В своей магистерской диссертации (научный руководитель – И.Г. Маланчук) мы исследовали социальное сознание старших дошкольников как целостную структуру, представленную системой социальных представлений. Для этого на основе психолого-лингвистического анализа и анализа форм речи речевых продуктов старших дошкольников в их диалогах и ситуациях автокоммуникации мы выделили 90 социальных представлений.
Для проведения исследования мы использовали материалы, составляющие базу данных форм речи детей дошкольного возраста И.Г. Маланчук [Маланчук, 2005]. Из 6200 единиц речи для проведения исследования была сформирована случайная выборка N=320 (по 160 единиц речи мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста). Для каждой единицы речи определялся спектр эксплицированных и имплицитных социальных представлений.
Использованная нами технология анализа реконструкции социальных представлений по фактам речи и языка детей позволила сформировать список социальных представлений, характерных для старшего дошкольного возраста. Это:
СП1 – дети как социально-значимый объект;
СП2 – дети как откликающиеся, реагирующие;
СП3 – мать как социально-значимый объект;
СП4 – воспитатель как социально-значимый объект;
СП5 – брат социально-значимый объект;
СП6 – значимые социальные отношения;
СП7 – мои социально-значимые характеристики и свойства;
СП8 – социально-значимые характеристики и свойства другого человека;
СП9 – социально-значимые характеристики и свойства объекта;
СП10 – социально-значимые действия;
СП11 – могу управлять ситуацией;
СП12 – могу не говорить / не отвечать;
СП13 – могу проявлять заботу о другом доступными способами;
СП14 – могу за счет этого позиционироваться;
СП15 – могу управлять своими эмоциями;
СП16 – могу управлять своим поведением;
СП17 – могу управлять своим ментальным состоянием;
СП18 – могу управлять своим речевым поведением;
СП19 – могу управлять эмоциями другого;
СП20 – могу управлять поведением другого;
СП21 – могу управлять ментальным состоянием другого;
СП22 – могу управлять речевым поведением другого;
СП23 – могу управлять для получения преимущества;
СП24 – могу управлять для предотвращения ущерба;
СП25 – причина моей эмоции – управление мною;
СП26 – эффективнее предложить интересное;
СП27 – эффективнее предложить то, что удовлетворяет потребности;
СП28 – эффективнее создать группу для противостояния другим;
СП29 – эффективнее интриговать для привлечения внимания;
СП30 – части тела как эффективные / неэффективные в действиях и социальном поведении;
СП31 – представление об эффективном использовании объектов;
СП32 – представление о необходимости регулировать социальную дистанцию;
СП33 – представление о своей эмоции;
СП34 – представление о временных перспективах;
СП35 – представление о пространстве возможного присутствия;
СП36 – представление о социальной норме;
СП37 – представление о принадлежности объектов другому;
СП38 – представление о принадлежности людей друг другу;
СП39 – представление о собственном комфортном пространстве;
СП40 – представление о собственной уникальности;
СП41 – представление о праве автора;
СП42 – представление о Боге;
СП43 – представление о потребностях другого;
СП44 – чтобы получить что-то от другого, надо предъявить свои права;
СП45 – чтобы что-то получить, надо дать пояснение, для чего это нужно;
СП46 – для привлечения внимания конкретного человека, его необходимо назвать по имени;
СП47 – я как субъект познавательной активности;
СП48 – я говорящий / я слушающий;
СП49 – я говорящий и слушающий одновременно;
СП50 – я владелец информации;
СП51 – я владелец объекта;
СП52 – я некомпетентен, требуется апелляция к другому человеку;
СП53 – я компетентен в оценке других людей;
СП54 – я компетентен оценить себя, свои качества, действия;
СП55 – я могу организовать ситуацию;
СП56 – могу опосредствованно, косвенно влиять на ситуацию;
СП57 – мои характеристики могут менять мой статус;
СП58 – мое состояние дает возможность соглашаться или отказываться;
СП59 – вещи, объекты которыми я владею, говорят обо мне;
СП60 – собственная активность объекта, на которую я не могу повлиять;
СП61 – собственная активность объекта, на которую я могу повлиять;
СП62 – взрослый осуществляет заботу о ребенке;
СП63 – значимость атрибутов детского мира;
СП64 – ценности взрослого мира как значимые в детском мире;
СП65 – информация о человеке изменяет дистанцию между нами;
СП66 – негативные эмоции увеличивают дистанцию;
СП67 – выражение эмоции требует вмешаться в ситуацию;
СП68 – роль требует реализации специфических характеристик и поведения;
СП69 – поведение человека поддерживает ситуацию;
СП70 – поведение человека создает ситуацию;
СП71 – поведение человека разрушает ситуацию;
СП72 – отношения создают ситуацию;
СП73 – отношения разрушают ситуацию;
СП74 – речевое поведение создает ситуацию;
СП75 – речевое поведение разрушает ситуацию;
СП76 – отказ от коммуникации позволяет сохранить себя и свой мир;
СП77 – разная значимость феномена для меня и другого;
СП78 – другой человек думает об этой ситуации;
СП79 – другой человек думает, что владеет чем-либо;
СП80 – другого человека можно негативно оценивать;
СП81 – другому человеку приписываются свойства животного;
СП82 – другого человека можно позитивно оценивать;
СП83 – другой человек компетентен понимать мое состояние;
СП84 – другого человека можно отнести к определенной национальности;
СП85 – есть предпочитаемые национальности;
СП86 – функция денег, деньги должны быть;
СП87 – нужно ориентировать людей в своих действиях;
СП88 – нужно ориентировать людей в своих желаниях, эмоциях;
СП89 – действия другого изменяют его статус;
СП90 – речь и язык можно использовать в специальных целях.
Полученные социальные представления можно сгруппировать по семантическим сферам. Это позволяет представить графическую схему типологии социальных представлений, которая включает: социальные представления о себе, другом / других, об отношениях между партнерами по коммуникации, параметрах ситуации с участием ребенка, третьих лиц и значимых предметов реальности, а также в рамках образов себя и другого – параметры осмысления психологического и социально-психологического уровней себя и другого: эмоциональный, интенциональный, действий и поведения, речевого поведения, ментальный (см. Рисунок 1).
СОЦИАЛЬНО-ЗНАЧИМЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ И СВОЙСТВА
СИТУАЦИЯ
-МЕНТАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ
-РЕЧЕВОЕ ПОВЕДЕНИЕ
-ПОВЕДЕНИЕ И ДЕЙСТВИЯ
-ПОТРЕБНОСТИ
-ЭМОЦИИ
-МЕНТАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ
-РЕЧЕВОЕ ПОВЕДЕНИЕ
-ПОВЕДЕНИЕ И ДЕЙСТВИЯ
-ПОТРЕБНОСТИ
-ЭМОЦИИ
СОЦИАЛЬНО-ЗНАЧИМЫЕ ХАРАКТЕРИСТКИ И СВОЙСТВА
ОТНОШЕНИЯ
ПРЕДМЕТНЫЙ
МИР
Рис. 1. Типология социальных представлений
Технология реконструкции по речи и языку, возможности и теоретические задачи исследования социального сознания детей, практикоориентированные задачи диагностики социального сознания детей, в частности детей старшего дошкольного возраста, результаты кластерного и корреляционного анализа данных подробно описаны в нашей магистерской диссертации [Шлетгауэр, 2015].
Список литературы
Маланчук И.Г. Актуальные задачи психологии речи // Актуальные проблемы современной науки: сб. статей 4-й международной конференции. Социальные и гуманитарные науки. Ч.32. Психология. Самара: Изд-во СамГТУ, 2003. С. 78–81.
Маланчук И.Г. База данных детских текстов (1–7,5 лет). Эл. архив И.Г. Маланчук, 2005.
Маланчук И.Г. Речь как психический процесс: монография. Красноярск, 2009.
Маланчук И.Г. Речь как психический процесс: монография. Изд-е 2-е, доп. Красноярск, 2013.
Маланчук И.Г. Социальное сознание и речевое поведение в дошкольном возрасте: Учеб. пособие. Красноярск, 2014.
Шлетгауэр Т.В. Развитие психосемантики во второй половине ХХ – начале ХХI века: области исследования и методы. Режим доступа: http://www.scienceforum.ru/2015/1205/14062
Шлетгауэр Т.В. Гендерные особенности структуры и содержания социального сознания в старшем дошкольном возрасте: магистерская дисс. Красноярск, 2015. Режим доступа: elib.kspu.ru