дошкольного возраста, результаты кластерного и корреляционного анализа данных подробно описаны в нашей магистерской диссертации [Шлетгауэр, 2015].

Список литературы

Маланчук И.Г. Актуальные задачи психологии речи // Актуальные проблемы современной науки: сб. статей 4-й международной конференции. Социальные и гуманитарные науки. Ч.32. Психология. Самара: Изд-во СамГТУ, 2003. С. 78–81.

Маланчук И.Г. База данных детских текстов (1–7,5 лет). Эл. архив И.Г. Маланчук, 2005.

Маланчук И.Г. Речь как психический процесс: монография. Красноярск, 2009.

Маланчук И.Г. Речь как психический процесс: монография. Изд-е 2-е, доп. Красноярск, 2013.

Маланчук И.Г. Социальное сознание и речевое поведение в дошкольном возрасте: Учеб. пособие. Красноярск, 2014.

Шлетгауэр Т.В. Развитие психосемантики во второй половине ХХ – начале ХХI века: области исследования и методы. Режим доступа: http://www.scienceforum.ru/2015/1205/14062

Шлетгауэр Т.В. Гендерные особенности структуры и содержания социального сознания в старшем дошкольном возрасте: магистерская дисс. Красноярск, 2015. Режим доступа: elib.kspu.ru

Просмотров работы: 1072