К метапредметным результатам обучающихся относятся освоение учебных действий (познавательные, регулятивные, коммуникативные), обеспечение овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, межпредметными понятиями.
Основным объектом метапредметных результатов служит сформированность ряда регулятивных универсальных действий, к которым мы можем отнести умение принимать определенные учебные цели и задачи; способность планировать свою деятельность в зависимости от поставленной задачи и умение ее разрешения; способность анализировать и уметь управлять своими действиями, проявлять самостоятельность в обучении; умение собирать нужную информацию, уметь ее анализировать, изучать, обрабатывать и т.д.; с помощью определенных схем, таблиц, знаково-символической системы уметь систематизировать информацию и уметь отбирать главное; умение сравнивать, анализировать, обобщать, классифицировать, устанавливать аналогии к известным понятиям; способность обучающегося взаимодействовать с учителем и сверстниками и нести ответственность за себя и свои действия.
Оценивание метапредметных результатов на ступени начального общего образования строиться на умении учится, то есть совокупности действий, которая обеспечивает способность обучающихся к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
На основе теории П.Я. Гальперина и Н.Ф. Талызиной «Теория поэтапного формирования умственных действий как средство развития личности в учебной деятельности», мы можем рассмотреть способы формирования умений в образовательном процессе.
Мы можем сказать, что каждое действие представляет собой сложную систему, включающую в себя следующие части, ориентировочную, исполнительную, контрольно-корректировочную.
Полноценное формирование умственных действий требует организации специальной работы по его усвоению, состоящей из двух подготовительных, обеспечивающих условия для успешного выполнения действия (ориентировочная часть), и четырех основных, обеспечивающих непосредственное овладение действием (исполнительная и контрольно- корректировочная части) этапов.
Первый этап – мотивационный. Он связан с формированием у учащегося мотивации на выполнение действия. На данном этапе говорится, что существует внутренняя мотивация и внешняя. Более эффективной считается внутренняя мотивация обучающегося, базирующаяся на познавательном интересе и ненасыщаемой познавательной потребности. Такая мотивация может успешно пробуждаться, например, в проблемном обучении, когда ученик, сталкиваясь с проблемой, видит противоречие, испытывает затруднение, удивление, восхищение, желание разобраться. Внешняя мотивация, положительная или отрицательная (например, материальное вознаграждение или угроза наказания), сохраняется не столь длительно, как внутренняя, и требует постоянного поддержания извне.
Второй этап называется ориентировочный, на котором создается ориентировочная основа действия (ООД).2 ООД может быть составлена и преподнесена учащемуся по-разному, в зависимости от этого наблюдается больший или меньший развивающий эффект обучения. П.Я. Гальперин и Н.Ф. Талызина выделили 3 типа ООД.
Первый тип – неполная. Осуществляется без указаний как осуществляется действие, в котором учебник работает «методом проб и ошибок». В данном типе прочный навык не образуется, действие не переносится на новую ситуацию.
Второй тип – полная. Даются исчерпывающие указания как выполняется действие, умение анализировать материал, в котором обучение осуществляется быстрее, без ошибок и действие переносится в стандартную ситуацию. Построение полной системы ориентиров не только сводит к минимуму количество ошибок, но и обеспечивает возможность самостоятельного контроля учеником правильности выполнения умственного действия на каждом этапе его формирования.
Третий тип и последний – инвариантная. В котором происходит обучение анализа задания, которое первоначально требует больше времени, действие выполняется сразу самостоятельно без ошибок, неограниченная способность к переносу.
Третий этап – материализованное действие. Материализованное действие является начальным этапом формирования любого умственного действия и обучать минуя его нельзя. Именно на этом этапе действие подвергается развертыванию и обобщению. Развернуть действие – значит показать все его операции в их взаимной связи. Так, объясняя сложение, учитель вначале формирует из предметов отдельные слагаемые, затем соединяет их в общую группу и затем пересчитывает ее с начала до конца. Обобщить действие — значит выделить из многих свойств объекта именно те, которые необходимы и достаточны для выполнения действия. После ознакомления с учебным заданием ученик переходит к непосредственному выполнению самого действия. Сначала такое действие должно было быть обязательно действием с материальными предметами. В старшей школе вместо предметов ученик начинает пользоваться их изображениями: схемами, чертежами, описаниями, символами и т.д.
Четвертый этап – внешнеречевой. На этом этапе действие выполняется без опоры на материальные или материализованные объекты, сопровождается устной или письменной речью, которая выполняет функцию ООД. При пропуске этого шага навык становится неустойчивым, неуверенным, совершается с массой ошибок, сопровождается постоянным стремлением вернуться к действию с предметами. Пропуск при обучении громкоречевого этапа вызвал увеличение ошибок в 3—4 раза по сравнению с группой детей, которая прошла все этапы.
Здесь мы рассмотрим различные ошибки, которые может совершить обучающий в процессе обучения: заучивание правил без умения пользоваться ими; неумение объяснить действие, практическое выполнение которого, на первый взгляд, освоено учащимся.
Пятый этап – внутреречевой. Он связан с беззвучной устной речью, то есть проговаривание про себя. Он отличается от предыдущего большей скоростью и сокращенностью действий. Правильность каждой операции и конечного результата контролируется учителем. На этом и последующем этапах действия учащегося меньше поддаются контролю и управлению. Но если заложен надежный фундамент правильного выполнения умственного действия на предыдущих этапах, то вероятность успеха велика.
Шестой этап – умственного или внутреннего действия. На этом этапе действие максимально сокращается, автоматизируется. Можно говорить о самостоятельном и освоенном действии. Контролю учителя подвергается лишь конечный результат.
В данной теории положения поэтапного формирования умений и действий позволяют организовывать эффективное обучение и самообучение не только в школе, но и вузе, а также при самообразовании.
Помимо данной теории существуют современные способы формирования метапредметных умений.3
Возможности формирования метадеятельности заложены в ряде методик, подходов и технологий:
Проектная деятельность как средство формирования метапредметных умений и навыков. Проектная деятельность формирует человека, которые умеет действовать самостоятельно получать информацию, которая необходима из максимального числа источников, умеющий анализировать, строить определенные модели, делать выводы, в экстренных ситуациях уметь быстро принимать решения. Это необходимо для подготовки обучающихся к комфортной жизни в информационном обществе.
Интерактивное обучение происходит через получение опыта, который позволяет решать проблемы, например: улучшить качество усвоения материала и развить у детей навыки взаимодействия с другими людьми. Данное обучение имеет ряд преимуществ, тем что оно связано с групповым воздействием обучающихся друг на друга и каждый участник данного процесса эмоционально активен в процессе обучения.
Личностно–ориентированные технологии обучения.
Обучение, при котором обучающиеся являются субъектами обучения и развития называется личностно-ориентированной технологией, которое ориентировано на получение жизненного опыта, которое осознается в повседневной жизни.
Цель данного обучения – создание необходимых условий для выявления возможностей и способностей обучаемых, раскрытия и развития личности каждого ребенка, его самобытных индивидуальных особенностей.
В данной работе мы рассмотрели формирование метапредметных умений в процессе обучения обществознания, и можем сделать вывод, что внедрение стандарта второго поколения и необходимые требования положительно влияют на процесс образования в образовательных организациях. Формирование универсальных учебных действий на уроках обществознания дает возможность подготовить ученика обучаемого, способного самостоятельно учиться, переучиваться в течение жизни, имеющего возможность использовать функциональные, деятельностные качества на практике, успешно овладевшего новыми знаниями, умениями и компетенциями. Внедрение требований к вышеприведенным в работе результатам окажет положительное влияние на повышение качества образования в образовательных организациях, будет способствовать формированию разносторонне развитой личности, обладающей высоким уровнем общекультурного и личностного развития, способной к самостоятельному решению новых, еще неизвестных задач.
1 Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 21.07.2014) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2015)
2 ООД – это описание выполнения действия, модель действия, которая может быть представлена в текстовом или графическом виде, а также система условий правильного выполнения действия.
3 Метапредметные умения – это обобщённый способ действий, который позволяет самостоятельно организовать образовательный процесс, включающий в себя элементы алгоритмизации и рефлексию действий (Ю.Громыко).