СИСТЕМАТИЗАЦИЯ НОВЕЙШИХ НАПРАВЛЕНИЙ В СОВРЕМЕННОЙ ОРГАНИЧЕСКОЙ АРХИТЕКТУРЕ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

СИСТЕМАТИЗАЦИЯ НОВЕЙШИХ НАПРАВЛЕНИЙ В СОВРЕМЕННОЙ ОРГАНИЧЕСКОЙ АРХИТЕКТУРЕ

Близнюк А.Н. 1, Вашковская Е.А. 1, Саньков П.Н. 1
1Приднепровская государственная академия строительства и архитектуры
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Введение. Связь человека и природы неразрывна, как бы человек не стремился к прогрессу он все равно возвращается к природным истокам. Природа это начало из которого на протяжении веков люди черпают вдохновение, создавая все новые архитектурные стили. Несомненно в них отображаются как достижения научно-технического прогресса так и духовные убеждения. Новые взгляды, новые изобретения позволяют человеку создавать жизнь вокруг себя. Особенности природы места, климатические условия, культурно-исторические особенности народа диктуют формы образования архитектуры рекреационных зон. Влияние природного облика на эстетическое воспитание, формирование живых ценностей. Возможность сохранить сегодня природу для будущих поколений является одной из важнейших задач.

Природа — проявление мира в многообразии форм. Уникальный организм с гармонично развитой системой взаимодействия всех ее элементов, одним из которых является человек. Общественное существо, обладающее сознанием, разумом; субъект общественно-исторической деятельности и культуры. Испокон веков строящий культуру на общении с духовными силами. Окруженный продуктами научно-технического прогресса человек не перестает черпать вдохновение у природы и все чаще стремится к духовному отдыху. Что не всегда может позволить архитектура рекреационных зон. Основным критерием в проектировании является экономический фактор, что несомненно важно но только грамотное сочетание архитектуры и ландшафта создают благоприятную рекреационную среду.

Изначально термин архитектура означал искусство строить здания, в наше время архитектура является отображением возможности человечества и достижения в области технологий. В последнее время самыми распространенными материалами являются бетон стекло и метал. Разрабатываются новые конструкции зданий. Все чаще фасады зданий украшают металлическими конструктивными элементами, используются грубые формы в архитектуре не только деловых и общественных центров города но и в архитектуре рекреационных зон. Заполнение природного пространства архитектурой с ярко выраженными конструктивными элементами ведет к разрушению образа природы как единого организма. Господство человека становится причиной истребления природных памятников. Архитектура рекреационных зон должна служить не столько организацией жилых процессов, сколько быть проводником от мира человечества к миру природы, источникам энергии жизни. Для удовлетворения потребности психологического и энергетического отдыха важно доминирование природы.

С приходом цивилизации происходит упадок культуры — плата за прогресс, но оглянувшись назад в любой культуре можно заметить, что предки находились в тесном взаимодействии с природой, что формирование не только архитектуры, но и всего образа жизни исходило из природных процессов.

Актуальность. В настоящем, крайне напряженном, динамичном и агрессивном мире человек должен жить в гармонии с природой везде и даже в городе. Эта идея является основой современных направлений новой органической архитектуры, которая продолжает воплощать принципы и методы формообразования органической архитектуры прошлого века. Но появился уже целый ряд направлений: лэндформная архитектура, эко-архитектура, зеленая архитектура и био-архитектура. Большой диапазон объектов, созданных на основе экологической подхода, сегодня определяется архитекторами и теоретиками, как лэндформная архитектура, в которой архитектурное формообразование основано на тактильном взаимодействии с землей; архитектура на основе нелинейной, не ортогональной геометрии; динамичная архитектура, связанная с трансформацией внешней формы, оболочки и внутреннего пространства; как экологическая архитектура, являющаяся примером инженерного усовершенствования архитектурных объектов на основе использования природных ресурсов с целью создания комфортной среды сосуществования человека и природы; как био-архитектура и множество других направлений.

Применение органического подхода встречается сегодня не только в архитектуре, но и в естественнонаучных дисциплинах, социальных, политических и экономических дисциплинарных полях, в современном искусстве. Сегодня, когда идея устойчивого развития становится условием дальнейшего существования человека, необходимо устанавливать качественно новые отношения человека с природой.

Следовательно, актуальность темы, посвящена анализу и систематизации эволюционного развития современных направлений в органической архитектуре.

Цель. Выявить исторические предпосылки возникновения органической архитектуры, определить направления развития современных тенденций органической архитектуры на основе изучения современного зарубежного опыта проектирования, а также анализа формообразования и пространственной организации архитектурных объектов.

Задачи.

  1. Проследить исторические предпосылки возникновения органической архитектуры.

  2. Исследовать и систематизировать тенденции в разнообразии современных направлений органической архитектуры.

  3. Определить приемы формирования архитектурных объектов в контексте нового органического подхода в современных направлениях новейшей архитектуры: landform архитектура, «зеленая» архитектура, экологическая архитектура, био-архитектура.

Новизна. Новизна работы заключается в выявлении особенностей и систематизации новейших направлений в современной органической архитектуре, а также в пространственной организации на основе современной органической архитектуры, в установлении взаимосвязи и преемственности принципов формообразования и пространственной организации объектов: landform архитектуры, «зеленой» архитектуры , экологической архитектуры, био-архитектуры к общим принципам органической архитектуры.

Основная часть.

Исторические предпосылки возникновения органической архитектуры в 20в.

Во все времена в архитектуре была свойственна двойственность. С одной стороны, она была органической, ибо следовала законам природы, с другой стороны – искусственной.

Историк архитектуры Берендт в своем исследовании о современных зданиях органическую тенденцию развития архитектуры назвал образованным искусством, а рациональную - изящным искусством. Органичное определяется тогда, когда часть относится к целому, как целое к части, но вместе с тем, органическую архитектуру, по его мнению, определяют формы динамические, неправильные, а не основанные на геометрии, возникающие как результат контактов с реальностью, следствие здравого смысла. А формы неорганической архитектуры основаны на геометрии, правильные. Они - следствие совершенных пропорций, золотого сечения и абсолютной красоты, результат образования. Вместе с тем каждую форму органической архитектуры следует рассматривать как организм, который развивается в соответствии с законом своего собственного существования, своего собственного особого ордера, в гармонии со своими функциями и своим окружением, как растение или другие живые организмы. В противоположность этому любая форма неорганической архитектуры похожа на механизм, все элементы которого расположены в соответствии с классическим ордером и незыблемым законом данной системы.

Идеи органической архитектуры впервые были сформулированные в 1890-х гг. американским архитектором Луисом Генри Салливеном (1856-1924), но развиты были его учеником Франком Ллойдом Райтом (1869-1956).

Архитектура Ллойда Райта

Франк Ллойд Райт (1869-1956) - крупнейший архитектор в истории США, да и всего мира. За более чем семьдесят лет своего творческого пути он сделал для развития современной архитектуры больше, чем любой другой мастер в странах Запада. Он развил теории композиции архитектуры органичной, целостной, являющейся неотделимой частью окружающей среды; сформулировал идею непрерывности архитектурного пространства. Основанный на этой идее прием так называемого свободного плана вошел в число средств, используемых всеми течениями современного зодчества.

Глубоко понимая значение социально-функциональных, технических и эстетических аспектов архитектуры, он, создавая свои произведения, обращался к внутреннему миру человека, к его представлениям о природе, красоте, социальной психологии, культурному наследию. Он умел сочетать в своих постройках последние достижения современности с глубокой традицией, но с традицией не в области архитектурной формы, которая стала канонической и утратила связь с условиями, ее породившими (против такого подхода к использованию наследия Райт боролся всю жизнь), а с традицией всякой органичной, особенно народной, архитектуры строить естественно и просто, применительно к конкретным условиям, с традицией, вытекающей из духовных потребностей человека. Отсюда отличительная черта всего созданного зодчим - современность облика зданий, неразрывная связь с природой, человечность и глубокая индивидуальность.

Архитектура Алвара Аалто

Безусловно, еще один из самых значительных представителей органической архитектуры - финский архитектор Алвар Аалто (1898-1976) . Однако он обращается к природным формам не только как к контексту, но и как к образцам структурной организации и связей со средой. Их он обнаруживает на системном уровне, где на лицо определенное единство всех целостных объектов, как природных, так и созданных человеком. Поэтому его произведения не имеют ничего общего с имитацией природных образцов.

Предпосылки появления новой органической архитектуры

Новая органическая архитектура предполагает создание домов являющихся естественным продолжением природы, не вступающих с ней в конфликт. Органическая архитектура в своем дальнейшем развитии стремится к созданию экодомов - энергоэффективных и комфортных зданий с независимыми системами жизнеобеспечения. Конструкция такого дома предусматривает комплекс инженерного оборудования. При строительстве используются экологически совместимые с человеком материалы и строительные конструкции. В идеале, дом будущего - это автономная самообеспечивающаяся система, органично вписывающаяся в природный ландшафт и существующая в гармонии с природой. Органический стиль равнозначен по своему содержанию понятию экоархитектуры и напрямую связан с экологией.

Органический подход в проектировании, который, в отличие от механического, позволяет объектам развиваться изнутри, постоянно эволюционируя и совершенствуя самих себя, постепенно превращаясь в целые системы, в которых любая составляющая часть - самодостаточна.

Огромный диапазон подобных объектов включает в себя так называемую архитектуру «лендморфинга», в которой архитектурное формообразование тактильно связано с землей, архитектуру на основе нелинейной, неортогональной геометрии, динамичную архитектуру, связанную с трансформацией внешней формы, оболочки и внутреннего пространства, экологическую архитектуру и так далее. Среди архитекторов, применяющих сегодня органический подход, использующих концепцию объекта как организма, звучат такие имена как Тойо Ито, Шухей Эндо, Эмилио Амбаз, Майкл Соркин, Массимилиано Фуксас, Питер Эйзенман, Заха Хадид.

Такие архитектурные объекты не могут быть объяснимы с позиций функционального, рационального и механистического подходов. В основе их формообразования и пространственной организации лежит идея создания объекта, способного к развитию и, зачастую, представляющего собой результат промежуточного этапа проектного процесса. Такие объекты лишены жесткой структуры на основе ортогональной системы координат. Очевидно, что с развитием представлений человека о мире усложняется и углубляется его знание об устройстве мира, что сказывается в трансформации органического подхода к архитектуре в контексте изменения научного знания.

Классификация современных направлений органической архитектуры

Landform архитектура Архитектура сформированная по средствам взаимосвязи земляных покровов с архитектурными элементами. Такой подход к формированию здания не является изобретением современности, вспомните наши землянки или храмы в скалах. Методика работы с местностью индивидуальна в каждом отдельном случае, все зависит от типа земляных покровов, от разных геологических условий и конечно же от архитектурной среды вокруг. Есть некоторые общие способы взаимодействия здания с рельефом.

Ниже показаны примеры глобализации рельефа.

 
 
 
Рисунок 1. Способы взаимодействия здания с рельефом

Первый пример Женский университет ИХВА в Сеуле, Корея. Архитектор француз Доминик Перро. Решение глобального городского ландшафта, который связывает воедино структуру кампуса с городом.

Второй пример музей памяти жертв Холокоста в Лос-Анджелесе , США. Архитекторы- компания Belzberg Architects . Здание находится в общественном парке , цель проекта была в том чтобы интегрировать музей в тело парка. Архитекторы добились этого за счет продолжения зеленой пешеходной аллеи на крышу музея, а так же парк и здание связали каменные дорожки и аллеи.

Отличительной особенностью зданий построенных в рамках лэндформной архитектуры, является пространство: то, каким образом внешнее и внутреннее пространство связывается между собой, соотношение пространства улицы и границ здания. Появляется понятие перетекаемого пространства изнутри наружу и наоборот, а так же отсутствие жестких фасадов сооружения, за счет изменения пластики земли на границах объекта.

Центр Sun Moon Lake на берегу озера в Тайване. Архитектор из Токио Норихико Дэн и партнеры. Здание имеет зеленую крышу и поднимается из прилегающих территорий к озеру. Задачей архитектора была в создании новой модели отношений человека и природы. Второй задачей была усилить значимость озера, привлечь туристов, создать комфортную среду для обзора и отдыха на озере.

Рисунок 2. Способы освоения глубоких впадин «Зеленая» архитектура

Начало зелёной архитектуры принято отсчитывать с середины 70-х, когда западный мир озаботился сохранением природных ресурсов и проблемами окружающей среды после очередного энергетического кризиса. Наибольшую популярность эта идея приобрела в странах с мягким климатом и короткой зимой: в Юго-Восточной Азии, Латинской Америке. Австралии и Средиземноморье. Стены, крыши, фасады, превращенные в сады, стали появляться одни за другими в ландшафтах главных городов мира.

Ключевым фактором зеленой архитектуры является то, что начиная с прорастания идеи, планирования, исполнения, последующего технического обслуживания и ремонта, до точки разрушения, осуществляется с помощью экологически чистых технологий и ресурсов.

Факторы в зеленой архитектуре строительства сосредоточены таким образом, что природные ресурсы могут быть эффективно использованы, чтобы защитить здоровье владельца дома, снизить воздействие отходов, деградации и загрязнения окружающей среды и обеспечить все необходимые вещи, которые нужны в строительстве, не влияя на растительный мир.

Принципы зеленой архитектуры

Принцип сохранения энергии. Подразумевает под собой такое проектирование и строительство, при котором расход тепла, как на отопление, так и на охлаждение, минимален.

Принцип «сотрудничества» с солнцем. Предполагает использование энергии солнца в качестве основного источника света и тепла.

Принцип сокращения объемов нового строительства. Чем меньше строится новых зданий и больше используется зданий старых, или хотя бы материалов старых зданий для возведения новых, тем лучше, так как это уменьшает загрязнение окружающей среды.

Принцип уважения к обитателю. Здание существует не для того, чтобы его продать, оно – место, где протекает жизнь людей, место, где они живут, учатся, работают. При всей своей вместительности здание должно быть ориентировано на каждого посетителя в отдельности.

Принцип уважения к месту. Архитектурный объект не должен противостоять окружающей его среде, он должен гармонично вписываться в нее. Особое внимание должно уделяться постановке здания в природной среде – архитектура не должна быть враждебна живому миру, так как она создается для человека.

Принцип целостности. Означает, что все вышеперечисленные принципы должны работать взаимосвязано друг с другом.

Эти принципы реализуются за счет внедрения природного компонента в структуру здания, энергосберегающих мероприятий, а также композиционного решения здания в плане и в объёме.

Рисунок 3. Дом Meera House, Сингапур,архитектурное бюро Guz Architects Рисунок 4. Музей Caixa Forum, Мадрид Архитектурное бюро Herzog & de Meuron

В эти же годы во многих странах мира независимо друг от друга появляются идеи о создании экогорода. Такой город представлял бы из себя устойчивую экологическую систему, которая получала бы большую часть энергии для существования от Солнца. Подобные города могли послужить решением проблемы экономии энергоресурсов и недостатка их в развивающихся странах мира. В наше время немалая часть таких проектов воплощена в жизнь. Как пример можно привести поселок в Германии под названием «Солнечный парк», состоящий из биодомов с солнечными батареями, которые потребляют в 10 раз меньше энергии по сравнению с их традиционными аналогами.

Сейчас уже полностью сформированы экологические принципы архитектурного проектирования:

1. Экологически чистые строительные материалы.

2. Альтернативные энергосберегающие источники энергии.

К ним относят тепловые насосы, солнечные коллекторы, а также котлы энергетически выгодного и качественного сжигания сырья.

3. Правильные способы утилизации отходов.

4. Комфортная и здоровая для человека система отопления (охлаждения) с помощью излучающих поверхностей, передающих тепло человеку напрямую посредством волн, предварительно не подогревая воздух.

5. Экономия энергии благодаря «теплым» стенам, то есть стенам, которые правильно и хорошо утеплены.

6. Внутренняя отделка зданий и домов глиняной штукатуркой, деревом, линолеумом из натуральных природных материалов. Такая отделка обеспечивает достаточную влажность в помещении (около 50 процентов), что необходимо для здоровья дыхательных путей человека.

7. Создание приточно-вытяжной вентиляции, обеспечивающей постоянный приток чистого воздуха без эффекта сквозняка.

8. Рациональное проектирование, компактность форм.

Взаимодействие экологических факторов и оценочных принципов проявляется в объектах взаимодействия с разной интенсивностью и выражается в критерии «экологичность». Можно говорить о трех уровнях идентификации свойства экологичности по отношению к архитектурным или градостроительным объектам. Рассмотрим эти уровни на примере элементов градостроительной системы – архитектурных объектов.

1. Нейтральныйуровень экологичности обьекта не затрагивает его основных объемно-планировочных параметров, профильной архитектурно-строительной основы. Довольно много примеров такого рода относится к жилым зданиям. В этом случае экологичность объекта определяется скорее исходя из его инженерных, экономических, эксплуатационных и др., но не архитектурных свойств.

2. Модифицирующий уровень обнаруживается там, где воздействие экологических критериев накладывает отпечаток на архитектуру, пространственное и функциональное решения объекта. При этом изменяются в некоторой степени его облик, соотношение частей здания, характер отделки и т. п. Экологичность, как свойство объекта, выходит за рамки неочевидного, получая визуализованное воплощение. К этому уровню принадлежит основная масса объектов, выполненных по экологичным технологиям с характерными элементами инженерной оснастки – кровельными солнечными батареями, ветроэнергетическими установками и т. д.

3. Трансформирующий уровеньпроявления экологических признаков – это наиболее интенсивно обозначенная форма реализации экологических требований, определяющая облик, функционально-пространственную структуру объекта, образную основу его идентификации. Здесь происходит очевидная смена архетипа в пользу неоструктуры, новообраза. Заметно преобладание экологического содержания в смысловом, образном звучании объекта.

Оставляя в стороне мировоззренческие, экономические, творческие основы формальных поисков, рассмотрим основные направления развития экостиля, которые прочитываются в манипуляциях с архитектурными сооружениями.

1. Прежде всего, обращают на себя внимание попытки использовать естественные и полуприродные элементы городской среды в качестве символов, знаков экологизации и, одновременно, содержательных звеньев пространственного решения городских зданий. Оранжереи, зеленые комнаты, разного рода озелененные террасы, решетки, кровли и т. п., демонстрируют элементы новой экокультуры и возможности интеграции естественных и искусственных компонентов среды в гармоничное пространство. Подобные приемы присущи работам архитекторов Эмилио Амбаша и Кена Янга.

2. Направление, к которому примыкают эксперименты по расчленению, дроблению объемов зданий, созданию объектов-комплексов из дискретных элементов, «прозрачных» для окружения, как бы перемешанных с воздухом, зеленью, деревьями, микроландшафтом участка. Вольно или невольно в этом ключе работают и «деконструктивисты». Проницаемые, «пористые», объемы сооружений корреспондируются с идеей взаимопроникновения элементов новой городской среды. Среди представителей данного направления следует упомянуть архитектора Томаса Херцога.

3. Создание построек-мобилей, «умных» зданий, реагирующих на изменения условий внешней среды, подобно паруснику, сменой конфигурации и фактуры объема, режима кондиционирования, отопления, освещения и т. д. Для этого течения характерны гибриды бионики и «хайтека», использующие возможности робототехники для реализации необходимых реакций оболочки здания на динамику параметров внешней среды. Это, пожалуй, наиболее интеллектуальное и технитизированное направление, заимствует «космические технологии» для экзотических решений таких задач, как: энергообеспечение, оптимизация микроклимата здания, физического взаимодействия внутренней и внешней среды архитектурного объема. Не исключено, что оперативные возможности архитектуры такого рода станут завтра естественной принадлежностью экологического стиля.

4. Энергоэффективная архитектура в ее нетрадиционной трактовке, также стала символом экологических поисков. Это касается зданий, демонстрирующих экологические качества инженерной инфраструктуры: энергоаккумулирующих поверхностей стен, кровель, водонагревательных баков и т. п., всевозможных ветроэнергетических и гидроэнергетических устройств и проч., наделенных знаковыми функциями.

5. Биоклиматические здания, выполненные в самой современной манере, в сущности, развивают уже упомянутые выше традиционные основы экокультуры. Им свойственны региональность и, в меньшей степени, экзотичность внешнего облика. Использование солнечного света, естественных механизмов вентиляции и сбережения тепла отвечает существу экокультуры. Эти разработки затрагивают наиболее фундаментальные вопросы формирования экостиля. В активе образов биоклиматической архитектуры проекты Ричарда Б. Фуллера, всевозможные переосмысления исторических прототипов.

6. Еще одна тенденция, также заслуживающая внимания, связана со стремлением вернуться к естественным формам и природным основам архитектурных сооружений. Всевозможные дома-пещеры, дома-холмы (присыпанные землей и озелененные) – наиболее заметная, но не самая содержательная линия в этом направлении. Более интересны и близки сердцу россиянина разработки, использующие ареал нерегулярных форм, неспрямленных планировочных контуров, соответствующих естественным формам движения, пространственного поведения человека. Классический пример-комплекс НМБ-банка под Амстердамом (арх. Тон Альберс и проектная группа).

Перечисленные тенденции представляют собой микротечения в моделировании «экологической» формы и, разумеется, не отделены друг от друга так жестко, как это приходится делать при перечислении.

Био-архитектура ( био-тек или бионика)

Био-тек (бионика) – это направление современной, так называемой «нео-органической» архитектуры, где достижение выразительности конструкций осуществляется за счет заимствования природных форм.

На сегодняшний день архитектурный стиль бионика находится в процессе своего активного становления. В результате этого его исследовательская и теоретическая компонента главенствует над градостроительной практикой. Самым серьезным противоречием архитектурного стиля био-тек является противостояние консервативной прямоугольной планировки и конструктивной схемы зданий с биоморфными криволинейными оболочками, формами. Главной задачей бионики является экономически-оправданное и эстетическое решение этого противоречия.

Люди издавна копировали природу. Сейчас после эпохи конструктивизма и минимализма, главенствующих в 20 столетии, наступил новый период возвращения к природе. Но уже не через простое повторение форм, но через осмысление её устройства, через научную, почти молекулярную природу.

 
 

Рисунок 5. Примеры бионической архитектуры

Вывод. Органический подход присутствовал в деятельности проектировщиков на протяжении всего развития архитектуры. Характер эволюции органического подхода обусловлен развитием научного знания проектных и строительных методов в архитектуре, а также научными открытиями в других дисциплинарных полях: биологии, химии, физике, генной инженерии, информационных технологиях и т. д.

Специфика органического подхода к проектированию определяется принципами и методами формирования, которые интерпретируются с помощью индивидуальных приемов проектирования в каждом из современных направлений новой органической архитектуры. Образно-композиционный арсенал новейшей архитектуры, представлен направлениями: landform архитектура, «зеленая» архитектура, экологическая архитектура, био-архитектура, основывается на принципах и методах органического подхода.

Современная органическая архитектура реализует концепцию органической целостности, которая определяет способность архитектурного объекта к устойчивому развитию на основе трансформации пространственной структуры, конструктивной системы и оболочки с целью обеспечения потенциального развития и адаптации к изменяющимся внешним и внутренним условиям. Органическая архитектура позволяет согласовывать многообразие современного мира, предлагая гибкие стратегии и тактики, обеспечивающие гармоничное равновесие между «первой» и «второй» природой.

Списоклитературы.

1.«Sustainable architecture and urbanism». 2002, Terraced Housing in Vikki, Helsinki, Finland, Arrak Architects.

2. «Особенности органического подхода в архитектуре конца XX - начала XXI века»

Диссертация, 2008, Заславская А.Ю.

3. Холодова Л.П. Глобальная креативность: синтез архитектуры с другими научными дисциплинами [Электронный ресурс] / Л.П. Холодова, Я. Янкова, С.С. Титов // Архитектон: известия вузов. – 2004. – №1. Режим доступа: «http://archvuz.ru/numbers/2004_1/ta01».

4. «Utopia forever» Visions of architecture and urbanism, Gestolten. «Ecopod», Architect: Howeler+Yoon Architecture and Squared Design Lab. USA.

5. Добрицына, И.А. От постмодернизма к нелинейной архитектуре.1

6. Архитектура в контексте современной философии и науки текст. / И.А.Добрицына //. — М.: Прогресс-Традиция, 2004, 416с

7. Лебедев, Ю.С. Архитектурная бионика текст. /Ю.С.Лебедев//. М: Стройиздат. - 1990, 269стр.

8. Иконников, А.В. Пространство и форма в архитектуре и градостроительстве текст. /А.В.Иконников// М.: Комкнига, 2006. -352стр.

9. Электронный ресурс « http://g-global-expo.org/index.php/ru/component/content/article/75-bioarkhitektura/372-bioarkhitektura-i-sakralnaya-geometriya » - Виртуальная выставка «ЭКСПО-2017».

10. Электронный ресурс «http://arxatlam.blogspot.com/?view=magazine»

Просмотров работы: 3007