СТАНОВЛЕНИЕ ГРАЖДАНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

СТАНОВЛЕНИЕ ГРАЖДАНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ

Сулейманова Г.К. 1
1Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В современном мире наблюдается возрастание роли гражданского общества в жизнедеятельности государства и политических систем, что обуславливает важную роль гражданского образования в общеобразовательном процессе. Гражданское образование школьников, создание условий для воспитания полноценных граждан остается приоритетным направлением молодежной и образовательной политики демократических стран. В настоящее время отсутствует однозначное определение понятия «гражданское образование». Это объясняется тем, что гражданское образование находится на стадии становления и развития.

Гражданское образование можно рассматривать в широком и узком смысле. В первом случае подразумевается образование, направленное на формирование человека-гражданина, личности с присущими ей гражданскими качествами. Основу содержания образования и предмета учебных дисциплин составляют проблемы общественной жизни. Согласно другой концепции, гражданским образованием является интеграция таких дисциплин, как политология, право и этика, где ученик, изучая отдельные темы, продвигается к освоению основных наук. Следовательно, гражданское образование – целенаправленная образовательная, воспитательная и управленческая деятельность, формирующая активных граждан демократической страны и предусматривающая массовое распространение демократических ценностей, высокую правовую и политическую культуру, воспитание толерантности, где личность должна сочетать в себе свободное критическое мышление, законопослушание и принятие общественных институтов [1, с. 33-37].

В документах Совета Европы гражданское образование определяется как процесс подготовки молодежи к ответственному участию в демократии, основанной на уважении прав человека, равенстве, плюрализме, справедливости.

По одной из версий, гражданским образованием является система воспитания и обучения личности, предусматривающая создание условий для становления нравственной гражданской позиции и компетентности, и обретения опыта общественно-полезной гражданской деятельности в контексте непрерывного образования. Так как гражданское образование невозможно реализовать через отдельную учебную дисциплину, следовательно, это – целостная система, охватывающая все сферы деятельности учебного заведения, предполагающая использование практико-ориентированных и интерактивных методов обучения [2].

Гражданское образование – инновационная стратегическая платформа развития социума эпохи глобализации, имеющая универсальное ядро и спецификации в национальных системах образования [3, с. 8].

Обобщая вышесказанное, можно сделать вывод о том, что фундаментом гражданского образования служит нравственное, политическое и правовое образование, воплощающаяся через учебные курсы, внеклассную работу, путем создания в школе демократического уклада и правового пространства. При таком образовании у учащиеся формируются толерантность, умение критически мыслить, готовность к компромиссу, правовая грамотность, гражданскую активность, желание участвовать в делах государства, в общественно-политической жизни [4].

Целью гражданского образования является воспитание гражданина, убежденного в ценностях и преимуществах демократического образа жизни, владеющего качествами свободной, самостоятельной, критически мыслящей личности, навыками активного политического участия, а также это подготовка учащихся к жизни в гражданском обществе, правовом государстве, формирование полноценных граждан своей страны: общественно-активных, компетентных, патриотичных, интеллигентных, обладающих гражданским самосознанием, нацеленных на созидание, умеющих отстаивать свои права и интересы и в тоже время учитывать и уважать интересы, потребности и права других людей [5, с. 12].

Функции гражданского образования неразрывно связаны с функциями обществоведческого образования, которыми являются: образовательная, развивающая, ценностно-воспитательная [6].

Образовательная функция заключается в овладении учащимися знаниями, умениями и навыками, с последующим использованием их на практике. Результатом данной функции становится сознательное оперирование знаниями, способность ученика привлекать прежние знания для получения новых.

Развивающая функция состоит в том, что в процессе обучения происходит развитие воспитанников, осуществляемое более действенно при специальной направленности взаимодействия учителей и учеников на всестороннее развитие личности. Эта специальная направленность обучения получила название «развивающее обучение», которое рассматривали в своих трудах Л.В. Занков, М.И. Махмутов, И.Я. Лернер и М.Н. Скаткин, В. В. Давыдов и Д. Б. Эльконин, И.Я.Гальперин, Н.Ф.Талызина.

Ценностно-воспитательная функция – проявляется везде и всегда, несмотря на любые эпохи и любые условия. Осуществляется благодаря организации общения учителя с учениками, в процессе которого формируются ценности, мировоззрение учащихся, воспитываются нравственные, эстетические, моральные, трудовые качества учащихся.

Гражданское образование является относительно молодым направлением и связано прежде всего с развитием демократических ценностей. Общественные школы, которые сложились в XIX веке послужили сильнейшим средством гражданского образования. Основателями истории граждановедения являются Дж. Адамс, Т. Джефферсон, Дж. Мэдисон, Х. Манн, Дж. Вашингтон, Дж. Манро, Б. Франклин, А. Гамильтон, Т. Пейн. Они утверждали, что граждановедение «жизненно важно для сохранения и совершенствования американской конституционной системы» [7, с. 48-50].

В 60-е годы прошлого столетия гражданское образование получило развитие в таких странах, как США, Франция, Германия. Особая роль, среди перечисленных стран принадлежит Франции, где гражданское воспитание преподается с конца ХIХ века. Название учебного предмета в разных странах формулировалось по-разному, но, как правило оно носит название «граждановедение» – «civics» или «civic education», например, в США – «Civitas» (1991), в ФГР «Politische Bildung», в Англии – «Citizenship Education» (1988), Венгрия – «Хороший гражданин» (1994), Россия – «Граждановедение» (1992), во Франции – «Education Civique» [8, с. 76].

Школьное обучение в зарубежных странах отличается тем, что большое внимание уделяется преподаванию социально-правовых дисциплин. Занятия по граждановедению являются своего рода общественными лабораториями, в которых учащиеся развивают способности, приобретают навыки сотрудничества, проявляют гражданскую ответственность.

Следует заметить, что узаконенный статус гражданское образование получило только в школах Англии. В Северной Ирландии, Уэльсе и Шотландии этот предмет не является обязательным и имеет свои национальные особенности и приоритеты. Более того, существуют значительные различия и расхождения в том, как трактуются и применяются на практике во всех четырех странах такие ключевые моменты как содержание предмета «гражданское образование», его статус в рамках учебной программы, наличие подготовленных квалифицированных кадров, внедрение адекватных подходов к обучению, обеспечение устойчивости и последовательности в преподавании предмета, формы и методы оценки успешности его усвоения и т.п. Так, например, в Северной Ирландии большое внимание в граждановедении уделяется разрешению конфликтов и правам человека, в Шотландии упор делается на развитие независимой гражданской культуры, а в Уэльсе в центре внимания находятся вопросы культурного разнообразия [9, с. 2].

Таким образом, гражданское образование в США преподается на дисциплине «Civitas», а в Англии – «Citizenship Education». Граждановедческий курс составляет от 2 до 5 часов в неделю. Данный учебный предмет помогает понять детям свою роль и ответственность в качестве граждан современного демократического общества, и он призван помочь им при решении возникающих трудных проблем морального и социального плана.

В странах Европы для распространения и поддержки гражданского образования прилагается много усилий. Аспекты граждановедения прочно закрепились в государственных программах начального, среднего и высшего образования, которые постоянно модернизируются с учетом вызовов современности. Без полноценного гражданского образования невозможно построение гражданского общества и правового государства. Общество нуждается в своевременно образованных, нравственных, предприимчивых людях, способных самостоятельно принимать правильные решения в различных ситуациях, обладать чувством ответственности за судьбу.

Для улучшения преподавания гражданского образования можно предложить следующие рекомендации: проведение учащимися самостоятельных уроков граждановедения, участие воспитанников в работе школьных институтов демократии и участие в решении конкретных социальных проблем, создание более детальных методических пособий, финансирование проблем, связанных с реализацией учебного предмета, поощрение роста «общин на практике», усиление знаний и исследовательской базы для гражданского обучения, приспособление образовательного процесса к условиям конкретного региона с учетом местных традиций и обычаев.

Список использованной литературы:

1. Кропанева Е.М. Теория и методика обучения праву: учеб. пособие. – Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф. пед. ун-та, 2010. – 166 с.

2. Меморандум «Актуальные задачи гражданского образования России». Итоговый документ Всероссийской научно-практической конференции [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.un-museum.ru/news/Memo1.htm. – 15.03.2015.

3. Гражданское образование – педагогический, социальный и культурный феномен: Монография. – СПб.: Изд-во «Союз», 2006. – 167 с.

4. Организационно-методические основы гражданского образования школьников [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.moysosh10n.narod.ru/voenosnovigrobr.htm. – 20.03.2015.

5. Жиляева Е.И. Проблема гражданского образования в социальной философии С.И. Гессена / Е.И. Жиляева // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). – 2012 – №1(09). – С. 8.

6. Педагогика / В.Сластенин, И.Исаев, Е.Шиянов. – 6-е изд. – М.: 2007. – 576 с.

7. Джуринский А. Н., Харитонова Е. Н. История патриотического и гражданского образования в России и США (сравнительный контекст) /А.Н. Джуринский, Е. Н. Харитонова // Педагогическое образование и наука. – 2010. – №3. – С. 40–51.

8. Курдюмова И.М. Гражданское образование: новый учебный предмет (на примере Англии) / И.М. Курдюмова // Проблемы современного образования. – 2011. – №1. – С. 74–81.

9. Свиридова Е. А. Гражданское образование в Великобритании / Е.А. Свиридова // Сибирский торгово-экономический журнал. –2011. – № 13. – С. 3.

6

Просмотров работы: 1098